18 ноября 2005 г., пятница
Концерт на Пречистенке
Маргарита Чхеидзе, народная артистка Грузии (фортепиано)
Сандро Эристави, Лауреат Всесоюзных фестивалей авторской песни (гитара, бас-гитара, вокал, художественный свист)

Шуберт-Лист - Вальс-каприс №6
Лист - Забытый вальс №1
Шопен - Полонез, вальсы, мазурки
Дебюсси - Вальс более чем медленный
- Кукольный кэк-уок
Альбенис - Танго
Прокофьев - Меркуцио
Телониус - Монк-блюз "Вокруг полуночи" (обработка М.Чхеидзе)
Чхеидзе - Танцевальная сюита:
Вальс из прошлого
Чарлстон "Немножко румбы"
Салса
Посвящение Гершвину - в стиле степ

Репортаж из родной музшколы.
Буря чувств. Сначала сомнение, стоит ли идти на этот концерт. Вся публика за редким исключением была глубоко пожилого возраста, а по разговору можно было понять, что это соседи чуть ли не одного дома и, по-видимому, все знакомы с выступающими. Дамы с палочками и букетами с большим трудом преодолевали старинную чугунную лестницу, радостно приветствовали друг друга и тут же включались в общую светскую беседу. Дочка (у нее как раз закончился урок) так просила меня купить билет, что я согласилась пойти; все-таки согласилась с условием, что мы, как учащиеся - настоящая и в прошлом - этой школы, пройдем бесплатно. Было большое опасение, что концерт будет под девизом "прошлое для прошлого".
Когда же музыка зазвучала, новое чувство полностью поглотило меня: виртуозность игры никак не сочеталась с почтенным возрастом исполнительницы. Это было поразительно. Феноменальные пассажи, одновременно филигранно отточенные и нежные, создавали ощущение сыгранных не человеком. Букеты роз, преподносимые после каждого произведения, постепенно сложились в приличную гору на столе. Люди срывались со своих мест, стремясь вручить букет после особо понравившейся вещи, не дожидаясь завершения концерта. Я наслаждалась прекрасной музыкой, идеально звучавшей в родном зале, который я помнила с далекого детства. Постепенно музыкальная машина времени пронесла нас от эпох Листа, Шуберта и Шопена к Прокофьеву. Тут бы ей и остановиться. Но после небольшого перерыва сия немного сумасшедшая машина понеслась не во времени, а в другое музыкальное измерение - в век джаза, невзирая на греческие колонны зала и двенадцать муз на потолке. Сначала полились авторские вариации на темы вальсов, популярных в двадцатом веке, потом подключилась гитара. Это был сын пианистки, седеющий уже, явно гордый великолепием своей мамы и одновременно немного смущенный. Вместе с гитарой, а иногда вместо нее, он время от времени выдавал вокальные джазовые импровизации, иногда имитируя соло саксофона, и один раз перешел на свист. Трогательность была именно в этом поразительном контрасте: феерического мастерства мамы и почти домашнего, очень уютного музицирования сына. Причем азарт и страстность рояля непостижимым образом сочетались с добрым ворчанием бас-гитары и даже, о, ужас, с флегматичным посвистыванием.
Трудно описать, что творилось в моей душе. Нет, я обожаю джаз и сама часто подпеваю во время передач по радио, получая от такого "караоке" неподдельное удовольствие. Но в этом зале... "Моя учительница Нина Петровна сейчас в гробу перевернется", - с искренним ужасом прошептала я своей соседке. Во время художественного свиста мое тело сползало по стулу, а голова уходила в плечи, пытаясь переварить противоречивые чувства, обуреваемые мною. Правила, впитанные в этих стенах с детства, диктовали строжайшие требования к репертуару, который приемлем здесь. Классика и только классика!!! И вдруг такой удар. Потом я констатировала, что испытываю глубокую обиду, но не за себя, а за свою любимую учительницу (Царство ей Небесное), воспринимая происходящее как бы ее глазами. Что касается меня лично, то вывод один: вышла я с концерта не тем же человеком, которым туда вошла. Я поняла: есть просто хорошая музыка (без разделения на стили) и великолепное ее исполнение. Значит, искусство все-таки победило изживающие себя установки и условности. Может быть, на таких контрастах и закаляется душа, получает прививку, чтобы всерьез не заболеть от каждодневных шоков при виде старинных особняков, превращенных в казино и горские сакли-рестораны (как на Остоженке). На то она и духовность (и этот концерт, как небольшой урок ее), чтобы готовить наши души к самым невообразимым поворотам и диким новостям, которыми ежедневно осыпает нас жизнь. Быть готовым ко всему, воспринимать жизнь открытым сердцем и тщательно отделять зерна от плевел. Извините, если была слишком откровенна. И спасибо за концерт,
Маргарита Чхеидзе и Сандро Эристави.

Сайт создан в системе uCoz