Идеи Шиллера о проблеме типов

На Главную

Конспект из тома К.Юнг "Психологические типы", М."Прогресс-универс", 1995

Идеи Шиллера о проблеме типов.

С.105. Дифференцирование одной функции из многих других неизбежно влечет за собою чрезмерное разрастание ее и вместе с тем запущение и искалечивание других функций.

В отсталости современных людей Шиллер обвиняет культуру, т.е. дифференцирование функций.

Рабство неполноценных функций является неизлечимой кровавой раной в психическом современного человека. Индивидуальные ценности обречены на недооценку.

С.110. Глубокая пропасть между тем, что человек есть, между человеком-индивидом и человеком, функционирующим как часть коллектива.

Неизбежно однажды наступит момент "восстановления целостности человека" для того, чтобы и недоразвившемуся дать возможность "причаститься жизни".

С.112. Все же должно находиться в нашей власти восстановление этой уничтоженной искусством целостности нашей природы, при помощи искусства еще более высокого.

С.113. Близкое отношение античного духа к природе, казалось, обещало ту возможность, которой не давало христианство. Борьба элементарных сил в низших организациях должна быть окончена, для того, чтобы природа могла возвыситься до благородного творчества физического человека.

Нужно столковаться с неполноценными функциями, таким образом примирить противоположности естественным путем.

С.117. Варварство заключается в односторонности и в безмерности - в несоразмерности вообще.

Во внутренней раздвоенности есть что-то унизительное, но когда личная проблема сталкивается с внешними событиями, психология которых слагается из тех же элементов, как и личный конфликт, тогда субъективная проблема разрастается до широкого общественного вопроса.

С.118. Руссо: "Все выходит хорошим из рук Мироздателя, все вырождается в руках человека". Он проповедует коллективную ментальность первобытного человека, "мистическое соучастие". Пережиток архаической эпохи, когда индивидуальность вообще еще не существовала. Коллективной психике ненавистно всякое индивидуальное развитие человека, если только оно непосредственно не служит целям коллектива. "Приходится выбирать одно из двух - создавать человека или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого".

С.125. Если воля детей не испорчена по нашей вине, они не захотят ничего бесполезного.

С.126. Интеллект свершил все, что ему было доступно, раскрыл наличность противоречия между нашим желанием и опытом. Дело не в открытии рациональной истины, а в нахождении пути, приемлемого для действительной жизни.

"Богоподобие" свойственно идеальному состоянию интроверсии. Его Бог, его высшая ценность, есть отвлечение и сохранение своего эго. Для экстраверта, наоборот, Бог есть переживание в связи с объектом, полное растворение в действительности, поэтому вочеловечившийся Бог ему симпатичнее вечно неизменного законодателя.

С.140. Укрепляют характер, притупляя чувство; ибо, конечно, гораздо легче жить в мире с обезоруженным противником, чем господствовать над храбрым и бодрым врагом.

С.144. Противоположности нельзя рационально согласовать - tertium non datur - на то они и противоположности. Их можно согласовать лишь практически, на пути компромисса, или иррационально, когда между ними создается нечто новое, отличное от обеих, а между тем способное одинаково воспринимать энергию как той, так и другой стороны, являющееся выражением обеих и ни одной из них.

Шиллер: "когда человек сознает свою свободу и вместе с тем ощущает свое бытие, когда он одновременно чувствует себя материей и познает себя как дух, тогда он имел бы совершенное созерцание своей человечности, и предмет, доставивший ему это созерцание, служил бы ему символом его осуществленного назначения." Т.е. тот его путь, на котором соединяются "да" и "нет".

Элемент, в котором сливаются противоположности, есть деятельность фантазии, с одной стороны творческой, с другой стороны, воспринимающей. Функция "влечения к игре". "Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет". Предметом его влечения к игре является красота.

С.147. НО! Грубый вкус прежде всего хватается за новое и поразительное, пестрое, полное приключений и странностей, и больше всего избегает простоты и покоя.

Человек находится сам с собою в состоянии противоположности; поэтому он должен стоять где-нибудь посередине.

Шиллер: "Сосуществование двух основных влечений вовсе не противоречит безусловному единству духа, если только мы будет отличать самый дух от этих двух влечений. Оба влечения действительно существуют и действуют в нем, но сам дух не есть ни материя, ни форма, ни чувственность, ни разум".

Синезий: "Дух фантазии есть среднее между вечным и временным, мы живем главным образом благодаря ему".

Шиллер: "Каждое из основных влечений, развившись, жаждет удовлетворения, но именно потому, что оба необходимы и оба стремятся к противоположным объектам, это двойное понуждение снимается и воля получает полную свободу среди них". Для того, чтобы воля действительно могла бы разрешить спор, она должна опереться на среднее состояние или средний процесс, который сообщил бы ей содержание, не слишком близкое и не слишком далекое от каждой из сторон. Такое состояние должно быть символическим, ибо только символ может играть роль посредника между противоположностями. Символу присущ этот двойной характер реального и ирреального.

