Кузнецова А. В.

Cоционические типы в свете философии Инь-Ян.

(Огонь, вода и медные трубы или

Гюго, Дюма и ветряные мельницы).

По канонам восточной философии архетипы Инь и Ян вместе образуют дао - это универсальный принцип, по которому человек соединяется со вселенной и который позволяет человеку обнаружить вселенную в себе. Любому явлению во вселенной соответствует определенное сочетание этих начал. Если энергии не соответствуют друг другу начинаются проблемы.

Вопросу поиска гармонии этих двух начал в окружении человека занимается китайское искусство фэн-шуй. Широко известен символ, характеризующий это взаимодействие противоположностей - традиционный символ вселенной - Круг Порождения: в этом Круге элементы благоприятно взаимодействуют, поочередно усиливая друг друга. Светлая сторона круга - это ян, но в нем есть и темная точка энергии инь. Энергия инь - темная сторона круга, она также содержит светлую точку - энергию ян. По фэн-шуй, эти два начала должны находиться в совершенной гармонии, поэтому им нужно уделять большое внимание.

Если где-то равновесие инь и ян сильно нарушено, это место считается неблагоприятным либо вообще непригодным для жилья человека. Например, жаркие бесплодные пустыни - чистый ян, а холодные антарктические ледники - чистый инь, и там не может жить человек.

Таблица 1.

Инь

Ян

Тьма, покой, безжизненность, смерть

Свет, яркость, активность, жизнь

Луна, ночное время суток

Солнце, дневное освещение

Холод, долины, застойная вода

Огонь, возвышенный рельеф местности, горы

Женственность, пассивность, слабость, мягкость уступчивость

Мужественность, движение, доминирование твердость

В данной работе рассматривается возможность создать модель социотипов с помощью двух высших архетипов: Ян и Инь.

Данная модель может стать дополнительным инструментом для более верного определения социотипа человека.

Концепция Инь-Ян заключается в том, что они находятся в состоянии противоборства, одновременно ограничивают друг друга и взаимодополняют.

Архетипу Ян соответствуют принципы активности, действия и воздействия, реализации потенциала.

Архетипу Инь соответствуют принципы инертности, адаптивности, восприятия. Инь предоставляет пространство и условия для реализации потенциала Ян.

Каждый человек также обладает индивидуальным балансом Инь-Ян. Психологическое проявление этих двух начал можно определить поведенческими и невербальными маркерами (поза, жесты, походка), характерными для них, а также характерной речью при взаимодействии партнеров, когда они выступают с позиции Инь или Ян.

Янский архетип проявляется в любом прямом воздействии на партнера; наоборот, отсутствие прямого воздействия на партнера заставляет предположить присутствие Инь.

Ян апеллирует к сути; Инь, наоборот, создает контекст, украшает, заботится, создает условия.

Ян задает прямые вопросы, требующие ответа; Инь задает риторические вопросы, на которые можно не отвечать, или вопросы, на которые очень трудно ответить конкретно.

Ян требует прямо - Инь создает ситуацию, предполагающую возможность или необходимость некоторых действий, склонен ассимилировать чужое воздействие, приспосабливаться к нему, создавать вокруг него контекст, косвенно подводить партнера к эмоции, мысли, действию.

Ян отличается однозначностью, краткостью, Инь же многозначен, изобилует подробностями и оттенками.

Ян в диалоге предъявляет намерение; Инь же предпочитает описать свое состояние или желание, предоставляя партнеру самому решать, что делать.

Фразеологические обороты и пословицы

Под архетипом Ян

Под архетипом Инь

Гнуть свою линию.

Рвет и мечет.

Землю роет.

Кровь ударила в голову.

Рвать на себе волосы.

Биться, как рыба об лед.

Я сам не свой.

Жить грустно, а умирать тошно.

Моя хата с краю.

Пройти молчанием (что-либо).

Ни бэ, ни мэ.

Палец о палец не ударит.

Янской модальности свойственна однозначность понимания и четкие, ясные, заранее определенные термины;

Прямой вопрос, предполагающий определенный ответ, в диалоге имеет янскую модальность. Короткий прямой ответ на поставленный вопрос имеет янскую модальность. Ян часто имеет суженое сознание, подчиненное своей цели, и его мало интересует контекст;

для иньской же модальности характерны многозначность выражения и понимания, неопределенные термины, вариации темы, ассоциации, сравнения, метафоры.

