Святитель Феофан Затворник "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?". М., Правило веры, 2001, 338 с.

С.6. Если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному.

С.10. Жизнь человеческая многосложна и многостороння. Есть в ней сторона телесная, есть душевная и есть духовная. Каждая имеет свои силы и потребности и свои способы и упражнения их, и удовлетворения. Только тогда, как все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет.

Все одно как в Вашей швейне движение должное бывает только тогда, когда все части ее в ходу.

C.11. Заняты руки, ноги, язык, глаза, уши, обоняние, осязание, память, воображение, фантазия и сметливость, все в совокупности - самая низшая сторона человека, одинаковая у него с животными; и удовлетворяется только одна потребность животной жизни или, лучше, играние сей жизни.

Я имею намерение все достодолжное выводить из устройства человеческого естества. Жить нам надобно так, как Бог создал нас, и когда кто не живет так, смело можно говорить, что он совсем не живет.

С.15. Эта гоньба за чем-то и неудовлетворенность ничем зависят от того, что таким образом жизни не все естество человеческое питается и не все потребности его удовлетворяются. Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее. Человек и бежит искать; но как он вращается все в том же круге, то удовлетворения не бывает. Не прекращается и гоньба. И никогда она не прекратится в живущих по духу мира. Враг же держит их в ослеплении... Они не замечают ошибки, что не тою дорогою бегут и не туда стремятся.

Такая жизнь есть жизнь падшего человечества, которого исходная черта есть самолюбие, или эгоизм, себя ставящий целию, а все и всех средством.

Тут причина того, что от всех холодом веет - ибо всякий замкнут в себе и не разливает лучей теплой жизни вокруг себя.

Есть несколько лиц с симпатичным строем сердца. Такое расположение есть остаток родственного чувства, с каким создан человек в отношении к другим; но оно тут состоит в услугах у эгоизма, который пользуется им как лучшим средством к устроению своих дел. Лучше прямой эгоист, чем такие симпатисты. В тех хотя заметить можно, куда ведут дело, а здесь редко кому удается этого достичь.

Встречаются иногда услуги, но они делаются затем, чтоб потом за одну запрячь Вас на десять дел в свою пользу. Такие называют эгоистом того, кто не дает себя запрячь, не позволяет повертывать собою или употреблять себя в средство для эгоистических целей.

С.18. Видимое пусть проходит мимо глаз и слышимое мимо ушей. В этом главное: сердце берегите от сочувствий и увлечений - и будете там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь апостола: да будут требующии мира ... яко не требующе (1 Кор.7, 31). Мир здесь то же значит, что у нас свет и светская жизнь.

С.19. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить.

С.22. Телесная, плотская, чувственная жизнь есть та, когда человек, увлекаясь крайне животолюбием и телолюбием. У таких лиц неизбежно должны голодать душа и дух.

Душа приснодвижна и на одном месте стоять не в силах. Если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем - надо действия ее распределить по родам и каждый род потом рассматривать особо. Распределили все действия души на три разряда - мыслей, желаний и чувств.

В душу ничто не может войти помимо воображения и памяти.

Дело рассудка рассуждать, обдумывать и находить требуемые решения.

Он своим мыслительным трудом добывает для вас определенные о вещах понятия или познания.

С.26. Мыслительная сила должна быть всегда занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительности. Чаще всего бывает непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. Это не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей.

Сила желательной стороны - воля. Это деятельная сила, которой существенная потребность - жить и действовать. Она держит в своем заведении все силы души и тела и все подручные способы, которые все и пускает в ход, когда нужно. В основе ее лежит ревность, или ретивость, - жажда дела, а возбудителями стоят при ней - приятное, полезное и нужное, которых когда нет, ревность спит и деятельные силы теряют напряжение, опускаются.

Душе предлежит выбор, какому предмету из возжеланных дать предпочтение. Далее происходит решение - сделать, достать, употребить избранное.

Выбор, решение и средства берутся тогда из прежних дел и особого производства не требуют. В пожившем человеке все почти делается по навыку.

Воля в своей естественно-законной деятельности есть госпожа всех наших сил и всей жизни.

В мыслительной стороне у нас бывает смятение, рассеяние и блуждание мыслей, а в желательной - непостоянство, беспорядочность и своенравие желаний, а за ними и дел. Идут у нас начинание за начинанием и дело за делом, но из всего выходит только толкотня - суета.

Гнев, ненависть, зависть, скупость, тщеславие, гордость - пришлые возбудители желаний. Это варварское нашествие. Источником желаний должны быть естественные потребности.

С.33. Значение сердца в экономии нашей жизни - поддерживать энергию всех сил души и тела. Как спешно делается дело, которое нравится, к которому лежит сердце!

Удовлетворение вкусов сердечных дает человеку покой - сладкий, который и составляет свою для всякого меру счастия. Ничто не тревожит - вот и счастие.

Если б человек всегда в мысленной части держался здравомыслия, а в деятельности - благоразумия, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю счастия.

Больше всего тиранят сердце страсти (пришлые, а не потребности естества).

Когда очистится кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу - значит явно обречь себя на всякие неверные шаги.

Душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта - земного.

С.39. Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, Дух чувствует полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: 1. Страх Божий. 2. Совесть. 3. Жажда Бога.

Ничто тварное удовлетворить духа нашего не может.

Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от ангелов.

В ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством.

С.44. Дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных.

Стремление к идеальности - душа стремится выше, ища определение значения каждого круга вещей в общей совокупности творений. Значение вещи есть ее идея.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческий. Дух, сам Бога созерцая яка Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область.

С.47. В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или даже и выше - стремление стать добродетельным.
В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни.
В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному.
Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. ... Не красивости ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

С.51. Человек всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую. Так и духовный человек может ниспасть в душевность и телесность и плотяный - подняться до духовности, когда тот возлюбит душевное и плотское, а этот взыщет духовного. Человек всегда свободен. ... Человек, себя сознающий и свободный, есть виновник своего состояния внутреннего и если он, попав в такое состояние, которое одобрить нельзя, остается в нем, то сам виноват в том и ответен пред Богом и людьми.