Рациональные функции по природе своей неспособны создавать символы, ибо продукты их деятельности только рациональны и определены только в одном смысле.

С.152. Только сознание способно установить, что эта функция имеет ценность, а та лишена ее. Но там, где нет сознания, где господствует ее бессознательно-инстинктивное начало, там нет и размышления, нет разлада, а есть лишь простое свершение, упорядоченность в жизни влечений, соразмерность жизни.

Разрешить логическую противоположность иррациональным путем можно только в бессознательном, где все психические функции нераздельно и безразлично слиты. Все мозговые центры связаны непосредственно. Известно достаточно малое энергетическое значение бессознательных элементов. Более энергетически выраженные элементы тут же всплывают в сознание.

С.153. Бессознательное и есть та психическая инстанция, где сочетается в группы и образования все то, что в сознании разъединено и противоположено. Это и есть серединное положение, где обнаруживаются элементы как одной, так и другой стороны, не принадлежа, однако, ни к одной из них. Именно их неразличимость создает символический характер, который должен быть присущ содержанию посредствующей воли.

С.154. Идея различения самости от противоположностей. Такое различение равняется отведению либидо как от одной, так и от другой стороны, поскольку либидо поддается распоряжению. Но ровно настолько, насколько хватает силы воли. Сила воли представляет собой именно тот запас энергии, которым "свободно" располагает наше эго.

Именно самость является возможной целью воли. Эта цель тем осуществимее, чем сильнее конфликт тормозит всякое дальнейшее развитие. В таком случае воля делает решающий выбор не между противоположностями, а только в пользу самости. Интроверсия означает только, что либидо удерживается при самости субъекта и ей не позволяется принимать участие в борьбе противоположностей. Имеющееся в распоряжении либидо должно отрешаться не только от внешнего объекта, но и от объекта внутреннего, т.е. от мысли. Оно погружается в область бессознательного, где лежит наготове материал фантазии. "Живой образ" (живая форма) (Шиллер) содержит картины психологического развития индивида в его последующих состояниях, являясь своего рода предначертанием или описанием дальнейшего пути между противоположностями.

С.156. Определение, которое человек получает через ощущение, должно быть удержано, ибо он не должен терять реальность, но вместе с тем оно должно быть устранено, поскольку оно заключает в себе ограничение, ибо должна наступить неограниченная определяемость. "Шаг назад" и есть отличение от противоположных влечений, отрешение и отход либидо от внутренних и внешних объектов.

С.157. Прийти к полной свободе от всякого содержания и определения, к тому первобытному состоянию бессознательности, когда дискриминирующее сознание еще не различало субъекта и объекта. "Безграничная определимость" - состояние бессознательного, в котором все может воздействовать на все без всякого различия. Это состояние пустоты в сознании необходимо соединить с "наивозможно большим содержанием". Соединение бессознательного и сознательного приводит к "положительному", что есть ничто иное, как символическое определение воли. В этом состоянии одновременно действуют как чувственность, так и разум. Они уничтожаются через взаимное отрицание. Причем уничтожение противоположностей создает именно ту пустоту, которую мы называем бессознательным. "Эстетическое состояние" по Шиллеру. "Человек в эстетическом состоянии равен нулю". Человеку вполне возвращается свобода быть тем, чем он должен быть".

С.158. Образец, от века заложенный и готовый в нашем духе: в Индии - учение Брахмана-Атмана, в Китае - философский представитель в лице Лао-Цзы.

Тапас "самовысиживание" - полная интроверсия. Состояние бессодержательной медитации, во время которой либидо направляется на нашу собственную "самость", наподобие высиживающей теплоты. Внутри субъекта появляется эквивалент объективной реальности. Атман - создается тождество самости с сущностью мира. Брахман не содержит понятия "самости" - это лишь общее состояние тождественности между внутренним и внешним.

Йога - это техника для достижения состояния тапас. Цель их - восстановление среднего состояния, из которого возникает творческое и спасительное начало. Цель - достижение Брахмана "высшего света", или ананда (блаженства).

Космогонический миф, - как и всякий другой миф, есть проекция бессознательных процессов. С человеком в тапасе происходят творческие процессы, которые следует понимать как новые способы приспособления к объекту.

Отношения к объекту, погружаясь в бессознательное, соединяются с другими бессознательными содержаниями, затем выявляются наружу в измененном виде. Изменение отношений к объекту придает и самому объекту иной облик.

С.160. Христианский принцип любви имеет экстравертирующее значение и безусловно нуждается во внешнем объекте. Индусская религиозная установка обретает богатство познания, христианский принцип - полноту действенного проявления.

Ritam (правильный ход) - понятие мирового порядка. Дао - закономерное ведение, средняя дорога между противоположностями, освобожденная от них и вместе с тем объединяющая их в себе. Вместо экстаза высшая степень философской ясности как высшая ступень духовного превосходства. Она укрощает все дикое, не овладевая им до очищения и не претворяя его во что-то высшее.

С.161. Шопенгауэр и западный германский дух, Мейстер Экхарт и Кант.

