Главная

Конспект программного труда теософов:

Радха Бернье "Духовное возрождение человечества". Лекции и беседы.

С.4. Учение Будды, Иисуса, Блаватской, Безант, Кришнамурти. Все они связаны мощными соединительными узами: глубокой заботой о прогрессе и совершенствовании человечества - прежде всего в нравственном и духовном смысле.

Теософ ищет мудрости не ради собственной выгоды. "Не для себя он живет, но для мира", и чем сильнее предан он делу духовного возрождения человечества, тем настойчивее стремится он понять себя и окружающий мир, постичь таинства жизни.

С.9. Деятельность Теософского Общества и фундаментальное изменение в человеке и обществе.

Воистину значительное изменение в истории человечества произойдет лишь тогда, когда совершится революционная перемена в самом человеке.

Мы все - отражение человечества, а человечество в свою очередь, таково, каковы мы сами. Кришнамурти подчеркивал, что нет никакой разницы между нами и миром: "каждый с полным основанием может заявить, что мир - это он, а он - это мир".

С.14. Сегодня миру предстоит сделать выбор между единством и разобщенностью, между сотрудничеством с одной стороны и конфронтацией и конфликтом - с другой. ... Не та же ли ситуация сложилась и в нашем собственном сознании?

Все когда-либо предложенные решения были несостоятельными потому, что мы занимались только обществом, а не самими собой. Главной задачей Теософского Общества состоит в том, чтобы указать на насущность внутренних задач и тем самым помочь миру в радикальном разрешении его проблем.

Члены Общества должны понимать, что фрагментарному сознанию не под силу решить сегодняшние проблемы; впрочем не только сегодняшние. ...Нет на земле такого места, где можно было бы наслаждаться безопасностью и процветать отдельно от остальных.

Фрагментарное сознание является причиной всех проблем. Не будь наше сознание расколото на части, мы не столкнулись бы с этими огромными трудностями и проблемами. В основе их лежит узкий кругозор и ограниченный взгляд.

Для человека жизненно важно осознать себя, свою подлинную природу и постичь свои внутренние возможности. Общество создается в соответствии с тем представлением, которое имеет человек о самом себе.

С.18. Внешняя проблема - это следствие проблемы внутренней, возникшей в сознании, в душе. ... Решения наших проблем до сих пор не найдены, поскольку все они являются фрагментарными и возникают в недрах фрагментарного ума.

Сегодняшние проблемы требуют универсального ума. Ограниченный взгляд на человека и его предназначение может лишь усугубить наши трудности.

Что такое общество, как не переплетение человеческих взаимоотношений?

C.21. Сущность изменения.

Война, гонка вооружений, загрязнение окружающей среды, бедность, перенаселенность - эти, а возможно, и другие беды, представляют реальную угрозу для всех людей. Корень всех проблем лежит в психологическом состоянии человека. Сознание живущих в этом мире индивидуумов не способно воспринимать все как единое целое. Сознание, привыкшее разделять и разъединять, смотрит на все с определенной точки зрения; но это фрагментарное сознание не в силах отыскать подлинного и окончательного решения всех проблем. Если человек не может больше узнать о себе и понять, кто он и кем он станет, - т.е. постичь свои собственные чудесные, безграничные возможности - он не в состоянии и понять, что есть для него благо.

Фундаментальное изменение - это такое изменение, которое множество различных проблем решает, так сказать, одним разом. Это как удаление сорняков: если вы только оборвете их ветви, они могут вырасти снова.

Эгоизм - вот причина всех трудностей человечества. Фундаментальное изменение - это переход от эгоизма к состоянию взаимопонимания, гармонии и единства, в котором благополучие других людей представляется столь же (если не более) важным, как и свое собственное. Когда эгоцентричное внутреннее состояние сменится осознанием единства, изменится весь мир.

Из писем Махатм: "Всеобщее Братство" - это не пустая фраза... Это единственно прочная основа всеобщей нравственности".

