Соционика, ментология и психология личности, 2002, №4.

ГИПОТЕЗЫ

Кузнецова А. В.

Cоционические типы в свете философии Инь-Ян

Предпринята попытка описания соционических типов через фундаментальные архетипы “Инь-Ян”, их комбинации и сочетания.
Ключевые слова: соционика, типы информационного метаболизма, китайская философия, архетипы, инь-ян, экстраверсия, интроверсия.

Огонь, вода и медные трубы или
Гюго, Дюма и ветряные мельницы.

Дихотомия мужское-женское издавна привлекала внимание аналитиков в психологии, социологии и соционике. Например, в работе Букалова А. В. [1] было отмечено, что эта дихотомия является фундаментальной и связана со спецификой восприятия и обработки информации и принятия решений. Проводился анализ функций с точки зрения данной дихотомии. Было сделано математическое описание различия комплексов мужского и женского признаков. Мужская функция (дифференциальная) отличается пикообразным распределением на пространстве признаков, причем центр распределения может быть сильно смещен относительно нормы, в то время как женская функция (интегральная) характеризуется стабильностью, центральным и широким распределением на пространстве признаков. Там же было отмечено, что мужской (аналитический) и женский (синтетический) способы обработки информации являются взаимодополняющими. Также обсуждалось наличие в подсознании составляющей противоположного пола (Анима у мужчин и Анимус у женщин), что определяет способ обработки информации в витальном кольце.
Обычно рассматривают проявление тех или иных черт характера, того или иного типа у представителей двух полов [2]. Меньшова Т. И. творчески подошла к описанию типов для женщин [3]. Через ассоциативные ряды представлены достаточно художественные образы, позволяющие передать не логическое понимание конкретного типа, а внутреннее его ощущение или чувство. При общении с носителем данного типа сформированное чувство вызывает резонанс, что позволяет создать предварительную гипотезу о соционическом типе, которая потом будет доказываться или опровергаться аналитически.
В данной работе рассматривается возможность аналогичного подхода, но в другом разрезе. А именно, выработать интуитивное понимание баланса мужского и женского для каждого социотипа. То есть попытаться создать модель социотипов с помощью двух высших архетипов: Ян и Инь. Этими словами в древней китайской философии назывались, соответственно, мужское и женское начала.
Архетипу Ян соответствуют принципы активности, воздействия, реализации потенциала; архетипу Инь соответствуют принципы инертности, адаптивности, восприятия. Ян имеет потенциал воздействия, Инь предоставляет ему пространство и условия для реализации этого потенциала. Одно из основных положений концепции Инь-Ян заключается в том, что они находятся в состоянии противоборства, одновременно ограничивают друг друга и взаимодополняют. Вместе они образуют дао — универсальный принцип, по которому человек соединяется со Вселенной и который позволяет человеку обнаружить Вселенную в себе. Любому явлению во Вселенной соответствует определенное сочетание этих начал. Если энергии не соответствуют друг другу, возникают неприятности, начинаются проблемы.
Каждый человек также обладает индивидуальным балансом Инь-Ян. Вопросу поиска гармонии этих двух начал в окружении человека занимается китайское искусство фэн-шуй [4]. Этому вопросу не сотня и не тысяча лет. Широко известен символ, характеризующий это взаимодействие противоположностей — традиционный символ Вселенной — Круг Порождения (Тайцзи): в этом Круге элементы благоприятно взаимодействуют, поочередно усиливая друг друга. Светлая сторона круга — это Ян, но в нем есть и темная точка энергии Инь. Энергия Инь — темная сторона круга, она также содержит светлую точку — энергию Ян. По фэн-шуй, эти два начала должны находиться в совершенной гармонии, поэтому им нужно уделять не меньше внимания, чем расположению конкретного места и обстоятельствам. Если где-то равновесие Инь и Ян сильно нарушено, это место считается неблагоприятным либо вообще непригодным для жилья человека. Например, жаркие бесплодные пустыни — чистый Ян, а холодные антарктические ледники — чистый Инь, и там не может жить человек. Характерные проявления Инь и Ян приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Инь

