Шпора.

Йог Рамачарака, "За пределами жизни и смерти". ЭКСМО. 2003.

"Основа миросозерцания индийских йогов"

Жнани-йога.

С.532. Что значит слово "Дух" мы точно определить не можем; для описания его у нас нет понятий. Но мы можем мыслить его как "сущность" жизни и бытия, как реальность, скрывающуюся за жизнью вселенной.

С.533. По справедливому выражению Спинозы, "определять Бога - значит отрицать Его", ибо всякая попытка определить Его является попыткой его ограничить, - стремлением сделать бесконечное конечным. Определить вещь значит отождествить ее с чем-нибудь другим, - а где же взять то, с чем можно отождествить бесконечность? Абсолют нельзя описывать терминами, выражающими относительные понятия. ... Он есть Все. Он все то, что действительно существует.

Он выше материи, силы (энергии) и разума, - в том виде, как мы их знаем; и тем не менее все эти вещи исходят из него и должны заключаться в его природе.

Герберт Спенсер: Он является "формой бытия, настолько превышающей интеллект и волю, насколько эти последние превышают простое механическое движение".

С.534. Кант: "главная, а, может быть, и единственная роль чистого разума - отрицательная. Он не есть орудие расширения, а только дисциплина для ограничения. Он не раскроет истины; его скромная функция - предохранять от заблуждений".

Бесконечную или Абсолютную Жизнь мы не можем представить себе смертной. Значит - Абсолют должен быть вечен; таково указание интеллекта.

Интеллект рассматривает все сквозь призму времени и причинности. Но причинность и время - это только феномены или видимости относительного мира, им нет места в Абсолютном или Реальном.

С.535. Ум ваш колеблется, когда вы пытаетесь представить себе то, что не имеет никакой причины; в чувственном мире ваш опыт не знает такой вещи, которая не является следствием какой бы то ни было причины. Это трудная задача для интеллекта, но со временем он приходит к тому, что видит, в чем заключается трудность, и перестает противопоставлять возражения голосу, идущему из высших плоскостей нашего Я.

... Времени, как реальности не существует. Оно существует только в нашем уме. Оно - лишь форма представления, посредством которой мы выражаем сознание происходящей в вещах перемены. ... Если бы в вещах не было перемены, не было бы и времени. Время есть лишь продукт нашего ума.

С.536. Время принадлежит относительному уму и ему нет места в Вечном и Абсолютном.

Абсолют - неограничен в пространстве, находящийся всюду, вездесущий.

Нам чрезвычайно трудно, если не невозможно, образовать идею Вездесущности - идею того, что занимает бесконечное пространство. ... Дело в том, что пространство, как и время, не имеет реального существования за пределами наших представлений, нашего сознания относительного расположения вещей, - материальных предметов.

Без материальных предметов пространство немыслимо. Оно не существует вне нашего сознания предметов. Такой вещи, как просто пространство, - нет. Пространство есть лишь бесконечная возможность укладывания предметов. Оно само по себе есть только название пустоты.

Оно точно так же может мыслиться мало протяженным. Самый малый предмет способен подразделяться до бесконечности.

Жакоб: "Идея бесконечно малого так же трудно укладывается в нашем уме, как и идей бесконечно большого. Несмотря на это, мы неизбежно должны допустить реальность бесконечности, как в сторону великого, так и в сторону малого".

Раденгаузен: "Идея пространства - только неизбежная иллюзия нашего сознания или же нашей конечной природы; она не существует вне нас; мир бесконечно мал и бесконечно велик".

С точки зрения Абсолюта, между малейшим пятнышком и величайшим солнцем нет никакой разницы.

С.539. Относительность пространства и времени - это только простые символы вещей, употребляемые нашим умом при обращении с конечными предметами и не имеющие реального существования.

Могущество Абсолюта: не может быть другого источника или вместилища силы, и не может быть силы, которая могла бы его ограничивать, умерять или сталкиваться с ним. Все законы мира должны быть созданы Абсолютом, ибо другого законодателя нет.

С.540. Абсолют содержит в себе все возможные знания или мудрость, ибо вне его не может быть никакого знания или мудрости. ... Действие не может быть больше причины. Все знание, какое есть, было и будет, должно теперь принадлежать Единому - Абсолюту.