Давайте посмотрим на внутренний эгоизм, избавившись от чувства вины. Винить себя необязательно; все мы эгоистичны. Ни один из нас не свободен от этого. ... Эгоцентричность, если понаблюдать, проявляется в массе мелочей. Когда мы безразличны и не движимы состраданием к миру - это тоже эгоизм. Будда советовал осознать печаль в качестве первой истины; совет этот относится к движению сострадания изнутри.

Фундаментальное изменение должно прежде всего проявляться в окончательном избавлении от самости - не обязательно в один день. Нирвана - это "устранение" эгоистического "я". Это переход от эгоизма к единению.

Революционный смысл таких слов, как "единство", "братство", "гармония", "сострадание", в том, чтобы видеть внутреннюю природу всего сущего.

С.27. Принцип "братства" подразумевает постижение того, что единая жизнь, присутствующая повсюду, невыразимо чудесна, неуловима, глубока, священна. Всюду, в любом месте, существует нечто, что следует уважать, постигать, нечто, с чем мы должны пребывать в гармонии, потому что гармония - это единственный способ истинного познания.

Жизнь человека, освободившегося от эгоизма, избавится от всех разногласий; она полна глубокого уважения к другим. Доверие к ним не будет основываться на представлении о том, что верно, а что - нет. Мы будем уважать их собственный неповторимый путь раскрытия. ... Все формы безнравственности - жадность, злоба, развращенность, та мелкая ложь, к которой мы прибегаем, - все это прекратится. Это поистине огромное изменение!

С.28. Все желания неизменно приводят нас к разочарованию, поскольку все, что нужно для счастья, и даже более, находится внутри нас. Покой является самой сущностью жизни и сознания. Жизнь - это красота, жизнь - это благо и чистота единства. Но поскольку мы постоянно находимся в борьбе и не даем этой жизни изливаться наружу, мы страдаем от желания и ищем удовлетворения в другом месте.

Раздор, чувство разобщенности - вот бремя, которое несет на себе сознание, несмотря на то, что оно хочет любви, жаждет общения.

Фундаментальное изменение - это переход от невежества к мудрости, который подразумевает осознание подлинной природы жизни - ее смысла и цели.

Знания чаще всего - это просто отягощение мозгов идеями и информацией. Человек действительно знающий - это тот, кто осознал Единство, которое есть также высшая красота, гармония, мир, любовь и мудрость, позволяющая нам совершать верные поступки.

Знание, в котором нет любви, не является знанием. Мудрость - это одновременно и интеллект, и любовь, и она не похожа на то, что мы обычно называем знанием.

Индийская традиция гласит: как алмаз применяется при резке алмаза, так и знание может применяться для возвышения знания, обретения прозрения и интуитивного осознания подлинной природы жизни, ее единства. Так разрушается темница самости. "Буддхи" - пробуждение от ложной реальности, в рамки которой заключен разум.

С.31. Разногласия - это продукт нашего собственного мышления; ибо мы целиком и полностью обусловлены в наших действиях. Избавившись от обусловленности, мы излучали бы покой и гармонию. Всеобщее братство без различий - это не пустая фраза и не банальность. Это основная задача Теософского Общества, поскольку духовное возрождение подразумевает совершенно новое сознание - без разделений, различий, сравнений и оценочных суждений.

Когда всемирное братство без различий станет реальностью, то в нашем сознании найдется место всему - радости, любви, силе, мудрости.

Шри Шанкарачарья говорит в работе "Самопознание": "Разве есть кто-то глупее человека, безрассудно стремящегося к собственной выгоде?" Только полное невежество заставляет нас жить и работать для себя. Напротив, как указано Буддой: "Как мать защищает свое дитя от превратностей жизни, так давайте и мы развивать безграничную сердечность по отношению ко всем существам".

Мы должны многократно и глубоко исследовать эти вопросы. Тогда мы найдем в себе силы для выполнения работы по изменению общества человеческого.

С.33. Духовное возрождение и цели Теософского Общества.

Опыт единства - это религиозный опыт, это новый вид восприятия, новое качество ума.

Целями эволюции являются гармония, свобода и индивидуальность. В ходе эволюции происходит все большее и большее раскрытие уникальности. ... Все проявленные индивидуальные существа по сути своей равны, ибо они являются частью единой священной жизни.