Ян

Тьма, покой, безжизненность, смерть

Свет, яркость, активность, жизнь

Луна, ночное время суток

Солнце, дневное освещение

Холод, долины, застойная вода

Огонь, возвышенный рельеф местности, горы

Женственность, пассивность, слабость, мягкость уступчивость

Мужественность, движение, доминирование твердость

Психологическое проявление этих двух начал достаточно хорошо проработано в публикации Авессалома Подводного [5]. Архетипы в данной работе представлены маркерами, характерными для них, а также выявлены модальности в речевом взаимодействии партнеров, когда они выступают с позиции Инь или Ян.

Янский архетип проявляется в любом прямом воздействии на партнера; наоборот, отсутствие прямого воздействия на партнера заставляет предположить активность Инь. Ян апеллирует к сути; Инь, наоборот, создает контекст, украшает, заботится, создает условия. Ян задает прямые вопросы, требующие ответа; Инь задает риторические вопросы, на которые можно не отвечать, или вопросы, на которые очень трудно ответить конкретно. Ян требует прямо — Инь создает ситуацию, предполагающую возможность или необходимость некоторых действий, склонен ассимилировать чужое воздействие, приспосабливаться к нему, создавать вокруг него контекст, косвенно подводить партнера к эмоции, мысли, действию. Ян отличается однозначностью, краткостью — Инь же многозначен, изобилует подробностями и оттенками. Ян в диалоге предъявляет намерение; Инь же предпочитает описать свое состояние или желание, предоставляя партнеру самому решать, что делать.

Фразеологические обороты и пословицы

Под архетипом Ян

Под архетипом Инь

Гнуть свою линию.
Рвет и мечет.
Землю роет.
Кровь ударила в голову.
Рвать на себе волосы.
Биться как рыба об лед.

Я сам не свой.
Жить грустно, а умирать тошно.
Моя хата с краю.
Пройти молчанием (что-либо).
Ни бэ, ни мэ.
Палец о палец не ударит.

Янской модальности свойственна однозначность понимания и четкие, ясные, заранее определенные термины; для иньской же модальности характерны многозначность выражения и понимания, неопределенные термины, вариации темы, ассоциации, сравнения, метафоры. Прямой вопрос, предполагающий определенный ответ, в диалоге имеет янскую модальность. Наоборот, риторический вопрос, и любая другая реплика, на которую можно не отвечать, имеет иньскую модальность. Короткий прямой ответ на поставленный вопрос имеет янскую модальность. Если же ответ удлиняется, становится подробным, изобилует описаниями, то он приобретает иньскую окраску. Ян часто имеет суженное сознание, подчиненное своей цели, и его мало интересует контекст; Инь же имеет максимальный интерес именно к контексту, в котором растворяется цель (или она вообще отсутствует). Ян действуетИнь живет [5].
Исторически гипотеза о представлении соционических типов через понятия Инь и Ян вытекает из символьной соционики С. В. Савченко, который провел соответствие между типами и персонажами карт Таро. Этим же персонажам соответствуют определенные стихии: одна стихия для масти и другая для старшинства карты. Всего было определено 4 стихии: огонь, вода, воздух, земля. Постулировалось, что огонь дополняет землю, а вода — воздух. Поскольку в западном гороскопе благоприятными сочетаниями являются другие пары (вода и земля, огонь и воздух), возникло сомнение по поводу верности определения стихий. При обсуждении этой проблемы появилось объяснение: воздух — это пар, возникающий, когда много огня и мало воды (огонь испаряет воду) — т. е. Ян, а земля — это зола, когда много воды и мало огня (вода заливает огонь) — значит Инь.
Далее возникла мысль, что всем известный символ Инь-Ян (две рыбки — черная и белая — в круге) состоят именно из этих элементов:

Ян (огонь) — белая рыбка,
Инь (вода) — черная рыбка,
Ян в Инь (пар — воздух) — белый глаз черной рыбки,
Инь в Ян (зола — земля) — черный глаз белой рыбки.