Абсолют знает не думая. Ему не нужно собирать знание путем процесса размышления, как это нужно человеку; ибо откуда извне может явиться знание к самому знанию? Когда человек думает, он привлекает к себе знание из мирового источника действием разума; Абсолют же может извлечь знание только из самого себя.

Абсолют проявляет свойство, несколько схожее с тем, что мы могли бы назвать созидательной мыслью, и такие "мысли" Абсолюта проявляются в построениях и явлениях, становясь Творением. Созданные вещи, по учению оккультистов, суть "мысли Божества".

Мысль этого Единого реальна в относительном мире - т.е. реальна для всех, кроме самого Абсолюта.

С.541. Единый или Абсолют, - Тот, реальное существование которого должен признать интеллект, - обладает природой, настолько превосходящей человеческий опыт, что ум человека, чтобы думать о нем, не находит у себя надлежащих понятий, символов и слов. И тем не менее, в силу собственных законов, интеллект обязан признать существование такого Единого.

Все наши слова выражают только относительные понятия, а все наши понятия, прямо или косвенно, вытекают из опыта. Вот почему у нас нет слов, чтобы мыслить или говорить о том, что превышает наш опыт, хотя интеллект и говорит нам, что истинная реальность лежат за пределами нашего опыта.

Все, что может сделать философия - это поставить нас перед великими парадоксами. Наука, в своей погоне за истиной, видит, что истина ускользает от ее сетей. Человек в конце концов принужден искать Духа в самом себе - единственное место, где он может соприкоснуться с Духом. Вероятно, это и есть ответ на загадку сфинкса: "Внутри себя ищи того, что тебе нужно".

С.542. Всякая жизнь исполнена жизненной Силы и Воли Абсолюта.

Для нас жизнь - едина; мир - это живое единство, преисполненное, проникнутое и трепетно бьющееся Волей к Жизни Абсолюта. ... Все индивидуальные жизни суть лишь центры сознания Единого, лежащего в основе всей Жизни, зависящие от нее в степени своего развития, выражения и проявления.

Пантеизм определяется как "доктрина, по которой Бог состоит из соединенных сил и законов, проявляющихся в существующей вселенной", или по которой - "вселенная, взятая или рассматриваемая, как целое, - есть Бог".

Идея Абсолюта в философии йогов говорит, что весь мир, все его силы и законы, даже и понимаемые, как целое, не имеют самостоятельного существования и являются лишь проявлением Абсолюта. Это, конечно, не совпадает с пантеизмом. ... Существование и бытие Абсолюта не зависят от проявлений, которые оказываются лишь действием Причины.

Абсолют - Живая действительно существующая Реальность; и Он остался бы таковым даже и в том случае, если бы не было никакого Его проявления в мире "внешности и выражения". Он есть Дух, - Жизнь, - Бытие, - Реальность, - Единый Существующий; Он - Всемогущ, Вездесущ, Всеведущ, Вечен, Бесконечен, Абсолютен. Абсолют - не отдаленное Существо, издали правящее нашими делами, не отсутствующее Божество, но Имманентная Жизнь внутри и вокруг нас, проявляющаяся в нас и делающая нас, в силу какого-то великого закона бытия, индивидуальными центрами сознания.

Он не равнодушный свидетель. Он живет в нас, нами и через нас. За всеми горестями мира можно найти великое сочувствие и страдающую любовь. Страдания мира не наказание или свидетельство божественного гнева; а побочный результат при выполнении какого-то космического плана, руководителем которого, при посредстве форм своих проявлений, является Абсолют.

Все формы человеческой любви, всякая жажда сочувствия, понимания и поддержки могут найти прибежище в любви к Абсолюту.

Присутствие Абсолюта постоянно заметно в наших жизнях, а между тем мы беспрестанно ищем Его во внешнем мире. Великая трагедия состоит в том, что Дух приходит к нам, - детям своим, - а мы не знаем Его.

С.544. В мире существует только Единая Жизнь. Основа единой жизни, - ее Реальное Я, ее сущность, - это есть Абсолют, живущий, чувствующий, страдающий, мучающийся, стремящийся и борющийся в нас и через нас. Абсолют есть то, что действительно существует; весь видимый мир, все формы жизни являются Его выражением. Для определения сути Его природы будем применять два слова - Жизнь и Любовь. Первое обозначает внешнюю, второе - внутреннюю природу.