Риторический вопрос, и любая другая реплика, на которую можно не отвечать, имеет иньскую модальность. Если ответ удлиняется, становится подробным, изобилует описаниями, это иньская окраска. Инь имеет максимальный интерес именно к контексту, в котором растворяется цель (или она вообще отсутствует).

Ян действует - Инь живет.

Исторически гипотеза о представлении социотипов через понятия Инь и Ян вытекает из символьной соционики С.В. Савченко, который провел соответствие между социотипами и персонажами карт Таро.

Этим персонажам соответствуют определенные стихии: одна стихия для масти и другая для старшинства карты.

Всего было определено 4 стихии: огонь, вода, воздух, земля. Постулировалось, что огонь дополняет землю, а вода - воздух. Поскольку в западном гороскопе благоприятными сочетаниями являются другие пары (вода и земля, огонь и воздух), возникло сомнение по поводу верности определения стихий. При обсуждении этой проблемы появилось объяснение: воздух - это пар, возникающий, когда много огня и мало воды (огонь испаряет воду) - т.е. Ян, а земля - это зола, когда много воды и мало огня (вода заливает огонь) - значит Инь.

Далее возникла мысль, что всем известный символ Инь-Ян (две рыбки - черная и белая - в круге) состоят именно из этих элементов:

ян (огонь) - белая рыбка,

инь (вода) - черная рыбка,

ян в инь (пар - воздух) - белый глаз черной рыбки,

инь в ян (зола - земля) - черный глаз белой рыбки.

Социотип можно представить в виде сочетания двух первоэлементов - Ян и Инь. Причем порядок расположения символов для каждого социотипа принципиально важен, размер символа также.

Размер символа (гипотетически) свидетельствует об энергетике данного типа. Большие символы соответственно более энергетически насыщены, малые - менее.

Рациональные типы относятся к группам огня и земли, а иррациональные - к группам воды и воздуха. Кроме того, сенсорные этики представлены исключительно большими символами (большая энергетика), а интуитивные логики - малыми (стремление к точности). Также можно отметить, что каждая квадра образует два полных Круга Порождения. Симметричные социотипы содержат одинаковые элементы, но в разном порядке. Так Бальзак симметричен Джеку, Габен - Гексли и т. д.

Первая квадра - квадра чистых элементов. Они легче всего могут быть подвергнуты изменениям, легче "мутируют".

Дуалы в этой квадре дополняют друг друга качеством противоположной стихии. А значит диады в целом более гармоничны, чем отдельный тип, и дуализированный человек набирает и несет в себе энергию противоположной стихии.

Причем дуал с большим по весу зарядом оказывает более сильное влияние на своего партнера по диаде. В данном случае Гюго и Дюма являются носителями большего по величине энергетического заряда. И значит диаду Дюма-Дон-Кихот можно считать условно иньской, а диаду Гюго-Робеспьер - условно янской. Приведем некоторые ассоциации, возникающие при восприятии стихий, соответствующих социотипам первой квадры.

Вторая квадра - квадра самых сильных: только ян или только инь типы. Здесь наблюдается симметрия активаторов: Жуков симметричен Гамлету, Есенин - Максиму. Дуалы в этой квадре так же, как в первой квадре, дополняют друг друга вибрациями противоположной стихии. К тому же эти вибрации равного заряда по энергии. Возникающие внутри диады отношения можно сравнить с перетягиванием каната - кто кого. Но общая энергетика диад представляет собой полный Круг Порождения.

Третья квадра - квадра самых противоречивых: центробежные тенденции, внутренний дискомфорт. Симметричны зеркальные типы: Наполеон и Драйзер, Джек и Бальзак. Дуалы в этой квадре значительно различаются по энергетике. Наполеон и Драйзер являются носителями символов с высокой энергетикой, а Джек и Бальзак - с низкой. Соответственно дуализированные Джек и Бальзак будут более энергичными по сравнению с недуализированными, а дуализированные Наполеон и Драйзер - более уравновешенными, чем недуализированные. Тем не менее образуемые диады так же, как во второй квадре, образуют полный Круг Порождения, что свидетельствует о гармоничности диад в целом.

Четвертая квадра - квадра самых гармоничных, но мало способных приспосабливаться к изменениям. Симметричны дуалы: Штирлиц и Достоевский, Габен и Гексли. Благодаря симметричности дуалы в этой квадре усиливают друг друга в своих качествах, как положительных, так и отрицательных. Им легче, чем кому-либо, быть дуалом самому себе. Дуализированные Штирлиц и Достоевский более янские (для них важнее "что делать?"), чем недуализированные. В то время как дуализированные Габен и Гексли - более иньские (для них важнее "как быть?").

