На Главную

(R) Кузнецова А.В.

Философия Дао как антитеза соционике.

Долгое время не удавалось найти толкование деления круга порождения, помимо присужденных уже стихий. Что кроется за этим фундаментальным делением всего сущего? Постепенно понимание сформировалось: главный вопрос философии о первичности Духа (сознания - в диамате) или Материи и стал искомым ответом. Итак: будем считать белую половину круга - олицетворением Духа, а черную - олицетворением Материи.

Тогда малые кружки представляют собой: белый на черном - дух в материи, черный на белом - материя в духе. Дух в материи - это по-видимому - душа. Но вот с материей в духе сложнее. Что это может быть? В отношении человека - это может быть здравый смысл (т.е. идущий от требований жизни), целесообразность, матрица жизни, налагающая свой отпечаток на способ мышления, практичность, предприимчивость и прагматизм. Г.А. Шульман по этому вопросу говорит о меценатстве как о материальной поддержке для развития духовных идей.

Рассмотрим подробнее эти деления. Инь - материя, структура, тело, форма, животное начало, внешность, мертвая вода из сказок, затягивающая раны, восприятие, целостность, синтез, материальный носитель наследственности - гены, индивидуальность (по Калинаускасу), а как максимальное проявление - Любовь, иррациональность, милость, человечность, естественность, свобода.

"Бытие действует в соответствии Пути
и самопроизвольной естественности.
И всегда остается верным себе."

Ян - дух, сознание, божественное начало, суть, содержание, живая вода в сказках, возвращающая жизнь, суждение, анализ, интеллект, ум, рациональность, личность (Калинаускас), порядок, в пределе - Истина, справедливость.

Эти два фундаментальные направления на рисунке показаны горизонтальной и вертикальной осью. ("Сущность женщины - горизонтальная", А.Вознесенский). Диагональ, направленная из начала координат (точка "нуль-перехода") направо наверх - показывает связь с внешним миром. Это ось психоэнергетики (сущность, по Калинаускасу) - здесь на этой линии соединяются вместе все понятия (достигают максимального развития идеальное и материальное). Это граница между областями биологического и духовного и ось, крайними полюсами которой являются внутреннее (самосознание) и внешнее (окружающий мир). Смещение по этой оси в ту или другую сторону определяет большую настроенность человека на внешний (экстраверсия в соционике) или на свой внутренний мир (интроверсия). Треугольник ниже диагонали относится к способности восприятия (в соционике - это иррациональные сенсорика и интуиция), а треугольник выше диагонали - к способности суждения (рациональные логика и этика в соционике). В наивысшей правой точке обе эти способности достигают своего максимума, поэтому резонанс с миром здесь также максимален, что позволяет создавать наиболее полную картину мира.

"Знание без практики порождает лишь страсти.
Пребывание в не-деянии приносит спокойствие миру".

Эта простейшая схема, созданная И.Н.Калинаускасом по теории качественных структур, представляет основные полюса миропонимания: 1)полюса: сознание (ум) - психика (сердце) - материя (тело), 2) вопрос приоритета врожденных качеств (самосознание) или влияния среды (связь с миром), 3) дилемма большей важности простоты и естественности или достижения вершин искусства и культуры, 4) вопрос свободы каждой личности от давления социума и ее долга перед ним. Калинаускас утверждает, что пределом самосовершенствования будет смещение точки сознания в начало координат (точку "нуль-перехода"), ориентация только на собственное самосознание и полное освобождение от влияния внешнего мира. Если это и верно, то только как этап развития, для того, чтобы стать самим собой. Но это не может быть целью, а только средством для полного понимания себя в мире и своего предназначения в нем.

"Совершенномудрый отдает предпочтение внутреннему
перед внешним, поэтому всегда остается самим собой."

Мы считаем, что каждый человек на данной системе координат имеет свой локальный центр, и потому, насколько этот реальный центр соответствует идеальному центру для данного человека, настолько он и чувствует себя защищенным, реализованным и счастливым. Возможно, что для некоторых место этого центра будет соответствовать точке золотого сечения (оставим это пока без доказательств).

Эта же схема объясняет происхождение многих страхов, отравляющих жизнь: страх общения с миром, страх своей непохожести (или своей похожести на всех), страх перед собственными чувствами, страх "лишней" информации, страх перед своими мыслями, не вписывающимися в общепринятые рамки, страх необъяснимых рациональным способом предчувствий. Все эти и многие другие страхи возникают при сужении сознания в одну точку с потерей чувства своего единства с окружающим миром, при значительном накоплении знаний (информации) без пропорционального роста способности любить или, наоборот, при безоглядной страстности, не подкрепленной развитием интеллекта, или при избыточно развитой способности прогнозировать последствия страх какого бы то ни было действия. Страх же, как все помнят из "Мастера и Маргариты" Булгакова, самый первый и самый тяжелый из грехов, который ведет за собой все остальные. Не говоря уже о той громадной энергии, которую страх отбирает у человека, лишая его возможности полноценной самореализации.

Снятие страхов возможно при замене точки сознания на центр, т.е. не локальное место, а центр внутри области величиной например с Мир (или чуточку меньше).

"Совершенномудрый день ото дня тратит знания, приобретая опыт.
...Овладение Миром всегда осуществляется посредством не-деяния."