Блуждание помыслов, непостоянство желаний страстных и тревоги сердца непрестанно беспокоят нас, не давая ни одного дела сделать как должно и всегда почти сбивая нас с пути.

С.54. Духовность есть норма человеческой жизни и, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек; духовный человек не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу.

Простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях своих угождения Богу.

Произведения литературы и искусства, в коих все плотяно, из рук вон нехороши; но и те, в коих господствует душевность, не отвечают своему назначению, хотя они выше плотяных.

С.57. Пока Вы не в духе живете, не ждите счастия. Душевная и телесная жизни, при благоприятном течении, дают что-то похожее будто на счастие, но это бывает мимолетный призрак счастия, скоро исчезающий. ... Боли сердца составляют неотъемлемую принадлежность той жизни. Дух же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым.

Так как жизнь продолжается за гробом и там только является решительною жизнию, то для полноты благожеланий не могу не пожелать Вам, чтоб Вы сподобились и там быть блаженною. Да проведет Вас Господь безбедно путем настоящей жизни и после нее вселит в Царство Свое всеблаженное.

С.59. Сама душа - дух, невещественна, но оболочка ее - из этой тонкой невещественной стихии (эфира). Тело наше грубо, а та оболочка души - тончайшая есть и служит посредницею между душою и телом.

Чрез нее душа действует на тело и тело на душу. Та стихия всюду проходит и никакой нигде помехи не встречает себе. Те, которые витают в ней, могут проходить сквозь все, когда нужно (как Спаситель прошел в горницу, где были апостолы, дверем затворенным).

Если мысли и чувство не совсем чисты, то и оболочка души не светла и от каждого нечистого чувства своим образом помрачена, являясь то как туман, то как мрак ночи.

С.63. Когда совесть говорит, что мы чисты во всем пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается окрест души нашей - и все с неба видят нас светлыми. Ближе всех видят нас ангелы-хранители, кого темным, кого светлым, судя по внутреннему настроению, постоянному или случайному.

С.67. Молиться нужно так, чтоб молитва шла из сердца, а не языком только произносилась и умом мыслилась. Такая молитва есть жизнь духа. Тут дух в Боге пребывает и с Ним единится, и в этом вся сила жизни его.

С.68. Важнее молитвы ничего нет. И трудиться над нею должно и усерднее, и больше всего. Даруй Вам, Господи, усердие к такому труду.

С.69. Догадываюсь, что между Вашими знакомыми есть прогрессистки или Вы попали в общество, где были такие и распускали свои мудрования. Они обычно бредят так. У них непрестанно на языке благо человечества, благо народа.
Выскажу общую мысль, чтоб Вы увидели, что та жизнь, которую Вы доселе вели и ведете, есть настоящая жизнь и переменять в ней нечего.
Цель жизни точно надо определенно знать. Как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь. Это положение всем ведомо, и толковать об нем нечего, хоть о нем меньше всего помнят на деле.

С.70. Все здесь есть только средства для другой жизни. Относительно же средств один закон: употреблять их и пользоваться ими так, чтоб они вели к цели, а не отклонялись от нее и не поперечили ей. Смотрите на небо и всякий шаг Вашей жизни так соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда.
Надобно только делать все по заповедям Господним.
Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого - тоже дело Его всеблагого промышления
.

С.72. Надо выбросить из головы все планы о многополезной, многообъятной, общечеловеческой деятельности, какою бредят прогрессистки, - и жизнь Ваша будет созерцаться вложенною в покойные рамки и без шума ведущею к главной цели.

С.73. Только еще сердце надо держать на привязи, а то оно много глупостей городит. Правда, что и без сердца дурно: ибо где сердца нет, там что за жизнь, - но все же волю давать ему не следует. Слепо оно и без строгого руководства тотчас в ров попадет.

С.74. Эту жизнь Бог нам дал, чтоб мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хоть она коротенькая, а в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче; кто меньше - того и содержание будет менее богато. Господь всякому воздает по делам его.

С.75. Ибо иные говорят: делай-делай, а другие: веруй-веруй. Надо то и другое: веру сочетавать с делами и дела с верою. Твори заповеди - ибо вера без дел мертва. Ценность дел наших Бог определяет не их широтою и великостию, а внутренним нашим расположением при делании их. Если внимаем себе, можем поминутно делать дела богоугодные.
Как только установитесь в этой мысли, начнет покой приливать к Вашему сердцу от уверенности, что всякую минуту Вы работаете Господу. Это начало все обнимает.
Если б каждый, не пуча глаз на общность человечества, делал возможное для того, кто у него пред глазами, то все люди в совокупности в каждый момент делали бы то, в чем нуждаются все нуждающиеся. А то в мыслях держат благо всего человечества, а что пред глазами, то пропускают без внимания
, - и выходит, что они, того, общего не имея возможности делать, а это, частное пропуская, ничего не делают для главной цели жизни.

С.77. Вся беда от слишком широких кругозоров. А лучше, смиренно потупя очи, глядеть под ноги и разбирать, какой где сделать шаг. Это самый верный путь.

С.78. Удовлетворение духовных потребностей называется единым на потребу.
Когда они удовлетворяются, покой бывает. Они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует - и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се
- рай!
Напротив, когда дух не удовлетворяется и сие единое на потребу забыто, тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда
, то сюда как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что каждая настойчиво требует своего.
Развивайся они все в строе и естественном взаимоподчинении - и жизнь человеческая текла бы прелесть как хорошо.
Так нельзя ли нашей беспорядочности объяснить тем, что есть беспорядочные люди: мы увлекаемся ими и усвояем себе их беспорядочность? Может быть, и причина, от которой покривляется наша жизнь от естественного течения и в нее входит неестественное смятение? Вовне человек бывает таков, каков внутри. Теперь внешнее отдает обратно внутреннему то, что от него получило. Внешние влияния не дают ничего нового, а только возбуждают то, что уже есть внутри.