Действительно, по философии Инь-Ян из абсолюта, который суть единое, образуется две субстанции, каждая из которых не может существовать отдельно от другой. Причем внутри каждой всегда есть пристальная частичка противоположной.
Появилась возможность каждый соционический тип представить в виде сочетания двух первоэлементов — Ян и Инь. Причем порядок расположения символов для каждого социотипа принципиально важен, размер символа также.
Порядок указывает на приоритет символов. Будем считать, что из двух символов, определяющих социотип, первый (старшинство карты по Савченко) менее значим (по аналогии с понятием вида в биологии), а второй (масть карты) имеет больший вес (сравнимо с родом в биологии). Или первое слово — это прилагательное (уточняет детали), а второе — существительное (определяет главные признаки).
Размер символа (гипотетически) свидетельствует об энергетике данного типа. Большие символы соответственно более энергетически насыщены, малые — менее.

 

На рисунке 2 видно, что рациональные типы относятся к группам огня (большой Ян) и земли (малый Инь), а иррациональные — к группам воды (большой Инь) и воздуха (малый Ян). Кроме того, сенсорные этики представлены исключительно большими символами (большая энергетика), а интуитивные логики — малыми (стремление к точности) (см. рис. 3). Также можно отметить, что каждая квадра образует два полных Круга Порождения.
Рассмотрим далее типы по квадрам.
Первая квадра — квадра чистых элементов. Они легче всего могут быть подвергнуты изменениям, легче “мутируют” (по Савченко С. В.). Дуалы
в этой квадре дополняют друг друга качеством противоположной стихии. А значит, диады в целом более гармоничны, чем отдельный тип, и дуализированный человек набирает и несет в себе энергию противоположной стихии. Причем дуал с большим по весу зарядом оказывает более сильное влияние на своего партнера по диаде. В данном случае E S (ЭСЭ) и S E (СЭИ) являются носителями большего по величине энергетического заряда. И значит, диаду S E (СЭИ) — I L (ИЛЭ) можно считать условно иньской, а диаду E S (ЭСЭ) — L I (ЛИИ) — условно янской. Приведем некоторые ассоциации, возникающие при восприятии стихий, соответствующих типам первой квадры.

E S (ЭСЭ) — огонь огня, Ян-Ян

“Из огня да в полымя”, огни святого Эльма

S E (СЭИ) — вода воды, Инь-Ин

Кругом вода, одна вода”, “Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды и ни туды, и ни сюды..."

I L (ИЛЭ) — воздух воздуха, Ян-Ян

“Веселится и ликует весь народ, поле шибче, шибче поле”, “С легким паром”, “Газы!!!”, ветряные мельницы

L I (ЛИИ) земля земли, Инь-Инь

Соль земли, “Встаньте дети, встаньте в круг, жил на свете добрый жук” (Золушка), земляной (книжный) червь, сухой остаток — квинтэссенция

 

 

На рисунке 4 хорошо видны симметричные социотипы: они содержат одинаковые элементы, но в разном порядке. Так T P (ИЛИ) симметричен P T (ЛИЭ), S P (СЛИ) — I R (ИЭЭ) и т.д.

Вторая квадра — квадра самых сильных: только Ян или только Инь типы. Здесь наблюдается симметрия активаторов: F L (СЛЭ) симметричен E T (ЭИЭ) (Ян-Ян), T E (ИЭИ) — L F (ЛСИ) (Инь-Инь). Дуалы в этой квадре так же, как в первой квадре, дополняют друг друга вибрациями противоположной стихии. К тому же эти вибрации равного заряда по энергии. Возникающие внутри диады отношения можно сравнить с перетягиванием каната — кто кого. Но общая энергетика диад представляет собой полный Круг Порождения.

