На Главную  

Д.Кришнамурти, "Вне насилия"

  1. Бог
  2. Бог - продукт вашего воображения и вашего страха. Мысль переносит вас в сферу неизвестного – она начинает воображать.

    Почему вы верите? Из-за того что вы напуганы, несчастны, одиноки, из-за страха смерти. Вам необходимо постоянство. Как может ум, отягощенный верованиями, видеть ясно? Как может он быть свободным для наблюдения? Как может такой ум любить?

    При понимании проблемы страха в целом у вас нет веры во что-либо. Тогда ум функционирует в счастье, без искажения, и потому – великая радость, восторг.

    Человек, который “верит” - невротик; человек, поклоняющийся образу, – невротик. Эти неврозы дают величайшее чувство безопасности. И это не вызывает в человеке радикальной революции.

    Человек использовал различные пути, стремясь освободиться от преходящего характера знания. Он всегда пытался найти что-то выходящее за пределы знания, за пределы реакции мысли; поэтому он создал образ, называемый Богом. Все нелепости, возникшие вокруг этого!

    Именно "эго", хотя можно называть это душой, Атманом - такие приятно звучащие слова, которые изобретены чтобы прикрывать разложение. Как человеку выйти за эти пределы?

    Вера не имеет ничего общего с восприятием - наоборот, вера препятствует восприятию; если у вас есть формула, традиция или предубеждение, если вы индус, еврей, араб, или же коммунист, и прочее, тогда само это разделение порождает антагонизм, вражду, ненависть и насилие, и вы уже не способны видеть действительность.

  3. Механичность
  4. Применение системы означает механическую рутину, постоянное повторение одного и того же; система предполагает это. Ум становится тупым и неповоротливым. Следует понять, почему ум все время болтает, почему он перескакивает с одного на другое.

    Система, метод предполагают наличие шаблона, формирование привычки. Если вы каждый день следуете какой-нибудь системе, вас ум неизбежно теряет гибкость.

    Поэтому системы, методы, способы и упражнения должны полностью исчезнуть.

  5. Изменение общества
  6. Нужно очень внимательно наблюдать, чем в действительности является наша жизнь, и видеть, можно ли полностью ее изменить. Трансформируясь в результате внутренней революции, вы можете воздействовать на природу и культуру общества. В обществе должна произойти перемена – в нем так много пороков, социальной несправедливости, отталкивающе карикатурного поклонения… Но изменение в обществе имеет второстепенное значение; оно произойдет неизбежно и естественно, когда вы, как человеческое существо, связанное с другими, осуществите это изменение в себе самом.

    Нужно очень внимательно наблюдать, чем в действительности является наша жизнь, и видеть, можно ли полностью ее изменить. Трансформируясь в результате внутренней революции, вы можете воздействовать на природу и культуру общества. В обществе должна произойти перемена – в нем так много пороков, социальной несправедливости, отталкивающе карикатурного поклонения… Но изменение в обществе имеет второстепенное значение; оно произойдет неизбежно и естественно, когда вы, как человеческое существо, связанное с другими, осуществите это изменение в себе самом.

    Как изменить общество: есть ли тип внутренней революции, которая неизбежно приведет к появлению обществу иного рода. Мы должны исследовать всю проблему существования в целом, а не только одну ее часть, не только техническую сторону жизни, то как заработать себе на жизнь.

    Изменение - это либо полная психологическая революция в природе всего человеческого существа, либо это просто попытка реформации, улучшения общественного строя.

    Если мы сами радикально, действительно очень, очень глубоко не изменимся, то нет никакой возможности изменить и общественный порядок. Должны измениться именно мы сами, не общество - пожалуйста, поймите это.

    Это займет не несколько дней, это постоянный труд, постоянное сознание того, что происходит как внутри, так и снаружи.

  7. Жизнь
  8. При рассмотрении вопроса, что значит жить, следует помнить, что обсуждается нечто целое, разумное и святое. Что такое жизнь? – жизнь, которую мы ведем каждый день. Что такое сострадание, любовь? Что такое смерть? Эти три вещи тесно связаны между собой – поняв одну из них, мы поймем и две остальные. В повседневной жизни, состоящей из взаимоотношений, мы наблюдаем конфликт, боль и страдание; существует постоянная зависимость от другого, которая предполагает жалость к себе и сравнение; это то, что мы называем жизнью.