С.82. Откуда в нас зародыш внутреннего смятения и беспорядочности? Он не Творцом при сотворении вложен в естество наше, а привнесен после сотворения - силою падения прародителей наших, которые, преступив заповедь, повредили и расстроили естество наше, которое расстроенным и поврежденным передали и потомству своему, т.е. всему роду человеческому.
Запомните, что внутреннее наше смятение и беспорядочность прирождены нам, но не природны, не состоят в природе нашей как существенная часть ее, а втеснились между природными частями и их расстраивают и в собственной каждой части деятельности, и в их взаимных отношениях.

С.85. Что сделалось с нами вследствие преступления прародительского? Природа наша осталась та же. Но не туда направилось наше сознание с свободою; чрез что возмутили взаимное соотношение наших частей и сил и, нарушив их первообразный строй, внесли расстройство в общую деятельность и жизнь человека, породив из себя особый класс разрушительных сил - страсти, не естественные нам, но возымевшие такую власть, что всеми силами нашими ворочают, как им угодно.

С.86. Существенное свойство духа - сознание и свобода, а существенные движения его суть исповедание Бога, Творца, Промыслителя и Воздаятеля, с чувством полной от Него зависимости, что все выражается в любительном к Богу воззревании, непрестанном к Нему внимании.
Бог, пребывающий в человеке, дает духу его силу властвовать над душою и телом, а далее и над всем, что вне его.
Сначала была одна заповедь: не вкушать плодов от одного дерева, названного Им древом познания добра и зла.
Так сознание зазналось и свобода воссвоевольничала, приняв
на себя устроение своей участи. За это и Бог отступил от таких преступников. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают.
Когда пресеклось живое общение с Богом, пресекся приток и Божеской силы.
Так вот в
чем болезнь. Дух зазнался и засвоевольничал. За это потерял власть и подпал под владычество души и тела и всего внешнего. Отсюда смятение душевно-телесных потребностей и желаний, и особенно их безмерность. Они бурлят, - это дух бушует в них, ибо у него по природе энергия безграничная.

С.91. Как лечить эту болезнь? Отпали от Бога - надобно воссоединиться с Ним. Надо восстановить власть духа над телом и душою. Надо все эти потребности опять привесть к единству и установить в их чине взаимоподчинение. Изгнать пагубное я сам и всю стаю страстей.

С.95. Которые крестятся во Христа, во Христа облекаются. Сие производит в верующих благодать Святаго Духа.

С.99. Действо богообщения - живое и действенное, когда все при сем с нашей стороны исполняется достодолжно.
Дух Божий возбуждает, благовестие указывает, за что взяться. Но сделав сие, Бог останавливается и ждет нашего произволения. Первыми действиями своими Бог как бы спрашивает: хочешь выйти из беды? Вот что делай. Момент сей самый важный. Склонится кто на указание - открывает вход дальнейшим действиям благодати, которая и вводит его потом в область спасенных. Не склонится - пресекает дальнейшие действия благодати, и таковой остается в среде погибающих.

С.100. После того как благодать возбудит чувство крайнего положения, а благовестие укажет исход из него, к чувству беды приложить надо сознание, что сам во всем виноват, и раскаяться в том; уверовать в действенность предлагаемого образа спасения; возжелать сим именно образом спастися и благонадежие в том возыметь; изъявить полную готовность всеусердно делать все, что указано будет как условие спасения.
Сведем итог: раскаялся, возжелал спасения в Господе и благонадежие в том возымел - эти действия суть действия покоющиеся, внутри происходящие и тамошним проявлением довольствующиеся. А последнее действие: готовность делать все, что потребуется, - есть настоящая деятельная сила во спасение, поелику оно от нас зависит, источник спасительной деятельности и жизни спасенной.
Когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильною, не знающею препон, все преодолевающею. Быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф. 1, 4).
Ревность в богоугождении и всеусердном исполнении воли Божией, - когда она есть с нашей стороны, то благодать Божия с своей стороны не пропустит делать все с преизбытком. Эта ревность есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святого Духа. Восстановленный дух заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские и все направит к одному: богоугождению и спасению.

С.104. Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой. Она есть тот огнь, который Господь пришел воврещи на земле и который, падши на земле естества нашего, поядает там все непотребное, а все потребное переплавляет и перечищает. Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Будьте тщанием не лениви, духом горящи, Господеви работающе (12, Рим. 11).

С.107. Когда благодать влита в естество наше, все дела, какие делает потом человек, все суть дела особого рода, с особым ароматом, особым вкусом и особым звуком. Бог их только и приемлет, как особенно Ему приятные дела.

С.118. Неустройство мыслей, чувств и желаний, беспорядок из-за недостатка сил, центра нет.
Когда Вы станете на сторону благодати и порядки жизни в духе ее поставите неотложным законом своей жизни, тогда образуется центр внутри Вас, который все сущее в Вас начнет стягивать к себе. В центре сем будет благодать, завладевшая Вашим сознанием и свободою. Прежде это названо воскрешением или восстановлением духа. Все - и малое и великое - будет исходить из одного центра и внутри водворится совершеннейшая гармония и мир Божий, превосходящий всякий ум. И бог мира будет с Вами!

С.128. Памятно то, к чему душа приляжет, что значит предмет нам понравился.

С.132. Что бывает с теми, у кого благодать Божия начала ощутительно проявлять свои действия. Иногда они обвеселены, как бы на царской трапезе. Иногда душа их упокоевается в некоем великом безмолвии; в тишине и мире; иногда благодатию в уразумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении того, чего невозможно изглаголать языком. Иногда же человек делается как один из обыкновенных.
Когда душа сподобится сама стать духом, тогда делается она вся светом, вся - оком, вся - радостию, вся - упокоением, вся - любовию, вся - милосердием, вся - благодатию и
добротою.
Вот чего добивались и чего достигнуть старались святые подвижники! ... Всем обетованы такие блага и задаток дан на стяжание их - благодать Святаго Духа - в крещении и миропомазании. За нами стоит только порыться в себе и достать сие сокровище.