C.596. Единая Жизнь - мировая жизнь - есть эманация Абсолюта. Центры сознания и выражения этой Единой Жизни, единство и гармония видимы всем, кто вступает в сознание Единой Жизни. Тогда наступают мир и спокойствие мысли; сила и могущество знания. Войдите в ваше царство силы. ... Войдите в Молчание Храма.

Все философы приходили к логической необходимости идеи, согласно которой в основе всех вещей лежит только одна Единая Реальность.

Материалисты считают единым началом материю. Энергетическая школа реальным и самодовлеющим началом всего существующего считает энергию. Многочисленные религии считают, что весь мир сотворен Богом. Разум требует, чтобы с этими учениями была соединена одна из двух идей, а именно: 1) Что Бог создал субстанцию видимых форм и видов из ничего; 2) что Он создал все вещи из Своей собственной субстанции, - т.е. из Самого Себя.

Конечный ум человека не может ограничивать могущества Бесконечного или настаивать на том, что возможности Божественной Силы должны измеряться и ограничиваться конечными силами человека. ... Бесконечная Сила наделила нас способностью рассуждать, и очевидно, ожидает, что мы будем пользоваться этой способностью в полной мере, - иначе дар ее был бы простой насмешкой.

... Помните всегда, что если есть знание, превышающее разум, то есть знание, доходящее к нам с высших плоскостей ума. Но сообщения духовного ума не противоречат разуму, хотя и выходят за его пределы. Духовный ум и высший разум пребывают в гармонии.

С.598. Разум считает утверждение, что что-нибудь создано из ничего, невозможным и противным всяким законам мышления.

Мы находим, что невозможно понять природу Вечного, Беспричинного и Бесконечного Существа, - постичь природу такого Существа. В то же время тот же разум вынуждает нас думать, что такое Существо должно существовать.

Мы должны думать, что существует Начальная Реальность, - должны думать об этой Реальности как о неимеющей причины (так как не может быть причины для Первопричины). Так же как и о Вечной и Бесконечной Реальности.

Разум в самом себе находит твердую уверенность в том, что чем бы ни была Реальность она существовала всегда.

Все формы и проявления должны вытекать из того, что реально, бесконечно, беспричинно и вечно, и должны состоять из субстанции этой Реальности.

С.599. Единый заключен во всем и все заключено в Едином. - таково сообщение высшего разума человека; - таково убеждение людей просветленных.

Философия йогов относительно природы Божественной Субстанции:

С.600. Во всех религиях существуют две стороны - явная и тайная; всегда имеется скрытая доктрина о Едином, видимая для тех, кто захочет отыскать ее.

Единая Жизнь не тождественная Единому.

С.601. Мировая жизнь не есть Единый, а только проявление и эманация Единого. Это большая разница. Это нужно усвоить, прежде чем идти дальше.

Единый Абсолют - есть чистый дух, а не жизнь, разум или бытие. Они отражение жизни, разума и бытия Единого.

С.602. Каждое серьезное исследование показывает, что во всякой материи или энергии есть признаки действующего в них "чего-то вроде разума".

Аксиома метафизики: "все есть разум".

С.603. Действительно, все должно быть разумом, и разум должен быть всем. Подразумевается, конечно, бесконечный разум.

Всякая жизнь, вся вселенная, все, за исключением самого Абсолюта, - должно заключаться в бесконечном разуме Абсолюта.

С.604. Все проявления и эманации Абсолюта, - суть мысленные создания Абсолюта - мыслеформы, пребывающие в бесконечном разуме, - заключающие в себе бесконечный дух, - и сами пребывающие в бесконечном духе. Единственно реальная вещь, стоящая выше человека, есть дух, облеченный в мыслеформу; - остальное - только внешность, которая изменяется и перестает существовать. Дух в душе человека есть душа душ, никогда не рождавшаяся, - никогда не меняющаяся, никогда не умирающая; она - истинное Я человека, в котором он действительно "единосущен Отцу".

Решение вопроса, "почему" происходят проявления Бесконечного, должно, по необходимости, быть известным одному Бесконечному. Конечный же ум не может надеяться ответить на этот вопрос. "Решающий ответ" таится в сущности Абсолюта - Духа!