Кришнаджи говорит: "Где присутствует самость, там нет красоты", - той красоты, которая есть добродетель, мир и блаженство. Всеобщее братство без каких-либо различий - это революция в сознании.

Разделений множество: социальное положение, экономический статус, возраст, интеллектуальные навыки, знания, - это только "примерный" список.

Вторая цель Теософского Общества: изучение религии, философии и науки в синтезе.

Для нашей жизни истина имеет первостепенное значение, ибо как мы воспринимаем окружающее, так мы и поступаем. Если мы поступаем глупо, противоречиво, жестоко, бессердечно, то происходит это потому, что наше видение в чем-то неверно. Видеть истину - это то же самое, что постичь единство и познать природу любви.

Поиск истины - это поиск реальности, которой ничто и никогда не противоречит. ... Каждая реальность ведет к реальности более высокой.

Вивека - санскритский термин, который в веданте обозначает способность различения высшего духа и видимого мироздания, или духа от материи, истины от лжи, реальности от иллюзии.

Религия - есть поиск вечного существования; это освобождение от конечного существования и слияние с бесконечным.

Истина освобождает от глупых поступков, основанных на ложных представлениях о реальности. "Истина сделает вас свободными".

В книге "У ног Учителя": "тот, кто хотя бы мельком узрел План, - то великолепие, которое лежит в основе всех жизненных процессов, - тот не может не трудиться ради этого Плана, содействуя добру и противясь злу, работая во имя эволюции, а не из себялюбия".

С.41. Третья цель - исследование скрытых законов природы и сил, таящихся в человеке. Все естественные законы суть выражение божественного разума. ... Знание законов есть сила, ускоряющая прогресс. Непонимание в чем состоит великий замысел ведет нас к оглуплению и суетности.

Весь мир - суета, поскольку человек думает, что может работать вне закона, и не пытается понять его. Закон гармонии самый важный из всех, ибо остальные законы могут быть только проявлением великой гармонии вселенной.

Все законы - это есть установление соотношений всех вещей. Соотношения эти тонки, и многие думают, что их вообще не существует.

Есть иерархия разумов, работающая для осуществления великого Плана. Следует найти свое место, попытаться понять, как жить в соответствии с Планом. Пока мы не поймем, чем потенциально является человек, мы не сможем сформировать окружающую среду, способствующую истинному прогрессу. Мы делаем противоположное, творя среду хаотичную, которая подавляет человеческие возможности вместо того, чтобы пробуждать их. Изучение человека таким, каков он есть на самом деле, его высших возможностей, высот и глубин, которых он может достичь, очень важно для человечества.

Все цели Общества заключаются в помощи в истинном прогрессе человечества, что возможно только при обновлении человеческого разума.

С.43. Наш подход к теософии.

Осознание истины преображает и всю нашу жизнь, и характер наших взаимоотношений.

Поиск истины - это не что-то далекое и абстрактное. Это самое практичное из всех устремлений. Братство без различий - это действенное отражение верного восприятия (понимания истины). Теософия - это божественная мудрость. Задача наша состоит в том, чтобы прийти к этой мудрости.

Знание в современном мире растет ежедневно, ежеминутно. Но оно не помогло людям стать более счастливыми, спокойными и любящими. Теософия не должна становиться теорией, набором концепций. Она должна стать той истиной, которая преобразит всех нас, сделает нас любящими, заботливыми, нежными в наших взаимоотношениях с ближними. Умение увидеть красоту, которая присутствует везде - в калеке, в обездоленном, во всех людях, во всех вещах, с которыми мы обращаемся бессердечно или безразлично, - возможно при условии освобождения разума от эгоцентричности.

"Ум - убийца действительности". Нужно научиться видеть ограниченность ум, его склонность к заблуждению и нечувствительность. Нужно перейти от внешнего к восприятию сущностной природы вещей. Наш подход должен вести к осознании истины, что возможно только тогда, когда ум не воздвигает более преград и не мешает прямой связи между нашей внутренней природой и внутренней природой всего сущего.

