На Главную  

Д.Кришнамурти, "Вне насилия"

  1. Сновидения
  2. Сновидения – продолжения дневной деятельности во время сна. В снах всегда есть действие. В них все время что-то происходит, как во время бодрствования, продолжение, которое по-прежнему является частью единого движения. Так что сны не имеют никакой ценности. Мы избавляемся от всего, к чему вы привыкли: от анализа, от снов, воли и времени.

    Сновидения и сон имеют громадное значение; частью медитации является умение бодрствовать во сне, осознавать, сохранять внимание, пока и ум и тело - организм спящие.

    Все сны очень активны, в них всегда происходит какое-то действие.

    Если в течение всего дня вы наблюдаете, не выбирая, осознаете, не думая о том, нравится вам это или не нравится, тогда во сне действие становится понятным уже в сам момент сновидения. Ум во сне остается необыкновенно живым. В таком пробужденном состоянии ум видит нечто такое, чего никогда не может увидеть сознательный ум.

    Если ум умеет освобождаться от проблем в течение дня, тогда во время сна ум обретает совсем иное качество, он пребывает в полном покое, человек не тянет дальше свои дневные дела, а завершает их каждый день.

  3. Внешнее насилие
  4. Если человек свободен от насилия в себе, но когда он видит насилие во внешнем мире, то ощущает себя подавленно. Что ему делать? Учить других. Обучение другого – это величайшая профессия в мире; не ради денег, не ради большого банковского счета, но просто учить, передавать другим. Вы учите другого и, обучая, вы учитесь и сами. Понять себя – значит помочь другому понять себя, поэтому учить – значит учиться. Постарайтесь увидеть красоту всего этого.

  5. Цель
  6. Почему вы хотите иметь цель жизни? – живите. Жизнь сама по себе является целью. Жизнь человека, имеющего цель порождает насилие. Религиозный человек имеет свою цель, ученый свою, семейный свою, - это разделяет.

    Мы можем придумать себе цель, цель совершенства, цель просветления, достижения высшей формы чувствительности; мы можем бесконечно изобретать теории. И мы попадаем в ловушку этих теорий, превращая теории в свои проблемы. Наша повседневная жизнь не имеет другого смысла и другой цели, кроме как заработать немного денег и вести идиотский образ жизни.

    Вы можете придумать тысячу целей, но нет необходимости вам куда-либо ехать, в Гималаи, в монастырь или какой-нибудь ашрам, представляющий собой одну из форм концентрационного лагеря, потому что все находится в вас самих. Наивысшее, безмерное - в вас, если вы умеете смотреть.

  7. Сентиментальность
  8. Ум, склонный к сентиментальности, не способен любить. Сентиментальность порождает жестокость, бессердечие и насилие, но не любовь.

  9. Просветление
  10. Просветление не приходит через руководителя или учителя; оно появляется с пониманием того, что в вас происходит, а не через бегство от самого себя. Ум должен действительно понять, что происходит в его собственной психологической сфере; он должен осознавать то, что происходит, без всякого искажения, без всякого выбора, без всякого отвращения или горечи, без объяснения или оправдания – он должен просто осознавать.

    Эта основа закладывается радостно, не принудительно, с легкостью, с ощущением счастья, без какой-либо надежды чего-нибудь достичь. Ведь если у вас имеется надежда, значит вы пытаетесь убежать от отчаяния; человек должен понять отчаяние, а не выискивать надежду.

    Человек должен потребовать от ума и сердца работать на пределе, иначе он останется в удобном и комфортабельном мире возможного.

    Просветление не приходит через другого - оно приходит через собственное наблюдение, ваше собственное понимание себя.

  11. Чувствительность
  12. Когда есть большая чувствительность, есть и разумность, а поэтому и любовь; любовь тогда – это радость и пребывание вне времени.

    На протяжении веков ум формировался, контролировался и обуславливался культурой, страхом и верой. Когда человек поймет это на самом деле, а не теоретически, когда он это осознает, он обнаружит, что чувствительность реагирует на все очень разумно, без торможения, контроля, подавления и сдерживания.