C.134. Иной сидяка сидит в комнате, и не вызовешь его, но пусть он увидит, что пожар, откуда прыть возьмется: духом махнет вон. Точь-в-точь то же надо делать нам с собою, и в случае нашей нерешимости надо зажечь беду вокруг себя, то есть убедить себя, что или так и так делай, или ты вечно погиб.
Нынче-завтра смерть, а по смерти что?

С.135. Подручность средств есть второй момент, который при чувстве крайности придает мужества и благонадежия избыть от беды и тем окрыляет на дело. Без благодати не избежать лишения Царства Небесного.

С.138. Надо напрягаться молиться с теплым чувством, а для этого наперед - пред молитвою - подогревать надо душу размышлением и поклонами. Навыкайте молиться своею молитвою. Существо вечерней молитвы есть благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного; ...Существо утренней молитвы - благодарить за сон и укрепление и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его. И поутру, и вечером изъявляйте Господу свои кровные нужны, паче душевные, а то и внешние, говоря Ему детски: видишь, Господи, болезнь и немощь! Помоги и уврачуй!

С.139. Сядьте и обдумайте хорошенько все содержание положенных молитв и прочувствуйте их. Все те мысли и чувства, какие добудете Вы размышлением, будут возобновляться, будут собирать внимание Ваше и разогревать сердце. Потрудитесь заучить молитвы на память. И молитве надо учиться, как и всякому другому делу.
Навыкайте о Боге думать всякий час и минуту, ибо Он везде есть. От этого приливать будет покой в душу,
сила на дела и упорядочение дел.

С.141. Покаяние совершить как должно - с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа.
Первое в производстве покаяния есть войти в себя. Не дают нам этого житейские дела и заботы и мыслей блуждание по миру неудержимое.

С.149. Войдемте же в себя самих и начнем перебирать, что есть в нас.
Чтобы себя хорошо рассмотреть, надо обратить внимание на три стороны нашей деятельной жизни: на дела - единичные действия, совершенные в такое-то время, в таком-то месте и при таких-то обстоятельствах; на сердечные расположения и характеристические наклонности, под делами скрытые; и на общий дух жизни
.

С.166. Дела у нас текут как попало, и что делается, делается большею частию по заведенным порядкам, потому что и все так делают, без уверенности в их пригодности к главной цели жизни.
Дух жизни бывает или богобоязненный, или самолюбивый, или миролюбивый, и еще один - ни то, ни се. Последние - это равнодушные к делу богоугождения и спасения, ни теплые, ни холодные. Бог отвращается от них и отвергает их.

С.167. Чтобы решимость на жизнь духовную пришла, надо восчувствовать недоброту жизни, невнимательной к главному (ни то ни се), и восхитительное достоинство жизни внимательной.

С.168. Сделайте как сможете. Господь невзыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие - всю себя пересмотреть и перестроить - Он примет как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца.

С.172. Часто при всем желании быть исправною прокрадываются и прорываются промахи. Ведайте наперед, что все это в порядке вещей. Встретится - не ужасайтесь.

С.175. Враги сильны, и совне и свнутри не знаешь как подымутся бури и собьют с толку. Падешь - и пропал. Вот и вопий: о Господи, спаси! Это и есть сердце сокрушенное и смиренное, его Господь не уничижает, не презирает, а внимает ему. ... Это чувство болезненного к Господу припадания из сознаний окружающих опасностей, могущих прекратить течение духовной жизни и заглушить ее, должно быть постоянным чувством. Заметьте сие: кто имеет его, тот, значит идет, и идет прямым путем. Это самый решительный тому признак!

С.176. Первая забота вступающего на Божий путь и должна быть о том, чтобы всячески поддерживать и подогревать эту готовность, ревность и усердие. Береги только эту ревность и готовность, она сама научит и постоянно будет научать, что как сделать и как когда поступить. Заметьте это!
Охлаждение. О, горькая и прегорькая вещь! Бывает оно и вследствие излишнего напряжения душевных сил, бывает и вследствие упадка сил телесных или нездоровья. Страшнее охлаждение вследствие потери внимания к себе и страха Божия.

С.178. Когда станете работать над собою, увидите, что все внешние руководства и указания суть только пособия. Как лучше поступить в том или другом случае, это каждая душа должна решить сама, при помощи Божьей благодати, невидимо руководящей ее. Искренно желающий угождать Господу и себя Ему всецело предавший всегда попадает в настоящее дело, но берет он смирением.

С.191. Никогда не думать, что уже успели в чем-либо. Это враг внушает. Поддайся только этому внушению, тотчас энергия ослабеет - а тут близко и опять нестроение. Настраивайте себя так, как бы Вы в первый раз начинали трудиться на этом пути.
Ни под каким видом не позволять себе льгот. Труды самонаблюдения и самопринуждения требуют бдительности. Послабление себе есть то же, что маленькая дырочка в плотине. Только покажись эта дырочка, уже не удержишь плотины, ее непременно разнесет вода.

С.194. Спаситель подобные возвратные ниспадения в нестроение сравнивает с возвращением в покинутый было дом старого беса, но уже не одного, а с семью другими.
Вы решились на достодолжное: на такой род жизни, при котором одном Вы будете, как сначала возжелали, держать себя на уровне человеческого достоинства. Внимательная к себе жизнь не такова, чтобы, лишая одних утешений, не давала взамен их ничего. Напротив, эта жизнь, с памятию о Боге и следованием своей совести, сама в себе есть неистощимый источник радостей духовных, сравнительно с которыми земные радости что полынь пред медом.
Все внутри должно происходить. Можно во всем участвовать и всему быть чужду. Внешне одно делается, а внутри происходит другое. Воодушевляйтесь и наперед загадывайте держать себя по прописанному. Аминь!

С.196. Почаще становитесь пред своими иконами в продолжение дня и кладите всякий раз по несколько поклонов, поясных и земных.

С.197. Условия успеха следующие: 1) непрерывность такого делания, постоянство в нем; 2) чтобы оно было, надо вооружаться терпением и самопринуждением; 3) чтобы и это было, воодушевитесь надеждою и упованием, что Господь, видя труд Ваш над молитвою и усердие, с каким Вы ищете навыка в ней, даст Вам наконец молитву и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом.