Одна из функций, которые могут выполнить верные книги, - это помощь в избавлении ума от погруженности в мелкие личные заботы. Важно научиться возвышать ум от личностного до общечеловеческого уровня.

Мы познаем любовь, только когда она становится реальностью в нас самих, когда она всемирна, абсолютно бескорыстна, не выборочна.

"Будь сам себе светильником". Будда говорил: не принимайте ничего на веру только потому, что так гласит священное писание или традиция, только потому, что другие верят в это, и даже потому, что так сказал я; сами все выясняйте.

Будущее Общества зависит от того будет ли теософия живой мудростью, от искренности, преданности и бескорыстия его членов.

Прогресс эволюции не является по сути своей биологическим; он непременно должен иметь отношение к той внутренней сущности, природа которой - разум, любовь и блаженство.

Разум нуждается в использовании таких своих способностей, как наблюдение, интеллект и интуиция.

Развитие мудрости - вот что мы должны поощрять, а отнюдь не слепую веру.

Знание надо использовать так же, как используют карту при ознакомлении со страной. Карта - это не страна. Е.П. Блаватская говорила, что "Тайная доктрина" может привести к истине; но сама она не есть истина, ибо слова - не истина.

Наше понимание подвергается испытанию именно в повседневной жизни. Растем ли мы неуклонно, без вмешательства амбиций, и если да, то как? Наблюдая себя, мы выясняем, нет ли какой ошибки в самой природе нашего изучения или в нашем подходе.

Истинное понимание распространяется даже на так называемых грешников. Никто не грешит, если он не невежествен духовно, и чем более невежествен человек, тем в большей мере он нуждается в том, чтобы его понимали другие.

Можно расти одновременно и в понимании, и в распознавании. Если мы ничего не знаем о внутренних трудностях другого человека, то как мы сможем ему помочь? Доказательством теософского познания является рост понимания, любви, ясности, сочувствия и открытости не только по отношению к другим людям, но и по отношению ко всей жизни: к маленькой травинке, к парящей в небе птице, - ко всем существам. Добро разлито повсюду, и драгоценное качество жизни присутствует везде, где бы ни существовала жизнь.

C.57. Индивидуальная и групповая работа по духовному возрождению.

Основой для нас должна стать не просто умозрительная концепция, а растущее осознание единства.

Это занимает много времени, ибо мысленно произнести "духовное возрождение необходимо" - совсем не то же самое, что и осознать его всем сердцем и глубоко почувствовать его жизненную необходимость.

"Идеи правят миром", - сказал один из Адептов.

Сущность изменения состоит в стремлении к целостному сознанию.

В нас глубоко укоренилось психологическое состояние, которое заключается в том, что хотя мы порой и сознаем единство, все остальное время мы действуем с позиций разделения. ... Мы просто беседуем о братстве, и братство наше зачастую рушится самым плачевным образом. ...нужно наглядно продемонстрировать всему миру, что оно может стать реальностью. Это важно. Это значит не быть поверхностным, а исследовать всю глубину смысла, присущего всеобщему братству без различий.

Мы не можем в одночасье достичь просветления, но мы должны со всей серьезностью относиться к продвижению в этом направлении.

Как говорится в Упанишадах, есть истина истин - единства жизни.

Как убедить людей, что это вопрос, касающийся всего человечества, а не избранных, избравших религиозную жизнь? Создать примеры сотрудничества, любви, сердечности во всех маленьких группах Общества. Показать миру, что глубокое чувство братства, осознание духовного родства являются реальностью и в группе из десяти человек, и в группе из двухсот.

Теософское Общество призвано собирать людей, искренне пытающихся воплотить на физическом плане высшую истину единства, которая является непреходящей реальностью на духовном уровне.

Не следует создавать непогрешимые авторитеты. Нет религии выше истины.

Не следует отказываться от здравого смысла и размышления - умения распознавать.

С.66. Все, чем занимаемся, является лишь средством для того, чтобы изменить наши взаимоотношения с людьми, а значит, и все общество в целом.

Большинство людей не интересуются тем, как улучшить жизнь всего человечества. Они обеспокоены исключительно своими личными проблемами. Им требуется какая-то помощь и понимание.