  13. Добродетель
  14. Добродетель - это состояние ума, в котором нет разделения, а потому и контроля, включающего в себя разделение.

    Где нет разделения, там добродетель; вам нет необходимости культивировать добродетель.

  15. Сомнение, скепсис
  16. Вы должны сомневаться во всем, включая ваши любимые верования, ваши идеалы, ваши авторитеты, ваши священные писания, ваших политиков. То есть необходим определенный скептицизм. Но скептицизм нужно держать на привязи; отпускайте его, когда это необходимо, чтобы ум мог видеть свободно, действовать быстро.

    Во всем в жизни следует сомневаться - обо всем задавать вопросы: о своих коротких или длинных волосах, об одежде, о походке, о том, как человек ест, о чем он думает, что чувствует - все должно подвергаться исследованию; и тогда ум становится необычайно чувствительным, живым и разумным. Такой ум способен любить - и только такой ум знает, что такое религиозный ум.

  17. Знание
  18. Если вы превращаете свое открытие в знание, в какой-то мертвый груз - вы пропали. Знание - накопление ассоциаций, бесконечная цепь. И если ум скован ею, изменение невозможно.

    Мы тратим огромное количество энергии на накопление знаний. Знание имеет свое собственное место - вы должны обладать знаниями, и чем больше, тем лучше. Но когда знание становится механическим, когда знание заставляет ум почувствовать, что большее - уже невозможно, когда приходим к выводу, что невозможно измениться - тогда мы не имеем энергии.

    Разумность - не в накоплении знания. Накопленное знание статично - что-то может прибавляться, но основа всегда статична. Из этого статичного накопления человек живет, действует, рисует, пишет, творит все зло в мире - и он называет это свободой.

    Если ум не может быть свободным от известного, тогда ему остается лишь переделывание переделанного.

    Медитация - такое качество ума, которое полностью свободно от знания. Если ум свободен от "известного", он может использовать "известное"; и когда ум использует "известное" он остается здравым и объективным, беспристрастным и не догматичным.

  19. Таинственное
  20. Ум постоянно ищет чего-то таинственного, чего-то скрытого, что никто кроме вас не может открыть - это дает вам огромное ощущение важности, удовлетворенного тщеславия, престижа - вы становитесь "мистиком". Но есть настоящая тайна, нечто действительно священное - когда вы понимаете всю целостность этой жизни, все существование целиком. Существует нечто потрясающее, что мы называем неизмеримым. Но вы должны понять измеримое. И неизмеримое не является противоположностью измеримого.

    Левитация - несущественное явление. Если вас она действительно интересует, вы должны иметь превосходное, в высшей степени чувствительное тело; вы не должны употреблять алкоголь, вы не должны курить, принимать наркотики, есть мясо. Вы должны иметь тело гибкое, здоровое - тело, обладающее своей собственной разумностью, не разумностью, навязанной ему умом. И если вы прошли через все это, вы, возможно, поймете, что в левитации нет ничего ценного!

    Мы постоянно используем мысль, чтобы искать, спрашивать, исследовать, смотреть. Однако мысль, будучи продуктом времени, продуктом меры, не имеет возможности понять того, что не является измеримым, мысль не может встретиться с ним.

  21. Самопознание
  22. Ум, который осознает, ум, который наблюдает "то, что есть" в самом себе, способен к самопониманию, к самопознанию.

    Можно наблюдать свой ум - не читая книг, не слушая профессоров или "святых". Это и есть начало самопознания. Познать себя не с помощью психолога или психоаналитика, а наблюдением самого себя. Осознаванием может ли ум избавиться от обусловленности, освободить себя от всякого приспособления, от подчинения и тем самым получить свободу?

    Вы познаете себя только через сравнение. Только если отказаться от этого, если жить, не сравнивая себя с кем-то или с чем-то, можно увидеть себя таким, какой вы, - "тем, что есть", можно выйти за пределы этого и выяснить, что такое истина!

  23. Образование
  24. Как сломать обусловленность? Если этого не сделать, мы вечно будем жить в подчинении, и даже если есть новый стереотип, новая структура общества, новый набор верований, догм и новая пропаганда, это все равно подчинение. Чтобы были какие-то социальные перемены, должно быть образование иного типа, такое, чтобы детей не приучали подчиняться, соответствовать.