С.605. Все вещи эманируют из Единой Реальности и заключаются в Ней. Решающий вопрос: "Почему Бесконечный проявляет и эманирует из себя формы конечного существования?" 1) Бесконечный не может иметь желаний, так как это - свойство конечного; 2) бесконечному не может чего-либо не доставать, потому в нем есть все; 3) и даже если бы ему чего-нибудь не хватало, то откуда мог бы он получить это недостающее, когда вне его - нет ничего. И если ему чего-нибудь не хватает, то будет не хватать всегда, ибо для него нет ничего внешнего, откуда бы он мог достать то, чего он не имеет. Не чувствуя в себе недостатка, он не мог бы желать, - и знал бы, что желание его безнадежно, если бы даже ему чего-нибудь и не хватало.

"Почему Бесконечная Реальность, обладающая всем, чем только можно обладать, и сама по себе являющаяся источником всех вещей, - почему бы она желала проявить Вселенную из Себя и в Себе?"

Опасайтесь блужданий по топям метафизических болот, остерегайтесь фальшивых светочей! Они заведут вас в трясины и сыпучие пески мысли!

Некоторые мыслители думали, что Абсолют связан Божественной необходимостью проявляться под видом множественности. Но Абсолют не мог быть связан ничем, внутренним или конечным.

Попытка ответить на этот вопрос через представление Абсолютно-Бесконечного Бытия как относительно-конечного человека - это лишь утрированная форма антропоморфизма, - понятие о Боге как о человеке, увеличенном до огромных размеров.

Другие предполагаемые причины: Он должен порождать из Себя других существ (Плотин); из-за жгучей любви, требующей излияния на что-то; из-за одиночества и желания дружбы; из-за "самопожертвования"; забыл о Своем Единстве; умышленно наряжается многими, чобы показывать Себя Себе и для Себя! Все это спекулятивная метафизика.

С.607. Ответ на тайну хранится у Самого Бесконечного. Есть стороны бытия, которые можно рассматривать, пребывая в любви, доверии и вере в Того, из которого вытекают все вещи и которым мы живем, и движемся, и существуем.

Духовность можно познавать разумом, но любовно и благоговейно следует останавливаться перез закрытой дверью Духа.

Учение йогов указывает, что проявление Абсолюта под видом множественности преследует выполнение какого-то божественного плана и что развитие этого плана проходит по строго установленным линиям, повинуясь определенному закону. Йоги верят в мудрость и любовь Абсолютного Существа и проявляют полное доверие, спокойное терпение и веру в высшую справедливость и в победу божественного намерения. Они видят, что "все в мире обстоит хорошо".

С.610. Абсолют уже совершенен. Его совершенство не может быть увеличено или уменьшено. Но конечные существа при условии духовного развития могут получать пользу, расти, развиваться, приходить к расцвету и достижениям.

Развитие великих душ как будто и является идеей Бесконечного, насколько судят йоги из наблюдения над выполнением плана.

Йоги учат, что может существовать только одно реальное, совершенное бытие без всякого опыта, - совершенное с самого начала, - но одно!

"Двух совершенных быть не может!"

Все конечные существа должны прокладывать себе путь к совершенству, идя по пути жизни со всеми ее уроками, трудами, заботами, горестями и борьбой.

Это единственная открытая для них дорога.

"Все идет самым лучшим и единственно возможным образом; Я делаю все, что возможно; все хорошо, и в конце концов будет ясно, что это такое".

Абсолют не остается равнодушным свидетелем. Он живет в нас, с нами и через нас. За всеми горестями мира можно найти великое сочувствие и страдающую любовь. В этой мысли заключается поддержка колеблющихся душ, - мир для смущенных умов.

С.611. То, что заключается в Абсолютном Разуме, как мыслеформа, - существует, и составляет все, что существует вне самого Абсолюта. Когда Абсолют образует мыслеформу, Он образует ее в своей ментальной субстанции, - когда Абсолют "держит что-нибудь у себя в уме", - он держит это в себе, ибо Абсолют есть Всеобщий ум.

С.613. Самое большое удовлетворение, какое только может получить человек = это иметь возможность вполне понять, что он заключается в Разуме Бесконечного Бытия. Такие люди понимают, что в жизни не может быть смерти.