С.201. Уверенность в Боге - корень духовной жизни. Воодушевляйтесь надеждою, что придет день, когда воссияет в сердце свет обрадования и возвратит ему свободу от всех уз и доставит легкость движения возношения туда, куда повлекут добрые начертания духа. Будете парить тогда в области духовной, как птичка, выпущенная на свободу из клетки.

С.219. Чтобы внешние вещи не отвлекали Вас от Бога, а привлекали к Нему, надобно Вам все вещи, какие бывают у Вас на глазах, перетолковывать в духовном смысле.

С.224. Когда сердце Ваше затеплится теплотою Божиею, с того времени начнется собственно внутренняя Ваша переделка. Огонек тот все в Вас пережжет и переплавит, иначе сказать, все одухотворять начнет, пока совсем одухотворит.
Огонек не покажется, пока страсти в силе. Страсти то же, что сырость в дровах.
Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они пропитаны страстями и противятся огню духовности. Благодать Божия исторгает из уз бесовских прежде всего дух - сознание и свободу. Дух разрывает всякую связь со страстями
и полагает твердое намерение угождать прочее Единому Богу и для Него Единого жить, ходя в заповедях Его.
Память Божия - жизнь духа. Се точка опоры для жизни в духе и базис стратегических операций Ваших против страстей.

С.228. Все они (страсти) исходят из самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся. При решимости Единому Богу угождать в самом мате духовном страсти все теряют свою опору, становятся вне сознания и произволения, которыми прежде владели.
Трезвитеся, бодрствуйте (1 Пет.5, 8). Блюдите, бдите и молитеся (Мк. 13, 33)
.
Бдеть и бодроствовать - это значит не спать, не предаваться нерадению, но держать и душу, и тело в напряжении. Трезвиться - значит не прилагать сердца своего ни к чему, кроме Бога.
Такова уж уловка наших духовных врагов, что, как только увидят, что они открыты, сейчас утекают, хоть это, конечно, не всегда бывает. ... До всего этого мы договоримся еще. А теперь - спасайтесь!

С.231. Самоугодие есть притон всех страстей. ... Страсти все противны заповедям Божиим.
Надо смиренным быть, а страсть научает гордости и тщеславию; надо кротким быть, а страсть заставляет серчать и гневаться; надо радоваться благополучию других, а страсть возбуждает зависть; надо прощать обиду, а страсть возжигает месть.
Всякая страсть имеет обычай облекаться в благовидность и рисоваться яко благородною. Отвергать - следовательно, замечать и не пропускать внутрь.
Внимайте себе и прислушивайтесь гласу, обличающему недолжное. Начнет образовываться опытность духовная: умение сразу отличать правое от неправого
. Если поступать без жалости, то опытность Ваша скоро возрастет.
Сердце, обученное чувством своим, будет сказывать, что хорошо и что нехорошо. А если что страстное прокрадется воровски, за то Бог не взыщет.
Если обсуждать свои мысли и чувства, к чему они
клонят, к угождению ли Богу или к самоугодию, то редко что страстное проскользнет незамеченным.
Вы легко усторожите за собою, если не разленитесь, не распустите внимания и не ослабите воспринятой ревности держать себя на уровне человеческого достоинства. Благослови, Господи!

С.237. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им. Сюда же относят они слова пророка Давида: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4, 5), повторенные потом и святым апостолом Павлом (Еф. 4, 26). Гневайтесь на страсть - и не будете согрешать, потому что, когда гневом прогнана страсть, всякий повод ко греху сим пресекается.
Гнев на страсти требует особого свободного, намеренно на них направленного неприязненного действия, усилия, напряжения.

С.238. Скрытное самоугодие, или самость, всегда благосклонно встречает страстное, так вот и надобно сочувствие это отбить и гнев возбудить. ... Коль скоро вражество страсти сознано, рассерчать на нее уж нисколько не мудрено. Рассерчание это возникает само собою.

С.239. Виноватость наша начинается с того, как мы благосклонно отнесемся к замеченному страстному. Это показывается, что мы не прочь быть приятелями страстному и, следовательно, неприятелями Богу. Ибо всякое мудрование плотское - страстное - вражда на Бога есть (Рим. 8, 7).
Изгнав дурное чувство из сердца и прогнав из мыслей самый предмет, породивший его, опомнитесь и сознаете, что делаете худо, позволяя себе разгораться страстию. Смятение пройдет, и мир душевный восстановится.

С.242. Мысль породила чувство, мысль с чувством породили желание. Душа полна страстью. Но все это еще мысленные нечистоты и грешности. До дела еще далеко. Между желанием и делом всегда стоит решимость на дело с обдумыванием, как его произвесть. ... Когда все обдумано, завершается и решимость. Тогда дело внутри уже совершено. Пред лицом Бога и совести грех уже сделан: заповеди презрены, совесть попрана. ... Когда образовалась решимость, свобода связана, душа чувствует себя будто в необходимости непременно сделать задуманное. Это какой-то самообман внутренний происходит. ... Только по совести и страху Божию решение может быть оставлено и может остаться неисполненным, но им придется восстать во всеоружии силы своей.

С.244. Когда страсть удовлетворена, грех окончательно сделан. Отходит благодать Божия, и человек из области Божией вступает в область врага Божия и своего. Он чувствует себя подавляемым некоей тяжестию. Над ним исполняется притча: возвращается бес с седмью другими. Мрак, беспокойство, тягота - се награда удовлетворенной страсти, всякой. ... Прелесть спадает с очей, призрак рассеивается, остается одна пустота.

С.248. В возбуждении помыслов часто участвуют бесы, а они бесстыжи.
Рассерчавши на страстное, надо взывать о помощи: Господи, помоги! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси меня! Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися! Именем Господа Иисуса бей ратников. Против Господа ничто устоять не может, а он близ есть: близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 18-19).

С.250. "Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь".
К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему.
Не давать бы блуждать мыслям, и брани не было бы. ... Когда беда уже замечена, поспешим опять укрыться туда же - в сердце пред Господа, чтобы воззвать к Нему о помощи.