    Та жизнь, которой мы сейчас живем, абсолютно бессмысленна. Смысл для нее можно изобрести; интеллектуалы как раз этим и занимаются. Это может быть весьма умной философией, но это ни на чем не основано. Теории и верования не изменяют нашу жизнь – человек имел их уже тысячи лет, однако он не изменился. Он все еще жесток, склонен к насилию, непостоянен и не способен поддерживать в себе серьезность.

    Жизнь - это серьезно; человек должен отдавать ей свой ум и свое сердце полностью; с жизнью нельзя играть. Существует так много проблем; так много смятения в мире; налицо разложение общества, различные религиозные и политические противоречия. Существует великая несправедливость, печаль и нищета - и не только внешняя, но и внутренняя. Любой серьезный человек, достаточно разумный, понимает необходимость перемен.

  9. Изменить “то, что есть”
  10. С рождения до самой смерти живем мы жизнью, наполненной страданием. Это факт. И никакое количество умозрительных теорий об этом факте на него не повлияет. “То, что есть” поддается воздействию способности и энергии, силы и страсти, с которыми мы смотрим на этот факт. Но нельзя обладать страстью и силой, если ваш ум гонится за каким-нибудь заблуждением, за какой-нибудь умозрительной идеологией.

  11. Как слушать
  12. Если вы слушаете слова с их значениями и одновременно прислушиваетесь к тому, что на самом деле происходит внутри вас, то слова говорящего соотносятся с тем, что вы слышите в себе; тогда вы не просто слушаете говорящего – что здесь неуместно, - а воспринимаете целостное содержание вашего бытия.

    Если вы слушаете с интенсивностью - всем умом, всем сердцем, - тогда у вас есть страсть, которая изменит “то, что есть”. В противном случае встреча становится совершенно бессмысленной.

    Чтобы полноценно слушать, необходимо отдавать слушанию все свое внимание; и это не означает, что человек соглашается или не соглашается. Если инструмент точный, то оба собеседника должны видеть одно и то же. И это не вопрос согласия, это факт.

    Можете ли вы слушать происходящее в вас самих, как слушаете пение птиц или звон колокола? Без предубеждения, без готовых формул и без искажения, без какой-либо ассоциации. Просто слушаете чистый звук; тогда вы и есть этот звук - вы не воспринимаете его как нечто отдельное от себя. Это не требует никакой тренировки.

    Может ли ум вообще не создавать образов, независимо от того, приятны услышанные слова или неприятны? Он может прекратить создавать образ, когда я уделяю внимание; тогда образ не формируется, и я могу слушать - могу слушать без всякого образа.

  13. Конфликт
  14. В момент оскорбления человек должен быть в состоянии интенсивного осознания и просто слушать слова другого, без всякого выбора, без всякого осуждения. Если на оскорбительное высказывание никакой эмоциональной реакции нет, то никакого образа формироваться не будет. Следует осознавать реакцию и не давать ей времени укорениться – ведь как только реакция укоренится, она создает образ. Для этого в момент вызова необходимо внимание: внимание всего вашего существа, когда слушают всем сердцем и умом и ясно понимаете все, что говорится, будь то оскорбление, лесть или мнение о вас

    Часть вашего мозга, которая развивалась многие тысячи лет, есть прошлое, - это прошлое в форме опыта, памяти. Прошлое всегда реагирует немедленно, и отсрочить реакцию прошлого при встрече с вызовом – так, чтобы между реакцией и вызовом возник интервал, - значит покончить с образом.

    Мы сами есть прошлое, и в прошлом нет свободы. Человек постоянно пребывает в конфликте, скорби, смятении, страдании.

    Конфликт определенно является огромнейшей растратой энергии - "напряжение" понижается.

  15. Праведность
  16. Любовь, смерть и жизнь не отделены, они составляют единое целое, и в этом заключается здравомыслие, которое недостижимо, когда существуют ненависть, гнев, ревность и зависимость, порождающая страх. Там же, где здравомыслие есть, жизнь становится праведной; появляется великая радость, и вы можете делать все, что хотите; все, что вы делаете, будет добродетельным, истинным.

  17. Внимательность
  18. Чтобы наблюдать что-то, необходима внимательность – внимательность же означает сочувствие. Жизнь, которой живут столь великолепно, столь полно, может перейти в медитацию.

    Интенсивно внимательный ум способен наблюдать очень ясно, без всякого искажения, без всякого сопротивления и в то же время функционировать эффективно, объективно.

    Человек не может быть внимательным, если он пытается истолковать, перевести или сравнить то, что говорится, с тем, что он уже знает.

  19. Действие
  20. Пока мы действуем, будучи раздроблены, будучи разбиты на части, мы неизбежно создает в мире еще больший хаос.