Все придет к вам в свое время, - ни вы не избежите истины, ни истина не избежит вас. Она не придет к вам ни на одну минуту раньше, чем вы будете готовы принять ее, и ни на одну минуту она не опоздает после того, как вы будете для нее готовы. Таков закон, и никто не может избежать его и ни изменить его. Все хорошо, и все повинуется закону; ничто никогда не может "случиться".

C.614. Отрицательная фаза показывает нам, что все, что мы считаем реальным и постоянным, - есть только мысленный образ в уме Абсолюта. А значит: "все - есть ничто".

Положительная фаза: существует существо, в уме которого возникает этот мысленный образ. И душа этого существа должна проникать собой каждый образ, создаваемый умом, и быть ему присущей. Положительная фаза совсем не должна приводить в отчаяние. ... Уверенность в том, что Дух - внутри вас, и это Дух Абсолюта, что Реальность внутри вас - есть Реальность Абсолюта. Вы существуете потому, что Абсолют существует. Мир, спокойствие, уверенность и блаженство приходят вместе с осознанием всего этого.

С..615. Бессмертие - действительное бытие в Абсолюте. Это - идея собственного бесконечного и вечного существования в Духе, - вашей связи с Единым, - идеи Бесконечной Мудрости, Бытия и Блаженства. Вы уже находитесь "в вечности", вы бессмертны сейчас и были бессмертными всегда.

"Небо" и "небесный мир" и стадия дэв и архангелов являются лишь относительными состояниями. Состояние тождества с Единым - намного выше них. Человек становится более, чем человеком - более, чем богом, - он находится тогда "в лоне Отца".

Все проявления и эманации Абсолюта суть мысленные создания Абсолюта, - мыслеформы, находящиеся в бесконечном уме, - в них пребывает бесконечный дух. И единственная реальная вещь в человеке есть дух, облеченный в мыслеформу; остальное только личность, которая меняется и перестает существовать. Дух в душе человека - есть душа души, которая никогда не рождается, никогда не меняется, никогда не умирает, - это есть реальная сущность человека, чувствуя которую он становится на самом деле "единым с Отцом".

С.616. "Дни и ночи Брахмы" - "вдыхание и выдыхание творческого принципа", периоды "манвантар" и периоды "пралай". Говорят о чередовании периодов деятельности и бездеятельности в одной определенной вселенной среди бесконечного количества других вселенных.

С.617. Миры и вселенные, и даже весь мир Брахмы, должны возникнуть и исчезнуть... Все вещи возникают из невидимости и становятся видимыми.

Идею ритма в мировом проявлении поддерживали мыслители всех времен и народов. "Ритм - в общем итоге перемен - чередует эры эволюции и распада".

"Мир движется по бесконечному циклу, проходя те же самые стадии".

Учение йогов говорит не о цикличности, а о непрерывном прогрессе - об эволюции самой эволюции.

В творениях Гераклита, стоиков, пифагорейцев, Эмпедокла, Виргилия и до настоящего времени, до Ницше и его последователей, мы видим одну и ту же идею мирового ритма.

Начало "сотворения" мира Абсолютом из самого себя, из своей собственной "субстанции" - "бесконечного" ума. Сотворение мира есть чисто мысленное сотворение, вселенная - есть ментальный образ или мыслеформа в уме Абсолюта, т.е. в самом бесконечном разуме.

Конечный ум, сила или энергия и материя, сами по себе, не существуют. Это просто ментальные образы или мыслеформы в бесконечном уме Абсолюта.

Чувство реальности - это чувство, говорящее "Я существую", есть постижение мыслеформой своей сущности; а эта сущность есть дух. Это есть восприятие конечным своей бесконечной сущности.

Действующие лица в вашем уме живут и движутся, и существуют, а между тем в них нет ничего, кроме "вас". Не существовало Гамлета вне ума Шекспира. Мысленные творения, идущие от вас, и от меня, и от других конечных умов, - будут только конечным созданием конечных умов, тогда как мы сами являемся конечными творениями бесконечного ума. Созданные нами лица имеют в качестве своего фона наши собственные личности и умы, в которых они и живут до тех пор, пока не исчезнет самый фон, вместе с которыми исчезают и движущиеся на нем тени.