Необходимые условия равновесия и баланса: совмещение собственного центра с центром Мира, собственный индивидуальный баланс системы тело-разум-чувства без сильных перекосов и однобокого развития одной составляющей в ущерб остальным. Именно сбалансированное развитие, целостность и чувство единства с Миром дает возможность в каждый момент времени поступать наилучшим с объективной точки зрения образом.

"Небо и Земля не любят людей, они пребывают в единении.
Совершенномудрый не любит людей, он пребывает в единении.

...Безмолвное согласие с миром ведет к единению,
рассуждения же о любви ведут к поражению.
Не лучше ли соблюдать середину?"

Для религии такое верное духовное бытие (или следование истинному Пути) называется пониманием Божьего промысла. У С.Лазарева Божественная любовь противопоставляется человеческой любви, первая из них - спасает, вторая - убивает. Под Божественной любовью понимается именно следование требованиям самой жизни, а не нашему ограниченному пониманию ее.

"Достигая состояния самопроизвольной естественности,
становишься проводником Высшей воли"
.

Именно это состояние и процесс названы у Лао-Цзы "Путь" с большой буквы (Буквальное значение "дао" - "дорога", "путь", в переносном смысле, в значении "пути человеческого". Путь, которым следует вселенная, и вместе с тем то невидимое и непостигаемое ни ощущениями, ни интеллектом начало, в силу которого вселенная появилась и развивается. Считают, что книга "Дао-дэ-цзин" относится ко времени около 300 г. до н.э.).

"Следующий Пути, получает его поддержку и покровительство.
Сливаясь в гармонии с окружающим, все необходимое получаешь само собой."

Интересно, что данная схема может быть иллюстрацией к развитию философских течений (Древнего Китая, до и после него). Перенесение акцента с интересов государства (моизм и легизм) на интересы личности (Конфуций) [вертикальная ось] или еще пуще интересы индивидуальности (даосизм) [горизонтальная ось] и наоборот происходили на протяжении тысячелетий.

Совпадение взглядов ранних конфуцианцев и даосов было в том, что и для тех и для других человек - не средство, а цель.
Небольшой экскурс в философию Древнего Китая (см. в разделе Дао).

"Верность себе не порождает сомнений.
Сомнения же способны разрушить любой результат".

Совместим данную координатную систему с Кругом Порождения Дао. Причем будем помнить, что данный круг бывает закрученным вправо - по солнышку или влево - против часовой стрелки.

При правом варианте круга порождения (эволюция) происходит смещение большого Ян и малого Инь (рациональных стихий) к точке связи с миром. Сознание и разум ориентированы на развитие и преобразование окружающей действительности с учетом влияния внешних факторов. Большой Инь и малый Ян (иррациональные стихии) при этом тяготеют к точке самосознания. Действие направлено на мир, а состояние и самосозерцание - к себе. Невозмутимость духа дает возможность создавать и осваивать новое.

"Кто совершенствует себя, овладевает личной Силой.
...Кто совершенствует Мир, овладевает Силой Мира".

При инволюции - левом варианте круга - наоборот. Материально-чувственное тяготеет к связи с миром (настрой на потребление, не "я даю миру", а "мир дает мне"), в то время как сознание и разум (рациональные стихии) смещены в сторону самосознания (эгоцентризм, оценка того, насколько то, что дал мир мне нужно). Внимание к индивидуальности, к внутреннему миру и переживаниям. В этом проявляется роль инволютивного (левого) круга, как обратной связи, оценки результата, критического взгляда на развитие, сопротивления среды, торможения, без которого невозможно никакое движение, и здравого смысла, наконец.

"...Безнравственные же люди деятельны
в стремлении изменить мир".

"...Жизнь более ценна, чем любое из завоеваний" - это утверждение приверженцев левого круга. В этом просматривается различие правого и левого направлений круга Дао. Эволюционный путь (правый) соответствует позиции Конфуция, а инволюционный (левый) - позиции даосов. “Несчастье быть материалом”: "Каждый знает, как полезно быть полезным, но никто не знает, как полезно быть бесполезным". Недеяние возводится в добродетель в том смысле, что нужно совершать только необходимые действия, избегая "делать лишние телодвижения". Суета, излишняя активность, избыточность, предающая истинные потребности жизни, приравниваются греху и безнравственности.

Слишком много Инь-большого: гедонизм, погоня за удовольствиями, потребительский взгляд на окружающий мир, разгул страстей.

"...Народ презирает смерть потому, что культивируется стремление к благам жизни.
Лишь уценив жизненные блага, начинаешь ценить жизнь".

Слишком много Ян-большого: аскетизм, отрицание права тела на удовлетворение его потребностей, укрощение плоти, излишний рационализм.

Избыток ян-малого: зашкал совестливости, самобичевание, самокопание, принесение себя в жертву идеям и принципам.

"Зашкал" инь-малого: неумеренный практицизм, высушенность чувств, меркантильность, материальные ценности превалируют над духовными, депрессивные наклонности и фобии вследствие душевной истощенности.

Неумеренное смещение в сторону самосознания: экзистенциализм, отгораживание от внешнего мира, неверие в возможность быть понятым, индивидуализм, страдание от одиночества.

Перекос в сторону связи с миром: принесение личных интересов в жертву общественным, замещение своих целей целями окружающих, избыточный коллективизм.

Сайт создан в системе uCoz