F L (СЛЭ) — огонь воздуха, Ян-Ян

“Солнечный круг, небо вокруг...”, северное сияние, через тернии к звездам

L F (ЛСИ) — вода земли, Инь-Инь

“Всяк кулик свое болото хвалит”, “воду из камня выжмет”, “Why do you cry, Willy?.."

E T (ЭИЭ) — воздух огня, Ян-Ян

“Дым костра создает уют,..., пять ребят о любви поют чуть охрипшими голосами..."

T E (ИЭИ) — земля воды, Инь-Инь

“Чудо остров, чудо остров, жить на нем легко и просто... Жуй кокосы, ешь бананы”, “На маленьком плоту..."

Третья квадра — квадра самых противоречивых: центробежные тенденции, внутренний дискомфорт. Симметричны зеркальные типы: F R (СЭЭ) и R F (ЭСИ) (большие Инь и Ян), P T (ЛИЭ) и T P (ИЛИ) (малые Инь и Ян). Дуалы в этой квадре значительно различаются по энергетике. F R (СЭЭ) и R F (ЭСИ) являются носителями символов с высокой энергетикой, а P T (ЛИЭ) и T P (ИЛИ) — с низкой. Соответственно дуализированные P T (ЛИЭ) и T P (ИЛИ) будут более энергичными по сравнению с недуализированными, а дуализированные F R (СЭЭ) и R F (ЭСИ) — более уравновешенными, чем недуализированные. Тем не менее образуемые диады так же, как во второй квадре, образуют полный Круг Порождения, что свидетельствует о гармоничности диад в целом.

F R (СЭЭ) — огонь воды, Ян-Инь

Огненная вода, “Ничто не слишком"

R F (ЭСИ) — вода огня, Инь-Ян

“То лед, то пламень”, Исландия — страна гейзеров.

P T (ЛИЭ) — воздух земли, Ян-Инь

Воздушные замки. Делать деньги из воздуха. Обуть и впарить. “Постой паровоз, не стучите колеса...”

T P (ИЛИ) — земля воздуха, Инь-Ян

“Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно..."

Четвертая квадра — квадра самых гармоничных, но мало способных приспосабливаться к изменениям. Симметричны дуалы: P S (ЛСЭ) и R I (ЭИИ) (Большой Ян — малый Инь), S P (СЛИ) и I R (ИЭЭ) (Большой Инь — малый Ян). Благодаря симметричности дуалы в этой квадре усиливают друг друга в своих качествах, как положительных, так и отрицательных. Им легче, чем кому-либо, быть дуалом самому себе. Дуализированные P S (ЛСЭ) и R I (ЭИИ) более янские (для них важнее “что делать?”), чем недуализированные. В то время как дуализированные S P (СЛИ) и I R (ИЭЭ) — более иньские (для них важнее “как быть?”).

P S (ЛСЭ) огонь земли, Ян-Инь

Огненная земля, “Последний день Помпеи”, Гефест=Вулкан — бог огня, сталь закаляется огнем

S P (СЛИ) — вода воздуха, Инь-Ян

Лекарственную траву залейте кипятком и поставьте на водяную баню

I R (ИЭЭ) — воздух воды, Ян-Инь

“Спасибо, спасибо тому, кто строил баню,... кто поддает нам жару и не жалеет пару”

R I (ЭИИ)земля огня, Инь-Ян

“И удалился Христос в пустыню, и был искушаем Дьяволом...”, “Ты гори, гори, моя лучина, догорю с тобой и я...”