Группа инь-инь (самобытие) включает в себя следующие социотипы: Дюма (Посредник), Есенин (Лирик), Горький (Инспектор/Опекун), Робеспьер (Аналитик).

Интроверты. Веселые (1 и 2 квадра). Эмотивисты, а это действительно очень "инь-ский" показатель.

Внешние (поведенческие и речевые) признаки инь-группы:

взгляд искоса,

тело расслаблено,

жесты плавные,

интонации тягучие,

речь многословная,

отсутствие обращения,

отход от темы,

вопросы риторичны,

ответ не связан с вопросом,

реакция партнера не обязательна.

Группа с набором ян-ян (действие): Гюго (Энтузиаст), Гамлет (Игрок), Жуков (Маршал), Дон-Кихот (Искатель).

Экстраверты, конструктивисты, веселые.

Внешние (поведенческие и речевые) признаки группы: Янские

интонации агрессивны, напористы,

твердый прямой взгляд,

тело напряжено,

поза закрытая,

спина ссутулена,

движения быстрые,

рука или палец направлен на объект,

повелительное наклонение речи,

прямой вопрос, требующий ответа.

краткая речь,

обращение по имени.

управление ситуацией полностью, то есть,

ответственность за свое воздействие и за его результат.

Фразеологические обороты и пословицы

В модальности ян (ян)

В модальности инь (инь)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сказано, сделано.

Лиха беда начало.

Бог найдет и в люди выведет.

Плыть поперек течения.

Лезет на рожон.

Что ни закинет, то вытащит.

Бьет ключом!

Медведь пляшет, а цыган деньги берет.

Никак нельзя, а можно.

Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Рад бы стараться, да сил нет.

Мне до лампочки.

Придет время, будет и наш черед.

За терпенье дает Бог спасенье.

Жаль-жаль, а пособить нечем.

Жил, ни о чем не тужил.

Ни жив, ни мертв.

Группа инь-ян (готовность к действию): Габен (Мастер), Бальзак (Критик), Драйзер (Хранитель), Достоевский (Гуманист).

Интроверты, серьезные, конструктивисты.

Их можно назвать янскими интровертами.

Демонстрируется готовность (инь) к проявлению нужной энергии (ян). Обращает внимание на свое состояние, как результат воздействия партнера, идет реплика, указывающая или намекающая на происшедшее воздействие, к которому говорящий адаптируется.

Любое напряженное состояние.

Группа ян-инь (подталкивание к действию): Гексли (Советчик), Наполеон (Политик), Джек (Предприниматель), Штрилиц (Администратор).

Экстраверты. Серьезные, эмотивисты. Им подойдет название экстравертов иньских.

Модальность ян (инь) существенно мягче чисто янской.

Реакция партнера не определяется однозначно,

демонстрация, в рамках янского нажима, готовности изменить его характер,

в рамках янского "наезда" появляется элемент описания состояния говорящего,

подразумевается прямое воздействие, реакцию на которое человек однозначно не предполагает, и допускает варианты,

ответственность за факт ответной реакции, но не за ее содержание.

Провокация - ставит партнера перед необходимостью выбора. Позиция рекомендации или совета, настоятельной просьбы. Неуверенное распоряжение.

Фразеологические обороты и пословицы

В модальности инь (ян)

В модальности ян (инь).

Под лежачий камень вода не течет.

Хоть кол на голове теши.

Кровь леденеет.

И рад бы перешел, да броду не нашел.

Купил бы сала, да денег мало.

Глаз видит, да зуб неймет.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Слава Богу! Держать язык за зубами.

Руки чешутся. Я сбился с ног.

Умываю руки. Хлопот полон рот.

Атмосфера накалена.

Уперся да стал, как поперек горла.

Упирается руками и ногами.

Клещами не вытащишь.

Лев мышей не давит. Орел мух не ловит.

Покажу, где раки зимуют!

Где посадят, там и сиди!

Пошло дело, как по маслу.

Не я еду, нужда везет.

Ходить на задних лапках.

Срываю цветы удовольствия.

Где свалюсь, там и лежу.

Толочь воду в ступе.

С места в карьер.

Терпение и труд все перетрут.

Еще одно деление на группы (хорошо уже известное) - это деление на сайентистов, социалов, управленцев и гуманистов. С точки зрения нашей гипотезы это деление зависит от набора символов по величине, т.е. по энергетике. Вода и огонь (большие элементы) - первичны, воздух и земля (малые элементы) - вторичны.