    Пока ум не свободен полностью от страха, действие в любой форме будет порождать все больше зла, все больше страдания, все больше смятения.

    Вы просите ключ, однако ключ находится в каждом из вас. Вы должны выковать этот ключ.

    Единственное, что нужно делать, это измениться полностью, фундаментально, немедленно. Для чего нужно наблюдать всем своим сердцем и умом, не спасаясь бегством во что-нибудь, в национализм или в свои верования; полностью осознавайте все. Из такой немедленной трансформации вы начнете действовать совсем по-другому.

    Такое качество ума обладает красотой; не используя никакого метода, он становится ясным, исследуя, наблюдая и учась во время наблюдения. Учеба не отличается от действия. Учиться - значит действовать.

    Мысль создала центр “я”. Это тот центр, из которого вы действуете. Этот центр разделяет, что является очевидной причиной конфликта. А значит страх только усиливается.

    Когда ум больше не анализирует, а действительно наблюдает, видит непосредственно, он действует непосредственно.

    Человек видит абсурдность отождествления себя с чем-то большим и ожидания, что окружающая среда будет формировать его; он видит ложность всего этого, видит поверхностность верований. Нужно отбросить все это в действительности, а не теоретически. Если это сделать, изменяется качество ума, имеет место немедленное действие, которое и есть разумность; видение опасности и действие; разумность, в которой нет разделения между видением и действием. В самом же восприятии содержится действие. Когда человек не действует, появляется безумие, неустойчивость.

    Когда существует концепция, определяющая действие, тогда появляется разделение и неизбежный конфликт. Этот конфликт между идеей и действием - главный фактор смятения в жизни.

  21. Энергия
  22. У большинства из нас очень мало энергии; мы расходуем ее в конфликте, в борьбе, растрачиваем самыми разными способами, не только через секс, но значительное количество энергии растрачивается также в противоречиях и во внутренней фрагментации, порождающих конфликт. Необходима не только физическая, но и психологическая энергия, с умом чрезвычайно ясным, логичным, разумным, неискаженным, и с сердцем, в котором нет ни сентиментов, ни эмоций, а есть изобилие любви, сострадания. Все это дает великую силу, страсть, необходимую медитации и для религиозного ума.

    Ум, который способен понимать истину, должен быть полностью свободен от всех людских фокусов, от обманов и иллюзий. И это потребует большой работы. Это означает внутреннюю дисциплину, которая не является подражанием, подчинением, приспособлением.

    Любовь, настоящая без ревности, без тревоги, без страха и горечи, есть форма энергии. Любовь, ограниченная, окруженная ревностью – это тоже одна из форм энергии. Насилие тоже есть форма энергии. Чтобы превзойти их, выйти за их пределы, необходима та же самая энергия, движущаяся в абсолютно ином направлении или измерении.

    Фраза "это невозможно" лишает человека энергии; в этот момент присутствует разделение. Только когда вы видите возможное в наивысшей форме, у вас имеется достаточный запас энергии.

    Если что-то "возможно", появляется огромный запас энергии, тогда как чувство невозможности приводит только к напрасному ее расходованию, в результате чего большинство людей лишь пассивно перемещается от ловушки к ловушке.

  23. Тело
  24. Тело должно быть очень живым и чувствительным. Вы видите, до чего мы его довели! Мы нарушили разумность тела алкоголем, курением, потворством своим страстям, удовольствием; мы сделали свое тело грубым.

    Тело воздействует на ум - и наоборот - и потому чувствительность тела, организма имеет большое значение. Такая чувствительность не может быть достигнута постом или различными искусственными приемами. Ум должен следить за этим беспристрастно.

    Тело обладает своей собственной разумностью, которую мысль разрушает. Мысль ищет удовольствия, и в этом поиске он приводит к потворству своим желаниям. Таким образом, врожденная разумность организма разрушается – и тело становится нечувствительным.

    Когда тело испытывает боль, следите за ней, наблюдайте ее, не давайте мысли вмешиваться.

    Мы разрушили разумность, которая есть и в теле, в организме; мы извратили ее своими направленными на удовольствие склонностями, потребностями.

  25. Переживание
  26. Многие из нас хотят великих переживаний. Понимание возникает из наблюдения "того, что есть"; его проверка в повседневной жизни ведет к пониманию переживания.

    Необычные психические переживания, опыт сверхчувственного восприятия, требуют от человека быть необычайно зрелым и чувствительным, и следовательно необычайно разумным. А когда вы необычайно разумны, то вам и не захочется психических переживаний.