Для возникновения такого сродства не требуется непосредственной передачи. То же самое мы видим в мифах и символах: они могут автохтонно возникать во всех углах земного шара и все-таки остаются тождественными, потому что первоисточником их является одно и то же, всюду распространенное, бессознательное человека, содержания которого бесконечно менее различны, нежели расы и индивиды.

При воспитании человека необходимо еще создать способность любить красоту. Эстетизм остается лишь утонченным гедонизмом.

С.162. Индийская религиозная философия постигла эту категорию средств, которая необходима для разрешения конфликта. Необходима высшая нравственная напряженность, величайшее самоотречение и самопожертвование, глубочайшая религиозная сосредоточенность, настоящая святость.

У Шиллера это религиозная проблема первобытного характера. "Эстетическое настроение" или "Влечение к игре" и есть искомая средняя деятельность. Серьезность - играющая деятельность фантазии человека, вызванная внутренним понуждением, без принуждения со стороны внешних обстоятельств или со стороны воли. Это - серьезная игра. В этом и заключается двусмысленность, присущая всему творческому. Разуму предъявляется требование взаимной услуги: ничего не предписывать воле без согласия чувственных влечений.

Если игра исчерпывается сама собою, не порождая ничего пребывающего и живого, то она и не была ничем иным, как игрой; в противном случае это называется творческой деятельностью. Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

С.164. Шиллер требует освобождения от противоположностей, доходящего до полной пустоты сознания, в которой никакой роли не играют ни ощущения, ни чувства, ни мысли, ни намерения. Это и есть состояние недифференцированного сознания, в котором, вследствие депотенцирования энергетических ценностей, все содержания утратили свою различность. Это искусственное "понижение ментального уровня".

Техника создавания эстетического настроения - благоговение. Состояние религиозного благоговения есть коллективный феномен, не обусловленный индивидуальной способностью.

Пустота сознания вызывается погружением либидо в бессознательное. Там комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, родительский комплекс, тождественный с детским комплексом вообще. Фантазии, вызванные пробуждением детских комплексов, дают повод для возникновения отеческих и материнских божеств, религиозное отношение к богу-отцу.

С.166. Благоговение - есть движение либидо вспять, по направлению к первобытному, и погружение в источник всех начал.

Видение символа дает указание на дальнейший путь жизни, привлекает либидо к еще далекой цели, которая, однако с этого момента неугасимо действует в человеке, так что вся его жизнь... неустанно стремится вперед по направлению к дальним целям.

Шиллер: "Наслаждение истинной красотой" и есть то, что вызывает среднее состояние. "Подчинить форме", "выполнять свое физическое назначение по законам красоты", научиться более благородной жажде"...

С.170. Шиллер тут дошел до предела себя самого и своего времени. "Безобразнейшего человека" предстояло открыть Ницше.

Символ, будучи с одной стороны психологической реальностью или действительностью (вследствие своей действенности), он с другой стороны, не соответствует никакой физической реальности. Символ есть факт и все-таки видимость.

Шиллер: "Высшая тупость и высочайший рассудок проявляют некоторое сродство в том, что оба ищут лишь реального и невосприимчивы к простой видимости. Покой первой может быть нарушен лишь непосредственной наличностью чувственного предмета (Инь), точно так же как второй успокаивается лишь после того, как сведет свои понятия к фактам опыта (Ян); одним словом глупость не может подняться над действительностью, а рассудок не может остановиться, не поднявшись к истине. ...Равнодушие к действительности и интерес к видимости являются истинным расширением человечности и решительным шагом к культуре".

Бессознательное, если оно не реализовано, всегда действует в том направлении, чтобы распространять на все ложный свет и вызывать видимость: бессознательное всегда является нам на объектах, потому что все бессознательное проецировано.

Искусство создает видимость, долг как можно тщательнее отделять образ от сущности, соблюдая границы истины. "Человек не может очистить видимость от действительности, не освободив в то же время и действительность от видимости".

Наивная поэзия есть дар природы. Она счастливый жребий. Наивный гений предоставляет природе безграничное господство в самом себе.

///

С.241. То, что творческие души выносят на поверхность из коллективного бессознательного, то действительно находится в нем и рано или поздно обнаруживается в качестве массовой психологии. Поэты высказывают вслух то, о чем другие только бредят.

С.245. Средняя позиция, объединяющая противоположность, имеет иррациональный характер, является еще не осознанной, она оказывается проецированной в образ бога, мессии или посредника.

В западных религиях, - с познавательной точки зрения более примитивных, - новая жизненная возможность является в виде Бога или Спасителя, который из любви или отеческой заботливости, устраняет этот раскол по скрытым от нас основаниям.

Восток постигнул этот процесс уже много тысяч лет назад и потому установил психологическое учение об избавлении, выдвигающее путь спасения в сферу человеческого изволения. Имеется представление о средней стезе, магически-действенной, спасительной и достижимой при помощи сознательной установки. Ведийское мировоззрение сознательно ищет освобождения от парных противоположностей для того, чтобы вступить на стезю спасения.

На Главную

Сайт создан в системе uCoz