"Демократы" (сайентисты и социалы) имеют равные символы. В них нет внутреннего перекоса по энергетике.

Социалы - высоко энергетические типы, они имеют только большие символы в наборе. Сайентисты имеют только малые, следовательно, они низкоэнергетические типы.

"Аристократы" содержат символы, разные по весу (энергетике).

Управленцы содержат большой + малый символы. Исходя из постулата, что второй символ более значим, можно предположить, что их энергия поверхностна, больше снаружи, чем внутри, базисный элемент свидетельствует о низкой энергетике.

У гуманистов (показаны в круге) - обратное расположение символов: малый + большой. За внешней слабостью стоит высокая энергетика.

* Здоровье.

Две вегетативные нервные системы в организме человека соответствуют именно этим двум силам или энергиям: симпатическая нервная система - ян (способствует активности, действию, собранности), парасимпатическая нервная система отвечает за расслабление, переваривание пищи, сон, покой - инь.

Гиперактивность симпатики может вызвать гастрит или язву желудка. Слишком активная работа парасимпатики приводит, например, к аллергическим заболеваниям, астме.

*Таланты в искусстве или науке.

Иньские мужчины и янские женщины имеют внутренние противоречия, побуждающие их к самореализации, позволяющей обрести душевную гармонию. Искания новых форм в искусстве и в науке: самовыражение в поэзии, музыке, создании новых теорий и т.д. С другой стороны им гораздо проще понять лиц противоположного пола, поскольку им легче войти в резонанс с носителями родственных стихий.

Чисто иньским женщинам и янским мужчинам гораздо труднее осуществлять эмпатию (сопереживать) по отношению к противоположному полу. Они их дополняют, но не понимают. Вероятно, значительное число лиц, выбирающих для себя нетрадиционную сексуальную ориентацию, принадлежат к социотипу, содержащему оба первоэлемента противоположной его биологическому полу стихии.

Женщине с набором ян-ян довольно трудно будет найти себе дополняющего партнера-мужчину, пока она не поймет, что мягкие и заботливые, совсем не пробивные мужчины типа инь-инь созданы для нее.

Понимание своего психотипа с точки зрения баланса Инь-Ян могло бы помочь человеку разобраться в его истинных потребностях более полно.

*Различие восточной и западной культур.

Янская западная культура тяготеет к логичности, рациональности, суховатости в отличии от восточной (иньской) культуры, которая как известно непредсказуема -"Восток дело тонкое", эмоциональна и этична, т.е. одновременно обходительная и коварная. Западная - анализ, восточная - синтез. Это накладывает отпечаток на носителей данных культур. Хотя, конечно, в наше время взаимопроникновение двух всемирных культур очень значительно, всегда нужно учитывать при тестировании, что то или иное поведение (с точки зрения Инь-Ян) может быть продиктовано не только личным психотипом и балансом Инь-Ян, но также наслоением воспитания в рамках этих больших культурных пластов.

 

 

Рис. 1. Обозначения социотипов в символах Инь-Ян. Таблица С.В.Савченко по картам Таро. Соответствие стихий частям Круга Порождения.

 

Рис. 2. Социоворот (socioring) - удобное представление социона. Экстраверты - серый цвет, интроверты - белый. Рационалы - прилегают к горизонтальной оси "Этики-Логики", иррационалы - к вертикальной оси "Интуиты-Сенсорики". Дуалы находятся друг напротив друга.

 

 

Рис. 3. Линиями связаны социотипы, относящиеся к дихотомическому признаку "демократы" и обладающие сходным по размеру набором символов: только большие (социалы) или только малые (сайентисты).

 

 

Рис. 4. Симметричные относительно проведенных линий социотипы. Рационалы - группы Огня и Земли. Иррационалы - группы Воды и Воздуха.

 

Рис. 5. Деление социотипов на группы по сочетаниям первоэлементов Инь-Ян. Группа ян-ян: экстраверты янские, группа инь-инь: интроверты иньские, группа инь-ян: интроверты янские, группа ян-инь: экстраверты иньские.

 

Рис. 6. Рамками выделены социотипы, относящиеся к дихотомическому признаку "аристократы" и обладающие сходным по размеру набором символов: сенсорные логики - управленцы (квадрат) - большой + малый символы, интуитивные этики - гуманисты (круг) - малый + большой.

Сайт создан в системе uCoz