    Переживание исходит из прошлого, в нем нет ничего нового. Таким образом, существует разница между наблюдением и стремлением к переживанию.

    В жажде переживаний лежит путь к иллюзии.

    Не искать переживаний ни в какой форме - это очень трудно; наша жизнь настолько механистична, настолько неглубока, что мы стремимся к более глубоким переживаниям, потому что нам надоела поверхность жизни. Мы жаждем что-то, что имело бы смысл, полноту, глубину, красоту, очарование - и ум поэтому ищет. И он найдет то, что ищет; однако найденное им не будет истиной.

    Если человек ищет переживаний, это указывает на то, что он хочет большего удовольствия, называйте это как хотите - экстазом, наслаждением, поиском истины или обретением просветления.

    Возможна ли жизнь, в которой ум столь чист, бдителен, и настолько является светом для самого себя, что ему не нужно переживаний? Для этого нужно жить без конфликтов, нужен очень чувствительный и разумный ум, не испытывающий потребностей ни в чем, что бросало бы ему вызов, что пробуждало бы его.

  27. Йога
  28. Йога - подразумевает образ жизни, а не просто выполнение каких-то упражнений для сохранения молодости. Подразумевается образ жизни, в котором нет разделения, а потому и нет конфликта.

    Конечно, следует правильно выполнять упражнения, сохраняющие гибкость тела, и правильно питаться, не набивая себя мясом, что неизбежно ведет к грубости, нечувствительности. Каждый должен сам подобрать для себя диету - путем эксперимента и последующей проверки.

    Мантра Йога - еще один фокус, которым вас обводят вокруг пальца. Когда вы непрерывно повторяете какое-то определенное слово (на санскрите или Аве Мария), оно начинает производить звук внутри вас; этот внутренний звук звучит постоянно, если вы слушаете его; звук становится чрезвычайно живым, и вам кажется, что это в высшей степени замечательная вещь. Ничего подобного. Это всего лишь форма самогипноза, от которой также нужно полностью отказаться.

  29. Осознание
  30. Необходимо (без книг и авторитетов) самостоятельно учиться тому, что означает осознание. Когда вы идете по улице, осознавайте происходящее вокруг вас, наблюдайте за облаками, деревьями, отблесками воды, летящей птицей. Осознавайте без вмешательства мысли, говорящей "правильно" - "не правильно", "должно быть" - "не должно быть".

    Осознавайте все, что происходит снаружи, затем также осознавайте внутреннее - наблюдайте за каждым движением мысли, следите за каждым чувством, за каждой реакцией; это делает ум необычайно живым.

    Когда ум все абсолютно осознает, он становится необычайно тихим, спокойным; но он не спит, наоборот - ум весьма бдителен в этой тишине. Только такой ум может увидеть, что такое истина, увидеть, существует ли что-либо запредельное или нет.

    Если вы культивируете осознание “того, что есть”, вы не осознаете. Но если вы действительно осознаете, когда вы сидите в автобусе, когда смотрите, разговариваете, развлекаетесь, из всего этого – естественно, легко – приходит осознание “того, что есть”. При культивировании нет осознания, а есть мысль о нем.

    Осознавать означает осознавать без выбора.

  31. Концентрация
  32. Существует различие между концентрацией и вниманием. Концентрация представляет собой процесс исключения, процесс сопротивления, и потому конфликт. Ум старается отвлечься, а вы пытаетесь вернуть его на место, и эта борьба не прекращается. В этом конфликте также растрачивается очень много энергии и времени.

    Почему ум все время болтает? Существует привычка неуспокоенности.

  33. Память, мысль
  34. Память вклинивается между внешним и внутренним. Существует внутреннее, внешнее и ум как память, как нечто отдельное, как прошлое. Поэтому в настоящий момент мы имеем три сферы: внутреннее, внешнее и ум в виде прошлого. Ум в виде мысли всегда вмешивается “делать - не делать”, так что борьба не прекращается. Мысль вклинивается между действительно существующими внутренним и внешним. И что же человеку делать? Функция мысли выражается в разделении: прошлое, настоящее и будущее, внутреннее и внешнее. Мысль разрушает единство.

    Но ум может действовать разумно. Исследовав структуру мысли, можно увидеть, где ее место, когда мысль должна бездействовать, а когда она должна функционировать.

    Мысль – это, несомненно, реакция памяти.

    Мысль должна использоваться в полной мере и беспристрастно, когда ваши действия имеют технический характер, когда вы что-то делаете. В другом случае мысль опасна тем, что порождает страх, страх разрушает, извращает, он принуждает ум к жизни во мраке и страдании. Страх исчезает, когда вы на самом деле, психологически, внутренне, понимаете всю структуру страха.