С.254. "Подвизающийся внутренно всякую минуту должен иметь следующие четыре вещи: смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение - поелику сопротивники его в брани суть гордые демоны, - дабы Христову помощь удержать рукою сердца, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание - чтобы не попускать сердцу иметь никакого помысла, хотя бы он и добрым казался. Противоречие - дабы, как скоро усмотрит пришедший (помысел), тотчас с гневом отразить лукавого. Молитву - дабы после противоречия тотчас возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным" (преп. Исхий, пресвитер Иерусалимский, пункт 20).
"В мысленной брани должно действовать так, как действуют на (обыкновенной) войне. 1) потребно внимание; 2) поразить врага проклятием, с гневом в сердце; 3) помолиться против него, призывая в сердце Иисуса Христа, дабы демонский признак тотчас исчез, чтобы ум не пошел за мечтанием, как дитя, прельщаемое каким-нибудь искусником" (п.105).

с.255. Если продолжаешь трезвенно узкий, радостнотворный и приятный путь мысленный, то войдешь во святые созерцания святых и просветишься глубокими тайнами от Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 3, 9).
Ход мысленной брани требует внимания к сердцу, пребывания там и мысленном оттуда обращении к Господу с молитвою.
"Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает; мужественно с Ним ополчается на врагов; Ему, имеющему власть отпущать грехи, исповедуется; часто тайным призыванием объемлет Христа
, Единого ведающего сердца" (5).
"Ты должен и острым и напряженным оком ума смотреть, чтобы узнавать входящих, ...- тогда опытом дознаешь Божию невидимую помощь, тогда ясно увидишь правое состояние сердца
" (21, 22).

С.258. Если хотите жить в духе, в чем и состоит содевание спасения, должны неотложно поступать так, как прописано. ... У кого решение Господу принадлежать искренне, тому не миновать прописанного пути. Он может много трудиться и делать разные обходы, но, пока не нападет на эту тропу, толку не будет. ... Беритесь усерднее - и скоро увидите успех. Но - все труд надо; без труда ничего не бывает.
Не допускайте же суемудрия. В пустыне кто живет или в монастыре или в миру содевает свое спасение, всякому неотложный закон очистить свое сердце от страстей; очистить же он его иначе не может, как описанным способом.

С.259. Вы обязаны иметь сердце чистое.
По тому же невниманию, а то и по сласти чувства Вы не поспешили вооружиться против него и прогнать, и оно успело породить страстное пожелание - Вы виноваты, зачем тотчас не вооружились, а допустили соуслаждение греховным и страстным. ... Дурной помысл пропущен - вина; допущено породиться от него дурному чувству - другая; из дурного чувства попущено родиться дурному пожеланию - третья; ...
Тут серчание проторглось, там осуждение, там завиствование, там тщеславие. На все это, конечно, были поводы совне. Но не поводы виноваты, а виноваты Вы, зачем допустили такие дурные чувства. Покаянием и сокрушением помиритесь с Господом и совистию и будете спокойно опять воззревать ко Господу.
... дабы чувства (страстные) не окрадывали Вас, как неразумных.
Страсти замрут, если не давать им пищи сочувствием к их внушениям, а, напротив, с гневом отревать их, как только появятся.
Се Вам кратчайший путь к очищению сердца от страстей. Если возлюбили Вы чистоту сию, теките к ней сим путем, ибо другого нет. Вы можете исправить свое поведение и сделать его безукоризненным и без этого, но сердце останется страстным и не даст Вам узреть Господа. Не забывайте юродивых дев! Бог Вам в помощь! Спасайтесь!

С.264. Кто с любопытством останавливается пред нехорошим и слушает недобрые речи? Нахватается чрез это недобрых помыслов, от них перейдет к недобрым чувствам и пожеланиям - и ходит весь остращенный, как в каком тумане. Итак, благоразумие и долг самоохранения (внутреннего покоя) требуют не на все смотреть, не все слушать и не всего касаться из невольно встречаемого.

С.266. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом.
Прописанная борьба со страстьми есть мысленная. И она действительна, потому что, не дозволяя страстям попитаться чем-либо, тем самым замаривает их. Но есть и деятельная с ними борьба, состоящая в том, чтобы намеренно предпринимать и совершать дела, прямо им противоположные. Например, чтобы подавить скупость, надо начать щедродательность; против гордости надо избрать уничижительные занятия; против страсти веселиться - домоседство и подобное.
Потрудитесь найти свою главную страсть и против нее направьте не мысленную только, но и деятельную борьбу.

С.267. Мироотречная жизнь, когда вступают в обитель, чтобы жить в послушании безропотном, в пощении строгом, в молитве трудолюбной и трезвении бодренном. Тут ничего неимение, своей воли отсечение и себя нежаление скоро выполачивают из души все страстное. Затем водворяется мирное устроение сердца и чистота сердца - последняя цель мироотречной жизни. Спасетесь и в миру, если будете держать себя в отношении к нему как не сущая в нем.

С.268. Зачем разны участи людей и зачем они изменчивы? Затем, что так, как устрояет Господь, удобнее людям очищаться от страстей, или затем, что Он хочет сим образом стереть в порошок нашу каляную самость, наш упорный эгоизм, на коих держатся страсти, губящие человека.
А вместе с сим должны идти душеспасительные чтения и беседы, и исполнение чинов церковных, и подвиги самоумерщвления: отказывать себе, когда нужно, понемногу в пище, в сне, в увеселениях и во всяких утехах самоугодия и держать себя в постоянном самопротивлении и самопринуждении. Вот и весь курс очищения себя от страстей. Да благопоспешит Вам Господь.

C.269. Делайте с усердием то, что Вам велят. Но хлопотать - не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всположением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною?
Извольте же различить должное усердие от недолжной заботы и попыхов и навыкайте все дела делать трезвенно, не отклоняясь мыслию от Господа, а, напротив, держа то убеждение, что ему всем этим угождаете.