С.622. Мы не можем исчезнуть, если только не будем поглощены самим бесконечным умом, но и тогда мы все еще существуем. Бесконечный ум никогда не забывает, он никогда не может проглядеть нас, он всегда знает о нашем присутствии и существовании. Мы целы, мы невредимы, - мы существуем. Точно так же, как мы не могли быть созданы из ничего, мы не можем быть превращены в ничто. Мы находимся во всем, - и нет ничего вне всего.

С.623. Мировое начало ума было первой идеей Абсолюта в процессе сотворения мира. Это - мировая ментальная энергия. Не смешивайте ее с Духом, которого мы назвали Бесконечным Умом, потому что у нас нет другого подходящего слова.

Учения йогов говорят нам, что из этого ментального начала было развито мировое начало силы или энергии. А из него - мировое начало материи. Санскритские термины этих трех начал следующие: читта, или мировое начало ума; прана, или мировое начало энергии; и акаша, или мировое начало материи.

Читта конечна и подчинена законам конечного ума, наложенного на нее волей Абсолюта. Все, что конечно, - управляется законами, наложенными великим законом, который мы называем Абсолютом. Затем началась великая инволюция, необходимая прежде, чем стала возможной эволюция.

С.624. Повинуясь наложенным на него законом, ментальное начало облеклось началом энергии, или праны, и возникла к существованию мировая энергия. Затем, следуя тому же закону, прана облеклась в акашу, т.е. мировое начало материи.

Каждое начало зависит от родственного ему высшего, которое является рождающим его началом. В этом процессе инволюции, прежде чем стал возможен процесс эволюции, была достигнута крайняя степень материалистичности. ... Существовала материя более грубая, чем все известные нам в настоящее время виды материи, которые так же отличаются от нее, как разрешенные газы отличаются от твердого тела, как его понимает современная наука.

С.625. Здесь не было не деволюции, ни падения вниз, только инволюция или облечение одного начала в другое начало. Индивидуальная жизнь еще не появлялась и не могла появиться, пока не начался процесс эволюции.

С.626. Когда свойства материи опустились до самой грубой формы, наступила короткая пауза, и уже после нее начался процесс эволюции или движения по восходящей линии. Началось давление вверх, или стремление к росту. Новой силой было стремление к индивидуализации.

Во время нисхождения движение шло в массе, т.е. целыми началами (принципами) без раздробления на части или на отдельные центры.

При эволюции грубые виды материи породили более тонкие,

С.627. Цель всего этого заключается в том, чтобы Я могли достичь той стадии, где они начинают сознавать истинных "себя", т.е. дух внутри себя и свое отношение к духу Абсолютного, и затем, дальше и дальше до таких плоскостей жизни и бытия и до такой деятельности, о какой даже самые высоко развитые люди нашей расы не могут мечтать.

Естественные законы - это законы жизни, установленные Абсолютом в его мысленном образе. Они являются естественными законами для нашей вселенной, другие вселенные имеют другие законы. Но для самого Абсолюта нет никаких законов - он само по себе - есть закон.

Человек особо высокого развития может действовать как будто бы помимо действующих законов. Но на самом деле это происходит потому, что он поднимается выше плоскости, для которой обязательны эти законы. И тогда это кажущееся нарушение законов совершается в соответствии с каким-нибудь более высоким законом.

С.628. Индивидуальная душа, развиваясь и раскрываясь, теряет в отдельности свое чувство и начинает чувствовать свое тождество с Единым Духом, раскрываясь дальше, она вступает в сознательное единение с Богом.

Духовная эволюция не значит "рост духа" - потому что дух не может расти; он уже совершенен. Выражение это означает раскрытие индивидуального ума, пока ум не видит в себе дух.

Мы ближе и ближе подходим к Духу, находящемуся внутри нас, который есть Единый Дух, проникающий все вещи. Это - знание жизни - тайна эволюции. Вся вселенная заключена в уме Единого. Нет ничего за пределами бесконечного ума. Наше реальное Я - есть реальное Я бесконечного ума. Все находится в уме Единого. ... Закон есть все, что существует. И в этом законе мы можем оставаться спокойными, ничего не боясь.

 

Сайт создан в системе uCoz