    Мысль должна функционировать, и одновременно ум осознает ее опасность. Ум, который отверг анализ более живой, более активный и потому более разумный, острый, он более восприимчивый.

    Мысль всегда стара, мысль никогда не может быть свободной, мысль никогда не может быть новой.

    Вместо поиска истины мысль пытается вспомнить. Все, что вы находите, пользуясь приемами узнавания, является прошлым. Поэтому очевидно, что мысль есть время. И мысль никогда не может быть свободной, т.к. мысль есть реакция прошлого.

    Чем более мысль логична, трезва, разумна, объективна, лишена эмоций, беспристрастна, тем она более эффективна, действенна. Чтобы действовать в жизни вы должны использовать мысль. Но ум должен обладать способностью, должен быть полностью свободен от любого рода искажения, чтобы выяснить, что такое истина, что такое святое. Между повседневным функционированием мысли и свободой от мысли должна быть гармония.

    Все, что производит мысль, - внутри поля времени; мысль может придумать Бога, может представить себе состояние вне времени, изобрести рай, но все это по-прежнему останется ее собственным продуктом, следовательно, будет принадлежать времени, прошлому - будет нереальным.

  35. Воля
  36. Воля – в высшей степени разрушительная вещь, ибо воля основана на удовольствии, на желании, а не на свободной радости.

    Ни одна из проблем страха не может быть решена с помощью воли. Когда вы говорите себе: “Я не буду бояться”. Подобные акты воли не имеют никакого смысла.

    Воля – это сама суть насилия. Я против, я желаю, я требую – все это формы сопротивления. А сопротивление – это насилие.

    Что заставляет нас контролировать? Одним фактором является наша обусловленность, наша культура и санкции, даваемые нашей религией или обществом в форме фраз типа "вы должны сделать это" и "не делай этого". В этом контроле, управлении, всегда присутствует воля, являющаяся формой настойчивого желания, которая контролирует, формирует, направляет. Это дает ощущение защиты, безопасности.

    "Воля" предполагает сопротивление и является формой изоляции; ум, который изолирован, не является свободным умом.

  37. Правильный вопрос
  38. Если вы задали неправильный вопрос, то вы неизбежно получите неправильный ответ.

    Когда вы задаете вопрос, он должен быть вашей собственной особенной проблемой, не случайным, поверхностным вопросом для развлечения; это должно быть что-то ваше собственное. Если это так - вы зададите правильный вопрос. Если это правильный вопрос, вы получите правильный ответ, ибо сам акт постановки правильного вопроса содержит в себе ответ.

    Однако даже если это будет неправильный вопрос, вы обнаружите, что задавая его, вы узнаете, когда и как задать правильный вопрос. Вам следует делать и то, и другое - тогда мы научимся задавать всегда самый главный, настоящий, истинный вопрос.

  39. Учеба
  40. “Учеба” имеет два значения: изучение с целью приобретения знаний, с которыми я мог бы действовать в определенных областях наиболее эффективно, - и изучение себя, при котором прошлое, то есть мысль, не вмешивается постоянно, и потому я могу наблюдать – и ум всегда остается чувствительным.

    Учиться - значит наблюдать себя без разделения, без анализа, без цензора, отделяющего хорошее от плохого. Это одна из самых важных истин, потому что если вы наблюдаете именно так, ум обнаруживает, что все конфликты прекратились.

    Когда человек учится, ни в какой момент он не приходит ни к какому выводу, умозаключению. Человек не накапливает механическое знание, а изучает ту лишенную порядка жизнь, которую он ведет. Если человек смотрит на это в самом себе, естественным образом приходит порядок, свобода от любого авторитета и тем самым свобода от страха. Такой человек может сделать ошибку, но он тут же ее исправляет.

    Когда человек видит что-либо очень отчетливо и действует, разделения нет. Он не учится этому из книг - научиться этому можно только через самопознание, только непосредственно, не из вторых рук.

  41. Серьезность

Человеку нужно быть серьезным, так как только по-настоящему серьезные люди могут жить полной и целостной жизнью. И серьезность эта не исключает радости и наслаждения.

Чтобы действительно понять медитацию, чтобы осуществлять ее на деле - не просто на уровне интеллекта, или слов, или теории, - требуется особый род серьезности, в которой должны быть изрядное количество разумности и юмора.

Далее

На главную

Сайт создан в системе uCoz