С.271. Голос-то и вкус к пению откуда у Вас? Бог дал. На что Бог дал? Чесать слух других или на другое что? Ни на что другое, как на то, чтобы Вы обращали их во славу Божию. ... Если только себя потешать, стало быть, злоупотреблять даром Божиим, иждивая его на пустое. ... Если есть и пить надо во славу Божию, то тем паче петь и играть. ... Но опять повторю: не вдруг ломайте, а потихоньку.
Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь.
Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали. Господь да умудрит Вас!

С.273. Вы никак не сознали бы себя одинокою, если бы помнили, что Господь близ, близ и ангел-хранитель с Вами, - не мысленно, а действительно.
Как избегать скуки. 1. Эстетические занятия: музыка, пение, живопись. 2. Какое-нибудь рукоделье - вязанье, вышиванье и подобное. 3. Но лучшее средство против скуки - найти вкус в серьезном чтении и изучении предметов, не узнанных еще. ... Этим, очевидно, устраняется всякое чтение пустое пустых книг.

С.276. О св. Пимене. Покаявшийся и плачущий о грехах своих естественно удаляется от зла и творит благо.
Как противостоять злым помыслам. 1. Внимай себе и трезвись. "Хочешь ли, возвращаясь к себе, находить себя таким, каким вышел? Держи стражу над собою и дома, держи стражу и вне дома" ("Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов", 137). Всего нужнее для нас трезвенный ум (135).
Должно удаляться всего страстного, говорил авва Пимен. Главное, всячески ухитряться не уступать помыслам. "Не подавай им руки, и они ничего не сделают".
Авва Иоанн Колов: "Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобресть хотя в некоторой степени все добродетели" (130).
Есть добродетели источные и руководительные: хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность (35).
Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли - вот работные орудия души!
Ной изображает собою нестяжательность, Иов - терпение, Даниил - рассудительность. Если сии три добродетели есть в человеке, то Господь обитает в нем (60).
Страх Божий, молитва и благотворение ближнему - вот три основания совершенства (160).
"Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути;
второе - чистота, которая достигает до небес; третий друг - милостыня, которая с дерзновением приводит к самому Царю - Богу" (109).
Когда не дается уступки страстям и насаждаются добродетели, сердце мало-помалу умягчается (182), согревается и приемлет в себя божественный огнь, который только береги - и будешь безопасен.

С.281. О паломничестве. Для Господа труд, он даст и силу. И после что-нибудь даст, заметно или незаметно. Святым Бог дает способность видеть, что делают для них верующие, и слышать, о чем они их просят.

С.283. На исповеди. Ничего не скрывайте, чего не одобряет совесть, малое то или большое. Но не упустите главного - слезку сокрушения. Одна слезка - и будете как выкупавшись или в бане помывшись.
Радость бывает на небе, когда кто плачет и сокрушается, чувствуя себя грешным.
Великое или малое, дело или слово, но, коль скоро совесть говорит, что то грех, надо очищать то
исповедию и покаянием. Сущность таинства покаяния состоит в разрешении сказанного греха. Грех не сказанный не разрешится и останется на душе и с нею пойдет на тот свет. Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26).

С.286. Маленькая молитовка есть великое сокровище. Ничего нет равного ей в духовных деланиях. Да и всегда учитесь быть с нею неразлучны. Она и внимание будет собирать, и отбивать пустомыслие и суетномыслие, и держать Вас в состоянии получать от Господа чрез ангела-хранителя вразумление в час нужный. ... Умное, с благоговением, обращение к Богу из сердца есть уже молитва.

С.287. Пробудившись пораньше, вставайте поскорее и ведите с Господом сладкую беседу. Наладитесь утром хорошенько - уже весь день пойдет хорошо. Память Божия, чтение Евангелия ... будут раскрывать и утверждать в Вас понятия о достодолжном. Совесть возьмет сии понятия под свою опеку и начнет проводить в жизнь, не позволяя Вам уклоняться от дел, ими указываемых. И пойдет жизнь светлая. Только законом имейте никогда ничего - ни большого, ни малого - не делать против совести, а если что прорвется, тотчас удовлетворять ее покаянием - своим внутренним, домашним. ... Совесть - великое дело. Она есть голос Вездесущего Бога в душе. Кто в мире с нею, тот в мире с Богом. Благослови Вас, Господи!

С.288. В житейском быту нельзя совсем пренебрегать тем, что скажут или что говорят. ... Надо вести дела так, чтобы не раздражать речей и не мутить очей человеческих. Дальше же этого не должно заходить: к отложению, например, дел, которые считаются обязательными.
Пусть все осуждают, но, если Бог оправдывает в совести, все суды эти ничто.
Вместо строгости подвижнической, неприложимой в Вашем быту, возьмите страх Божий и память смертную, и они научат Вас всему.
Скрытность в житейском быту не худая вещь, в духовной же жизни - самая опасная. Непременно надо иметь кого-нибудь, с кем бы можно было совещаться о всем бывающем и вне, и паче внутри.
Есть около нас и в нас какая-то дурная сила, которая разными призрачными добротностями вводит нас в обман и путает дела наши, наводя то на пустоделие, то даже на худоделие. ... Свое рассуждение не всегда успевает рессеять эти внушения, потому что враг нередко и его запутывает своими подсказками (наши старцы прозвали это подсадами).
Спаси Вас, Господи, и помилуй! Жить надо учиться.
Наблюдайте за собою. Ошибки покажут, как в другой раз поступить исправнее.

С.291. Переменчивость чувств так нам свойственна. Ее надобно сносить и перетерпливать, об одном заботясь, чтобы не переменялось, а всегда в силе пребывало главное решение - цель жизни, которую Вы себе избрали.
Бог окончательно сердца Вашего просит, а сердце Бога хощет. Ибо без Бога оно никогда не бывает сыто, все скучает; осмотрите себя с этой стороны.

С.294. Мы все, крещеные и миропомазанные, имеем дар Святаго Духа. Он у всех есть, но не у всех действен. ... У англичан нет таинства миропомазания, без которого, как без возложения рук апостольских, Дух Святый никогда не сходил и не сходит. У англичан только два таинства: крещение и причащение, а таинства миропомазания нет. Стало быть, апостол сей толкует о том, чего не знает, и проповедует о получении того, чего сам не имеет.
Благослови Вас, Господи! Спасайтесь!