 

Мы не беремся утверждать, что все типы определены категорически верно. Возможно, в будущем что-то будет подвергнуто корректировке. Но в данном случае нас интересует принципиальная возможность: выявить в соционическом типе определенное сочетание двух первоэлементов Инь и Ян, характеризующее его однозначно. Таким образом, происходит подобие “свертки” (да простят нам математики вольное обращение с термином): от восьми функций мы приходим к двум элементам (синтетический подход). Это позволяет образовывать новые группы социотипов, объединенные по наличию у них данных первоэлементов (рис. 5). Интересным совпадением оказалось то, что обе группы 'ин'-тровертов относятся к Инь-группам. Дело лингвистов, выяснять случайность или неслучайность подобного совпадения. Но можно предположить, что истоки его в общем для Евразии прото-языке, т. к. в латыни приставка “in” означает “внутрь”, “вбирание”, и это вполне по-“Инь”ски.

Группа Инь-Инь (самобытие) включает в себя следующие социотипы: S E (СЭИ) два больших Инь), T E (ИЭИ) (малый Инь, большой Инь), L F (ЛСИ) (большой Инь, малый Инь), L I (ЛИИ) (два малых Инь). Чем общим характеризуются эти типы? Во-первых, это интроверты. Во-вторых, все они веселые (1 и 2 квадра). Они относятся к “молодым” квадрам, и действительно, по аналогии с физиологией: в детстве и юности организм состоит почти на 90% из воды, а к старости ее остается около 70%. Все они эмотивисты, а это действительно очень “Инь-ский” показатель. Например, становится теперь понятна слезоточивость Максима Горького (L F (ЛСИ)), когда он обливал слезами всех приходящих к нему начинающих писателей. (И это несмотря на его такие мужественные функции как рациональность, логика и сенсорика).
Внешние (поведенческие и речевые) признаки Инь-группы: характерен взгляд в сторону или (на короткое мгновение) искоса на партнера. Иньское тело раскрыто и расслаблено, ему свойственны медленные движения, плавные округлые жесты, голова, повернутая в сторону от партнера или запрокинутая вверх. Иньские интонации чаще всего долгие, тягучие, неопределенные, часто поднимающиеся вверх или идущие волнообразно. На иньскую модальность прямо указывает пассивный залог, жанр описания, в частности, описание состояния говорящего или партнера. Характерна цветистая, многословная речь. К иньским маркерам можно отнести вводные слова: может быть, должно быть, бывает, так и быть. Характерно отсутствие обращения вовсе, или косвенные ссылки на партнера, например, по тому или иному присущему ему качеству, характерно стремление отойти от сути обсуждаемой темы и заменить ее вариациями. Иньские вопросы риторичны или неясно, к кому обращены; в любом случае, на них нет необходимости отвечать. Иньская модальность не предполагает (прямо) никакой ответной реакции: она символизирует самобытие говорящего; она оставляет партнера свободным в том, как он отреагирует — в частности, он может не реагировать никак. Аналогично с ответом на вопрос: отсутствие в иньском ответе какой бы то ни было связи с вопросом, особенно прямо поставленным, обозначается модальностью Инь(Инь). Например, партнер спрашивает подругу с типом Инь (Инь): “Ты чем занята сейчас?” И слышит в ответ: “Медлительно влекутся дни мои” [5].
Группа с набором Ян-Ян (действие): E S (ЭСЭ) (два больших Ян), E T (ЭИЭ) (малый Ян, большой Ян), F L (СЛЭ) (большой Ян, малый Ян), I L (ИЛЭ) (два малых Ян). Это исключительно экстраверты, конструктивисты, и опять же оптимисты.
Внешние (поведенческие и речевые) признаки группы: Янские интонации часто агрессивны, напористы. Для янской модальности характерен твердый прямой взгляд в глаза партнера. Янское тело напряжено; обычная янская поза закрытая (руки и ноги сведены вместе), туловище наклонено вперед, а голова — чуть вниз; спина нередко ссутулена. Янские движения прямые, целенаправленные, напряженные, быстрые. Сильным стилистическим янским маркером является рука или палец, протягиваемый в сторону партнера или объекта внимания. Янская модальность предполагает активное целенаправленное воздействие на объект (например, на партнера в диалоге) и взятие на себя ответственности за факт этого воздействия. На янскую модальность указывает повелительное наклонение речи: Как правило, звучит прямой вопрос, обращенный к партнеру и предполагающий ответ (то есть не являющийся риторическим), обращение к партнеру по имени. Характерна краткая речь, в которой пропускаются неключевые слова, а имя партнера и слова, обозначающие действие, интонационно подчеркнуты. Модальность Ян (Ян) — когда говорящий берет на себя управление ситуацией полностью, то есть отвечает не только за свое воздействие, но и за его результат [5].