  25. Понимание
  26. Понимание того, что любое разделение неизбежно порождает конфликт, поможет понять, как можно наблюдать без временного интервала и без пространства, разделяющего наблюдающего и наблюдаемого. А значит понять, как наблюдать обусловленность, насилие, угнетение, жестокость - все эти ужасные вещи, происходящие в мире и в вас самих.

    Понимать в действительности, а не на уровне слов.

    Каково состояние ума, говорящего "Я понял", но не на уровне слов, а в полном смысле. Ум говорит это, когда он на самом деле абсолютно внимателен к тому предмету, на который он смотрит. Будучи внимательным в данный момент, он все понял полностью, и это не вопрос времени (это не вопрос развития, не вопрос постепенного роста).

  27. Удовольствие
  28. Сексуальное удовольствие не любовь: оно в себя включает утешение, общение, бегство от одиночества, постоянное стремление быть любимым, обладать, принадлежать кому-то, господствовать, утверждаться, быть агрессивным. Мы не осуждаем секс (и любую другую чувственность, как любовь к стране, к Богу), а наблюдаем его.

    Между радостью и удовольствием есть большая разница. В удовольствии есть мотив, в котором присутствуют собственничество, господство и подчинение - и все такое прочее. Подчинение приносит большое удовольствие - Гитлер, Муссолини, Сталин и другие заставляли людей подчиняться, потому что это дает безопасность и уверенность (тому, кто подчиняет, А.К.).

  29. Художник
  30. Художник может быть чуть более чувствительным, более наблюдательным, более живым, но у него тоже есть свои человеческие проблемы; он все равно остается обеспокоенным, испуганным, завистливым, честолюбивым. Он может быть гением в своей лаборатории или чудеснейшим образом выражать себя на холсте, но и он, как и другие, лишен внутренней целостности, мелочен, фальшив, беспокоен, испуган. Несомненно, настоящий художник, человек, индивид - целостное, неразделенное, законченное существо. Индивид означает неразделенный; но мы не таковы - мы расколотые, разделенные на части человеческие существа - бизнесмен, художник, врач, музыкант.

  31. Выбор
  32. Выбирает только смущенный, неуверенный, неясный ум. Речь идет о психологическом выборе, а не о бытовых ситуациях предпочтения. Если вы видите что-то очень отчетливо, без всякого искажения, есть ли необходимость в выборе? Альтернативы нет. Она возникает только в случае, когда ум разделен, находится в смятении, в состоянии конфликта. Пропитанный насилием ум говорит, что он будет жить в мире, и в своей реакции он становится насильственным. Но когда вы видите всю природу насилия очень отчетливо, вплоть до едва заметных форм, вы свободны от него.

  33. Новое
  34. Когда мысль молчит, возможно подлинно новое открытие, но мысль не способна открыть ничего нового. Мысль всегда есть реакция прошлого.

    Понять что-то новое можно только когда ум полностью безмолвен. Но безмолвен не потому, что хочет найти нечто новое, так как тогда безмолвие обусловлено мотивом и потому безмолвием не является.

    Чтобы увидеть что-то истинное, открыть новое, воспринять новое, нечто такое, что не было создано или сделано прежде, ум должен быть свободен от известного. Не должно быть никакой иллюзии, необходимо полное, абсолютное затишье; и не только в движении мысли, но и в действии самих клеток мозга с их памятью.

    Если ум выходит за пределы разделения, он становится свободным от известного, и может функционировать всецело в другом измерении. Тогда разумность будет использовать знание, когда необходимо, и в то же время оставаться свободной от знания.

  35. Правила, по которым следует жить
  36. Церкви делали это, тиранические правительства делали это, вы сами устанавливали правила своего поведения. Это означает борьбу между тем, каким по вашему мнению вам следует быть, и тем, какой вы есть. У нас так много мнений, так много предубеждений; просто наблюдайте одно из них полностью вашим сердцем, умом, с любовью - заботьтесь о нем, посмотрите на него, без комментариев, и тогда вы поймете, как жить без него. Истину способен увидеть лишь ум, свободный от предубеждения и конфликта.