С.295. В духовной жизни книги - только руководство. Само познание приобретается делом.
Жизнь духовная - особый мир, в который не проникает мудрость человеческая. ... Трудитесь над собою и внимайте себе. Понемножку-понемножку - и Вы дойдете до того, что начнете вести премудрые речи, которые садись да записывай. Благослови Вас, Господи!

С.297. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божие для тех, кто умеет в них читать.

С.300. Никогда не должно считать установившимся никакого духовного делания, а тем паче молитву, а всегда так себя иметь, как бы в первый раз начинали ее совершать. Что делается в первый раз, тому отдается и первое усердие.

С.303. Решение произнесено, но когда и как его исполнить, на это надо пождание терпеливое. Нельзя рвануться вдруг при Вашей обстановке. Родительское благословение - первое условие. Его надо выждать.
Память о том, что Господь всюду есть, и с Вами, и в Вас, - эту память навяжите на свой ум и с нею ходите неразлучно: работайте, сидите, спите и бодрствуйте. Сочетайте с сею памятию и другую - память о смерти и о том, что по смерти, - суде и предрешении участи вечной. Сии две памяти - два мощных стража всякого добра.

С.308. Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Что блюсти? Сердце, чтобы оно ни к чему не прилеплялось, не к лицу только - об этом и говорить нечего, - но ни к какой вещи. Всякое такое прилепление будет нарушением Вашего обручения с Господом, неверностию Ему. А Он - ревнив. И строго взыскивает с сердец, Ему неверных.

С.309. Божие идет тихонько, незаметно, но прочно.

С.313. Что грешницей себя чувствуете, это доброе чувство. И если большею грешницею себя чувствовать будете, не переступите за должную черту.

С.315. Возражать можно на все, даже на то, существуем ли мы. Восстановленное в сердце убеждение при мысли о недалекости ума и недоброкачественности сердца говорящего сделает душу Вашу камнем, о который ударяясь дурные речи будут отскакивать, не оставляя следа. ... Взывайте к ангелу-хранителю, Матери Божией, паче же к Самому Господу Спасителю. И Они развеют навеваемый мрак.

С.316. "Веру воспитание набивает". Не набивает, а развивает и дает ей определенный вид. ... Как и в отношении к познаниям: общество чрез воспитание передает новому члену своему добытые им познания, но не дает ему способности познавать. Эта способность есть неотъемлемая принадлежность души. ...Общество передает только образ веры своей, а не самую верующую силу и потребность ее. ... Вера старше общества и семьи, а следовательно, и самого воспитания. Воспитание отдает новорожденному то, что прежде внесено в семью и общество из души. Если оно развивает веру, то потому, что она в природе человека. Без нее человек - не человек. ... Кто не имеет веры, тот отступает от сей нормы и есть нравственный урод - такого ранга суть все неверы.

С.318. О людях, воспитанных животными: Душа у них есть так же, как и у всех людей, но не имеет возможности проявлять себя вполне: связана. ... Бывает, что кому-либо угрожает опасность от имеющих сплестись впереди обстоятельств, если он будет в них действователем. Бог посылает на него болезнь, и, пока он лежит в постели, обстоятельства те проходят без его участия. Так спасается он от беды. А будь он здоров, непременно вплелся бы в дела и попал в беду. Так рассуждайте и о дурачках от природы. ... В другой жизни откроется, что это так. Их души перейдут туда, как души умирающих младенцев.

С.319. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри (Еф. 5, 15).

С.320. Все только с благословения родителей. Извольте сейчас же стать пред Господом, искренно покаяться в своем дурном смущении и изречь твердое решение: буду ждать, буду все сносить благодушно. Да будет во всем воля Твоя, Господи!

С.322. Милость Божия буди с Вами! Несправедливости от Бога никакие не происходят, но попускаются они Богом во благо тем, на кого попускаются. Истинно во благо! Это не простая фраза, а настоящее дело. Привожу Вам в пример мучеников. Уж как их не тиранили. ...

Мужайся и да крепится сердце твое! Впереди крест. Выходит, что ничего не остается более, как отдать себя скорбям, лишениям и напраслинам. В этом отдании начало истинного пути. В самую ту минуту, когда отдадите, вступите вслед Господа.

С.327. Всесовершенно возложите себя на руки Божии, ни о чем не заботясь, а всякий случай принимая спокойно, как Богом нарочито для Вас устрояемый, приятен ли он или неприятен. Забота Ваша должна состоять только в том, чтобы во всяком случае поступать по заповеди Божией. Сие единое Вам на потребу.
А когда все предадите Господу и будете принимать как от Него исходящее и для Вас благопотребное, то никакого беспокойства иметь не будете, а только будете посматривать кругом, чтобы увидать, что посылает Господь, чтобы по смыслу посылаемого и поступить. Всякий случай под заповедь подойти может. И подводите, и по заповеди делайте, Богу угодить стараясь, а не своему желанию удовлетворить напрягаясь. Вникните хорошенько, о чем говорю, и положите достигнуть такого настроения. Учиться надобно, вдруг нельзя. И молитесь о сем.

С.328. Владыка мира посадил и Вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. ...Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением.
Без чувств жить нельзя, но чувствам поддаваться незаконно. ... Вы впечатлительны, и сердце заливает у Вас голову.
Но все от Бога. К Нему и прибегать надо.

С.330. Наука жизни опытом достается.
Враг всегда маскирует себя призраком правости. Но Вы не на это смотрите, а на то, что бывает в душе - именно непрестанная тревога и смутная неопределенность. По этому тотчас можете догадаться, что подошел враг, - и гоните его безжалостно отвержением и молитвою. А Божие воздействие всегда светоносно. Ангел-хранитель влагает в уши слово утешения. Навыкайте его слушаться, и он будет учить Вас всему.

Вставайте раньше и, уединяясь в какой-нибудь пещерке, вместе с птичками пойте славу Создавшему всяческая! Благослови, Господи, путь Ваш!

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz