18 ноября 2005 г., пятница
Концерт на Пречистенке
Маргарита Чхеидзе, народная артистка Грузии
(фортепиано)
Сандро Эристави, Лауреат Всесоюзных фестивалей авторской песни
(гитара, бас-гитара, вокал, художественный свист)
Шуберт-Лист - Вальс-каприс №6
Лист - Забытый вальс №1
Шопен - Полонез, вальсы, мазурки
Дебюсси - Вальс более чем медленный
- Кукольный кэк-уок
Альбенис - Танго
Прокофьев - Меркуцио
Телониус - Монк-блюз "Вокруг полуночи" (обработка М.Чхеидзе)
Чхеидзе - Танцевальная сюита:
Вальс из прошлого
Чарлстон "Немножко румбы"
Салса
Посвящение Гершвину - в стиле степ
Репортаж из родной музшколы.
Буря чувств. Сначала сомнение, стоит ли идти на этот концерт. Вся публика за
редким исключением была глубоко пожилого возраста, а по разговору можно было
понять, что это соседи чуть ли не одного дома и, по-видимому, все знакомы с
выступающими. Дамы с палочками и букетами с большим трудом преодолевали старинную
чугунную лестницу, радостно приветствовали друг друга и тут же включались в
общую светскую беседу. Дочка (у нее как раз закончился урок) так просила меня
купить билет, что я согласилась пойти; все-таки согласилась с условием, что
мы, как учащиеся - настоящая и в прошлом - этой школы, пройдем бесплатно. Было
большое опасение, что концерт будет под девизом "прошлое для прошлого".
Когда же музыка зазвучала, новое чувство полностью поглотило меня: виртуозность
игры никак не сочеталась с почтенным возрастом исполнительницы. Это было поразительно.
Феноменальные пассажи, одновременно филигранно отточенные и нежные, создавали
ощущение сыгранных не человеком. Букеты роз, преподносимые после каждого произведения,
постепенно сложились в приличную гору на столе. Люди срывались со своих мест,
стремясь вручить букет после особо понравившейся вещи, не дожидаясь завершения
концерта. Я наслаждалась прекрасной музыкой, идеально звучавшей в родном зале,
который я помнила с далекого детства. Постепенно музыкальная машина времени
пронесла нас от эпох Листа, Шуберта и Шопена к Прокофьеву. Тут бы ей и остановиться.
Но после небольшого перерыва сия немного сумасшедшая машина понеслась не во
времени, а в другое музыкальное измерение - в век джаза, невзирая на греческие
колонны зала и двенадцать муз на потолке. Сначала полились авторские вариации
на темы вальсов, популярных в двадцатом веке, потом подключилась гитара. Это
был сын пианистки, седеющий уже, явно гордый великолепием своей мамы и одновременно
немного смущенный. Вместе с гитарой, а иногда вместо нее, он время от времени
выдавал вокальные джазовые импровизации, иногда имитируя соло саксофона, и один
раз перешел на свист. Трогательность была именно в этом поразительном контрасте:
феерического мастерства мамы и почти домашнего, очень уютного музицирования
сына. Причем азарт и страстность рояля непостижимым образом сочетались с добрым
ворчанием бас-гитары и даже, о, ужас, с флегматичным посвистыванием.
Трудно описать, что творилось в моей душе. Нет, я обожаю джаз и сама часто подпеваю
во время передач по радио, получая от такого "караоке" неподдельное удовольствие.
Но в этом зале... "Моя учительница Нина Петровна сейчас в гробу перевернется",
- с искренним ужасом прошептала я своей соседке. Во время художественного свиста
мое тело сползало по стулу, а голова уходила в плечи, пытаясь переварить противоречивые
чувства, обуреваемые мною. Правила, впитанные в этих стенах с детства, диктовали
строжайшие требования к репертуару, который приемлем здесь. Классика и только
классика!!! И вдруг такой удар. Потом я констатировала, что испытываю глубокую
обиду, но не за себя, а за свою любимую учительницу (Царство ей Небесное), воспринимая
происходящее как бы ее глазами. Что касается меня лично, то вывод один: вышла
я с концерта не тем же человеком, которым туда вошла. Я поняла: есть просто
хорошая музыка (без разделения на стили) и великолепное ее исполнение. Значит,
искусство все-таки победило изживающие себя установки и условности. Может быть,
на таких контрастах и закаляется душа, получает прививку, чтобы всерьез не заболеть
от каждодневных шоков при виде старинных особняков, превращенных в казино и
горские сакли-рестораны (как на Остоженке). На то она и духовность (и этот концерт,
как небольшой урок ее), чтобы готовить наши души к самым невообразимым поворотам
и диким новостям, которыми ежедневно осыпает нас жизнь. Быть готовым ко всему,
воспринимать жизнь открытым сердцем и тщательно отделять зерна от плевел. Извините,
если была слишком откровенна. И спасибо за концерт,
Маргарита Чхеидзе и Сандро Эристави.