  37. Гармония
  38. Человеку необходима величайшая гармония ума, сердца и тела, если можно принять такое разделение - психосоматически, если хотите. Гармония должна быть абсолютно полной, ибо если имеется какое-либо противоречие, какое-либо разделение, имеется и конфликт.

    Если есть какое-либо несоответствие, имеется и искажение.

    Желание непрерывной гармонии - противоречие. Идея, что она должна быть непрерывна, мешает открытию чего-то нового. Только в окончании заключено новое начало. Если что-то, что вы называете гармонией, становится постоянным, - это уже дисгармония. Поэтому не желайте ничего постоянного.

    Гармония не может продолжаться, продолжаясь она становится механичной.

    Но ум, который является гармоничным, "является" таковым, а не "будет" или "был". Ум, который гармоничен, и который осознает, что он гармоничен, не задается вопросом: "Буду ли я иметь это завтра?"

    Любой чувствительный, чуткий, осознающий происходящее вокруг человек задает себе вопрос "Что делать?", чтобы жить полностью гармоничной жизнью - жизнью без конфликтов с собой и с миром.

  39. Образ жизни
  40. Полная гармония означает необычайную чувствительность ума и организма, поэтому нужно надлежащим образом вникнуть в вопрос диеты, упражнений и образа жизни. Поэтому мы обращаемся к кому-то другому, но доверяя другому, мы ограничиваем свою энергию, ведь тогда мы спрашиваем, возможно это или это невозможно. Если мы говорим, что это невозможно, то наша энергия ограничивается еще больше; если говорим, что это возможно с точки зрения того, что мы уже знаем, энергия остается очень маленькой, и так далее.

    Если вы серьезно поститесь, у вас появляется определенная чувствительность, и ум становится более живым, бдительным, острым и ясным. Но подобно опытам с наркотиками или повторению молитв или мантр это все - различные виды фокусов. Это ваши частные, личные достижения, объективно не имеющие никакой ценности. Потому что все это незрелое и несерьезное, к тому же это ведет к оцепенению, притупляет ум. Вы пребываете в иллюзии, возникшей от совершенного усилия (а значит, существует противоречие). Ум, находящийся в оцепенении, не способен найти истину.

  41. Беспорядок
  42. Наша жизнь беспорядочна, разделена; мы живем жизнью, разделенной на различные секции; мы не представляем собой целостной единой сущности. Основа беспорядка - противоречие, и когда в нас есть противоречие, должно быть и усилие и потому беспорядок. (Это очень просто. Вы, вероятно, не любите простых вещей. Человек способен все это очень усложнить!)

  43. Безмолвие
  44. Это безмолвие - не противоположность шума или болтовни; оно не результат установки на молчание. Это не решение практиковать что-то такое, что считается безмолвием, приводящее к насилию. Отсюда разделение, противоречие, искажение. Все это требует огромной энергии, и следовательно действия.

    Безмолвие ума приходит естественным путем. Оно наступает легко, без малейшего усилия, если вы знаете, как наблюдать, как смотреть.

    Безмолвие приходит, когда есть величайшее внимание, не только на сознательном уровне, но и на более глубоких уровнях.

    Безмолвие это не то, что следует практиковать, - оно приходит, когда вы поняли всю структуру, начало и течение жизни.

    В безмолвии ума возникает качество, не относящееся к времени. Жизнь приобретает совершенно иную красоту; тогда в ней есть величайшая любовь, не являющаяся удовольствием, или желанием; ибо удовольствие и желание связаны с мыслью, а любовь - не продукт мысли.

  45. Секс
  46. Существует идея контроля над сексом - для того, чтобы иметь больше энергии, дающей возможность найти Бога, и для всяких религиозных проявлений, связанных с ним. Несчастные святые и монахи, через какие мучения они проходят, чтобы найти Бога! Но Богу - если такое и существует - не нужен измученный ум, ум, который разделен на части, искажен или стал тупым и живет в оцепенении.

    Мы стали механичными, мы читаем ужасно много книг, мы повторяем слова других.