Фразеологические обороты и пословицы

В модальности Ян (Ян)

В модальности Инь (Инь)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Сказано, сделано.
Лиха беда начало.
Бог найдет и в люди выведет.
Плыть поперек течения.
Лезет на рожон.
Что ни закинет, то вытащит.
Бьет ключом!
Медведь пляшет, а цыган деньги берет.

Никак нельзя, а можно.
Рад бы в рай, да грехи не пускают.
Рад бы стараться, да сил нет.
Мне до лампочки.
Придет время, будет и наш черед.
За терпенье дает Бог спасенье.
Жаль-жаль, а пособить нечем.
Жил, ни о чем не тужил.
Ни жив, ни мертв.

Группа Инь-Ян (готовность к действию): S P (СЛИ) (большой Инь, малый Ян), T P (ИЛИ) (малый Инь, малый Ян), R F (ЭСИ) (большой Инь, большой Ян), R I (ЭИИ) (малый Инь, большой Ян). Эти социотипы — интроверты, серьезные, конструктивисты. Их можно назвать янскими интровертами.
Внешние (поведенческие и речевые) признаки группы Инь-Ян: в то время как Инь-модальность не предполагает никакой ответной реакции партнера, оставляет партнера свободным в своих реакциях, модальность Инь (Ян) часто гораздо более энергичная и социально приемлемая. В этом случае демонстрируется готовность (Инь) к проявлению нужной энергии (Ян). Это может быть также реакция говорящего на воздействие партнера, но относящаяся преимущественно к самому говорящему. В модальности Инь (Ян) часто идет реплика, указывающая или намекающая на происшедшее воздействие, к которому говорящий адаптируется. Это может быть любое напряженное состояние (Я готов выступить в поход по первому вашему сигналу Инь (Ян)) [5].
Группа Ян-Инь (подталкивание к действию): I R (ИЭЭ) (малый Ян, большой Инь), F R (СЭЭ) (большой Ян, большой Инь), P T (ЛИЭ) (малый Ян, малый Инь), P S (ЛСЭ) (большой Ян, малый Инь). Это компания серьезных, эмотивистов, экстравертов. Им подойдет название экстравертов иньских.
Внешние (поведенческие и речевые) признаки группы Ян-Инь: модальность Ян (Инь) существенно мягче чисто янской. Она может показывать партнеру, что его реакция говорящим не определена однозначно. “Заходите ко мне в гости, когда вам будет удобно” Ян (Инь), — это, конечно, гораздо вежливее, чем чисто янское: “Завтра в 19:00 будьте у меня! (Ян)”. Иногда иньская субмодальность передается через вариации; или это демонстрация, в рамках янского нажима, готовности изменить его характер (“Говори, или я ухожу”. Ян (Инь)). Иногда в рамках янского “наезда” появляется элемент описания состояния говорящего (“Говори, пока я добрый”. Ян (Инь)). Модальность Ян (Инь) часто подразумевает прямое воздействие, реакцию на которое человек однозначно не предполагает, и допускает варианты. Он берет на себя ответственность за факт ответной реакции, но не за ее содержание. Типичный пример — провокация, цель которой — так воздействовать на партнера, чтобы он встал в своей реакции перед необходимостью выбора. Зачастую это рекомендация или совет [5]. Здесь хочется напомнить одно из названий типа I R (ИЭЭ) — советчик. Просьба тоже как правило идет в этой модальности, как и настоятельная просьба (“Отпусти меня сегодня вечером, ну я очень тебя прошу!” Ян (Инь)). Неуверенное распоряжение или иное воздействие, когда человек показывает, что он не знает, чего на самом деле хочет.

Фразеологические обороты и пословицы

В модальности Инь (Ян)

В модальности Ян (Инь).

Под лежачий камень вода не течет.
Хоть кол на голове теши.
Кровь леденеет.
И рад бы перешел, да броду не нашел.
Купил бы сала, да денег мало.
Глаз видит, да зуб неймет.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Слава Богу! Держать язык за зубами.
Руки чешутся.
Я сбился с ног.
Умываю руки.
Хлопот полон рот.
Атмосфера накалена.
Уперся да стал, как поперек горла.
Упирается руками и ногами.
Клещами не вытащишь.
Лев мышей не давит.
Орел мух не ловит

Покажу, где раки зимуют!
Где посадят, там и сиди!
Пошло дело, как по маслу.
Не я еду, нужда везет.
Ходить на задних лапках.
Срываю цветы удовольствия.
Где свалюсь, там и лежу.
Толочь воду в ступе.
С места в карьер.
Терпение и труд все перетрут.

Еще одно деление на группы (хорошо известное) — это деление на сайентистов (интуитивных логиков), социалов (сенсорных этиков), управленцев (сенсорных логиков) и гуманитариев (интуитивных этиков). С точки зрения нашей гипотезы это деление зависит от набора символов по величине, т. е. по энергетике. Так на рисунке 3 видно, что демократы (сайентисты и социалы) имеют равные символы. В них нет внутреннего перекоса по энергетике. Социалы — высокоэнергетические типы, они имеют только большие символы в наборе, а сайентисты, наоборот только малые, следовательно, они низкоэнергетические типы. На рисунке 6 можно отметить, что аристократы содержат символы, разные по весу (энергетике). Управленцы (взяты в квадрат) содержат большой + малый символы. Исходя из постулата, что второй символ более значим, можно предположить, что их энергия поверхностна, больше снаружи, чем внутри, базисный элемент свидетельствует о низкой энергетике. У гуманистариев (показаны в круге) — обратное расположение символов: малый + большой. За внешней слабостью стоит высокая энергетика.

При тестировании человека возможно определять баланс Инь-Ян в его психотипе, а значит, и в физиологии. Пока интуитивно (оценивать), а в дальнейшем может быть, и инструментально (измерять). Дело в том, что две вегетативные нервные системы в организме человека соответствуют именно этим двум силам или энергиям: симпатическая нервная система — Ян (способствует активности, действию, собранности), парасимпатическая нервная система отвечает за расслабление, переваривание пищи, сонливость, покой — Инь. Их баланс вполне реально измерить. Здоровье человека определяется этим балансом. Любой перекос в сторону одной из систем ведет к болезни. Так, гиперактивность симпатики может вызвать гастрит или язву желудка. Слишком активная работа парасимпатики приводит, например, к аллергическим заболеваниям, астме. Понимание этого дает ключ к выходу из патологического состояния, к разрыву замкнутого круга болезни. Можно предположить, что если человек, относящийся к определенному типу (определенному сочетанию стихий), ведет образ жизни, противоречащий его типу, он вряд ли сможет сохранить здоровье достаточно долго. Это также необходимо учитывать при диагностике и рекомендации соответствующего образа жизни.
В популярных книгах известного психолога и психиатра Владимира Леви есть интересные рассуждения по поводу того, что люди творческие чаще всего имеют в своем характере черты противоположного пола, в то время как очень мужественные мужчины и слишком женственные женщины редко отличаются большими талантами в искусстве или науке. Наши исследования могут быть подтверждением этой мысли: действительно, иньские мужчины и янские женщины имеют внутренние противоречия, побуждающие их к самореализации, позволяющей обрести душевную гармонию. Это может быть и построение схем мироустройства, поиск новых законов, объясняющих те или иные явления и позволяющих находить решение их наболевших проблем. Это могут быть искания новых форм в искусстве: самовыражение в поэзии, музыке и т. д. С другой стороны, им гораздо проще понять лиц противоположного пола, поскольку им легче войти в резонанс с носителями родственных стихий. Это позволяет им выступать от лица своих героев наиболее ярко и выпукло (Вспомним высказывание Л. Толстого “Анна Каренина — это я!”). Чисто иньским женщинам и янским мужчинам гораздо труднее осуществлять эмпатию (сопереживать) по отношению к противоположному полу. Они их дополняют, но не понимают. Получается существование в параллельных мирах, что приводит к проблемам другого рода — проблемам непонимания, а значит, неполного счастья. Ведь “счастье — это когда тебя понимают”.
В статье А. В. Букалова существует некоторое отступление на предмет тра
нссексуалов. Он считает, что в их случае соотношение качеств мужских и женских не соответствует биологической природе человека.
Исходя из гипотезы, предлагаемой в данной работе, можно предположит
ь, что значительное число лиц нетрадиционной сексуальной ориентации принадлежат к социотипу, содержащему оба первоэлемента противоположной его биологическому полу стихии. Мы не говорим здесь о тех, чей выбор был обусловлен влиянием моды (почему-то сейчас небывало вспыхнувшей) или меркантильным интересом. Так, женщине с набором Ян-Ян довольно трудно будет найти себе дополняющего партнера-мужчину, пока она не поймет, что мягкие и заботливые, совсем не пробивные мужчины типа Инь-Инь созданы для нее. Влияние культуры и среды, так называемого социума, в данном выборе играет не последнюю роль. Среда диктует, что престижно, а что нет. Люди, слишком болезненно относящиеся к извечному вопросу, “что скажет княгиня Марья Алексевна”, т.е. значимые друзья (группа влияния), предпочитают одиночество или тайные утехи однополой любви, накапливая стрессы, неврозы и доходя до депрессии, лишая себя обыкновенного естественного счастья иметь нормальную семью и детей. Традиционная культура диктует мягкость и податливость женщины. Мужчине с набором Инь-Инь пресловутый социум зачастую внушает, что отдавать инициативу женщине просто позорно, ниже мужского достоинства (особенно это касается мужчин-кавказцев и азиатов). Психологически проще подчиниться другому мужчине. Понимание своего психотипа с точки зрения баланса Инь-Ян могло бы помочь человеку разобраться в его истинных потребностях более полно.
Еще некоторые размышления хочется очертить по-поводу различия западной и восточных культур. Янская западная культура тяготеет к логичности, рациональности, суховатости в отличие от восточной (иньской) культуры, которая как известно непредсказуема -"Восток дело тонкое”, эмоциональна и этична, т.е. одновременно обходительна и коварна. Это накладывает отпечаток на носителей данных культур. Хотя, конечно, в наше время взаимопроникновение двух всемирных культур очень значительно, всегда нужно учитывать при тестировании, что то или иное поведение (с точки зрения Инь-Ян) может быть продиктовано не только личным психотипом и балансом Инь-Ян, но также наслоением воспитания в рамках этих больших культурных пластов.

Литература:

  1. Букалов А. В. О мужской и женской моделях в соционике. //Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — № 2.

  2. Вейнингер О. Пол и характер. — М., “Терра”, 1992. — 480 с.
  3. Меньшова Т. И. Интернет: http://tmenshova.narod.ru.
  4. Вайдра Н. Фэн-шуй. 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе. — М., Фаир-пресс, 2001. — 336 с.
  5. Подводный А. Высшие архетипы: опыт психологического исследования. Интернет: http://www.podvodny.ru//Arch/Arch.htm.

Статья поступила в редакцию 10.08.2002.

Сайт создан в системе uCoz