    Секс предлагает свободу; в течение нескольких секунд имеет место свобода - вы полностью забыли о себе, и о своей механической жизни. Поэтому секс приобрел такое огромное значение. Но, увы, это не является любовью. В любви нет ревности, зависимости, собственничества.

  47. Как смотреть
  48. Когда вы наблюдаете за облаком и смотрите на него без слова, без мысли, смотрите на него без разделения, то есть без присутствия наблюдающего, в самом этом акте есть осознание и внимание - не решимость быть внимательным, но взгляд с вниманием; и даже если этот взгляд продлится только секунду, или минуту, - этого достаточно. Не будьте жадными, не говорите: "Я должен испытывать это целый день". Смотреть без наблюдающего - это смотреть без пространства между наблюдающим и тем, что наблюдается, - что вовсе не означает отождествления себя с тем, на что вы смотрите.

    Еще труднее и требует гораздо больше внимания смотреть на себя - без образа, без выводов (ибо образ, вывод, мнение, суждение, хорошее и плохое - все это сосредоточено вокруг наблюдающего).

    Если вы сможете смотреть без наблюдающего, тогда вы увидите, что ум, мозг, становится необычайно спокойным. И это спокойствие - не то, что надо культивировать; это может произойти, и это действительно происходит, если вы внимательны и способны наблюдать все время - наблюдать за своими жестами, словами, чувствами, мимикой лица и всем остальным. Само наблюдение вызывает изменение. Попытка исправить все это лишь порождает противоречие.

  49. Бессмертие
  50. Содержание ума и есть ум. Если ум может освободить себя от всего этого, он становится чем-то совершенно другим; тогда ум - нечто новое и потому бессмертное.

  51. Страдание
  52. Убийство животных ради употребления их в пищу, деньги на военные расходы, отсутствие правильного образования - вы построили этот мир, он - часть вас. Поэтому вы - это мир, а мир - это вы. Вы страдаете, поэтому и мир страдает; поэтому покончите со своими страданиями, если знаете как. Страдание, с его жалостью к себе, прекращается только при самопознании.

  53. Равновесие
  54. Кто уравновешен? Человек, не испытывающий страха, кто целостен. Целостный - значит разумный, здравый и праведный. Равновесие есть только когда мы абсолютно целостны. Это означает здоровье, здравость, ясный ум, в котором нет предубеждений, в котором есть добродетель.

  55. Занятость и зависимость
  56. Потребность ума быть занятым, беспрерывно болтать, происходит из-за страха быть пустым, быть одиноким, страха осознать весь этот беспорядок в себе; поэтому ум должен быть чем-то занят, как монах, занятый своим спасителем и молитвами; как только он останавливается, он тут же становится похожим на всех остальных, и возникает страх. Это страх перед возможностью понять, чем вы являетесь.

    Поэтому мы держимся за все, от чего зависим. Оно дает чувство безопасности, благополучия, общение. Или наоборот - культивируете свободу, пытаетесь стать независимым. Занятость ума обусловлена тем, что он пуст, неповоротлив, глуп, поверхностен, а зависимость позволяет ему ощущать себя чем-то большим.

  57. Болтливый ум
  58. Большинство из нас живет в бездействии (не совершая правильное действие, А.К.) - отсюда и бесконечная болтовня ума.

    Когда эта болтовня продолжается, не старайтесь ее остановить или подавить. Наблюдая ее вы поймете, почему она продолжается. Когда вы узнаете о ней все - она закончится, никакого сопротивления болтовне нет. Путем отрицания вы имеете положительное действие.

  59. Описание и описываемое
  60. Описание и описывание - не одно и то же.

  61. Эго
  62. Как же сделать так, чтобы "эго" исчезло? - и без всякого усилия. Как только вы прилагаете усилие, появляется так называемое "Высшее Я", управляющее "низшим я". Что такое эго? - набор воспоминаний, это значит, что оно относится к прошлому; это все, что у вас есть, в этом нет ничего постоянного. Эго - это "я", которое накопило знание и опыт, как память, как боль; оно стало центром, из которого исходит всякое действие. Увидьте его таким, как оно есть.

    Любое общество, любая религия и культура понимают, что "личность", эго, хочет выразить себя; самовыражение имеет громадное значение в искусстве; оно также играет главную роль и в притязании "эго" на господство.

    Всякая религия пытается уничтожить "эго", требуя поставить на его место Бога. Но успеха это не принесло. "Эго" отождествило себя с Богом - чем бы это ни было - и потому оно остается.

    Наблюдайте это "эго" в действии, изучайте его, следите за ним, осознавайте его, но не разрушайте, не говорите: "Я должен от него избавиться" или "должен изменить его", - просто наблюдайте его, без всякого выбора, без всякого искажения; тогда при таком наблюдении и изучении "эго" исчезает.

  63. Энергия (по книге "Бомбейские беседы")

    Чтобы достичь свободы, нужен бдительный ум, глубокий и полный энергии, способный к непосредственному осознаванию, без процесса постепенного накопления, без представления о цели, которая должна быть со временем достигнута.

    Следить за ним, осознавая тот факт, что ум является рабом и ничем более, потому что это осознавание освобождает энергию, разрушающую рабство ума.

    Осознающий ум живет, движется, полон энергии; только такой ум может понять, что есть истина.

    Если ваш ум начнет осознавать необходимость свободы, он развивает энергию, которая будет затем действовать без каких-либо заранее рассчитанных усилий с вашей стороны, направленных на освобождение от рабства.

    Осознание порождает энергию; энергия, рожденная из осознания, разобьет мелочный ум, респектабельный ум, для которого храм является прибежищем, ум, исполненный страха.

    В тот момент когда вы полностью осознаете противоречие внутри вас, это осознание порождает энергию, освобождающую от противоречий. Осознание действительности, подобно осознанию опасности, порождает свою собственную энергию, которая, в свою очередь, вызывает к жизни действие без противоречия.

    Если мы не поймем влияний, рабами которых мы являемся, мы никогда не сможем разбудить энергию, совершенно необходимую для нас.

    Когда мы изменяемся, это обычно происходит из-за принуждения, из-за несчастий, из-за стремления к успеху или вследствие какой-либо другой формы влияния. Вы можете наблюдать такой механический процесс изменения в вашем уме; но "изменение", являющееся результатом влияния, - это вообще изменение, хотя оно и может дать уму определенную энергию, но когда рано или поздно жизнь преграждает привычные пути проявления энергии, наступает разочарование и отчаяние. Вы порождаете энергию, преследуя свою выгоду, но эта энергия, как бы ловко и искусно вы ее не применяли, всегда действует от центра к периферии. А разве это изменение?

    Интеллект крайне поверхностен. Он может изобретать умные теории, доказывать и опровергать, продолжая эту игру неопределенно долго, но он не может произвести изменения, он не может произвести подлинное качественное преобразование ума. Там, где происходит насильственное изменение, внешнее или внутреннее, имеется также стремление к власти, которое в конечном счете приводит к какой-либо форме диктатуры; это стремление к власти порождает свою энергию.

    Жажда соответствовать определенному шаблону изменения порождает энергию, дающую чувство власти, которое, в свою очередь, стремится к усилению через реализацию. Эти процессы неминуемо связаны со множеством страданий, ибо человек, стремящийся к самореализации, постоянно живет в страхе неудачи; здесь-то и начинаются несчастья.

    Наша жизнь и красота творческой энергии - это совершенно разные вещи. Наша жизнь полна мишуры, поверхностна и пуста. Энергия, которой мы обладаем, ограниченна и быстро исчерпывается. Мы живем с ненавистью, ревностью, завистью. Очевидно, мы должны оставить старые пути нашей жизни.

    Пусть ваш ум будет честным, бдительным, внимательным без выбора: наблюдайте за каждым движением вашей мысли, осознавайте значение каждого слова, но без какого-либо мотива, импульса или принуждения. Тогда случится необыкновенное: энергия, не принадлежащая вам, снизойдет на вас. В этой энергии вневременное бытие, эта энергия и есть подлинная реальность.

    1970 г.

На главную

Сайт создан в системе uCoz