Мы может в результате не найти окончательных ответов в решении этих проблем, но важно по крайней мере уделить внимание их поиску.

Как говорил Будда: "Если в ваше тело вонзилась стрела, вы не станете выяснять, из какого она дерева или с какой скоростью она летела. Вы позаботитесь о том, чтобы удалить ее и залечить рану". Наша забота - исцеление.

С.71. Ученого буддиста спросили: "Кто такой Будда?", на что он ответил: "Пробужденное сознание". Буквальное значение слова буддха - "пробужденный", а тот принцип, который должен пробудиться, и есть этот источник вдохновения и энергии. Это Христос внутри нас.

Восприимчивость предполагает, что сознание, или какая-то его область, так или иначе открыто. Тогда оно словно бы отовсюду черпает вдохновение и мудрость.

Если мы постоянно пребываем в состоянии открытости, то это и есть пробуждение нашего собственного сознания. Поток энергии льется независимо от того, до какой степени открыто сознание. Не надо бояться расходовать эту энергию: она все время восстанавливается, ибо исходит из самого человека.

Слова Кришнамурти: "У большинства из нас очень мало энергии; мы теряем ее в конфликтах, столкновениях, расходуем самыми разными путями - не только сексуально; огромное количество энергии затрачивается на внутренние противоречия и на самообособление, ведущее к конфликту. Конфликт - это огромная трата энергии. Человеку необходима не только физическая, но и психическая энергия, а также ум, который в высшей степени ясен, логичен, здоров, неискажен, и сердце, лишенное каких бы то ни было чувств и эмоций, кроме неиссякающей любви и сострадания. Все это дает ему огромную энергию, силу и энтузиазм. В этом суть медитации".

Духовная энергия несет в себе дары духа, чувство гармонии, любовь ко всему, красоту и мудрость.

Рассудок не является настоящим источником духовной энергии. Однако мы слишком погружены в него и отождествляем себя с ним. Можем ли мы от этого освободиться?

Е.П. Блаватская предупреждала, что чувственное или даже умственное самоудовлетворение влечет за собой немедленную потерю способности распознавания.

Вивека - это постоянная проверка и избавление от нереального, а также всего того, что имеет относительную реальность; это отчетливое осознание наших желаний, эмоций, чувственных и умственных удовольствий, а следовательно, и понимание взаимоотношений, речи, любых переживаний.

Упанишада говорит: "Живи сдержанно". Давайте не будем жадными и чересчур практичными ни в большом, ни в малом - и тогда мы сможем соприкоснуться с этой Энергией (Божественной Силой). Самоограничение должно стать неотъемлемой частью человеческого поведения.

Самость должна умереть и уступить место безбрежности жизни. "Нет медитации без праведности" (Кришнамурти). Синонимы: ограничение, праведность, этическая жизнь, дисциплина, самодисциплина.

Нравственность отдельных людей, эпох или общества может быть одной из разновидностей безнравственности. Часто она основана на соображениях сиюминутной целесообразности. Так же создаются и законы. Но мы стремимся к подлинной нравственности.

Без наблюдения за собой и обучения подлинно праведной, или этической, жизни невозможно достичь своей глубинной духовной природы. Медитация - это соприкосновение с тем глубинным источником энергии, который является принадлежностью духовной природы. ... Неэтичная, поверхностная жизнь рассудка является причиной всех волнений. "Я" все способно расстроить, может все обратить в проблему, создать конфликт из ничего. "Я" и мир и безмолвие, обретаемые в медитации, - понятия взаимоисключающие.

Необходимо привести в состояние внутренней гармонии каждую часть нас самих - тело, эмоции, мысли; дать сознанию возможность стать духовно пробужденным, ясным, тонким, глубоким, восприимчивым. Для этого необходимы внимание и сосредоточенность.

Внимание развивается при спокойном наблюдении за тем, что происходит как внутри, так и снаружи.

Все личные страсти и черты характера суть лишь различные ветви единого древа "самости".

Очень важно уметь слушать, как один из способов обретения восприимчивости и освобождения ума от его содержимого. Слушать не только музыку, слушать все, что только есть вокруг, жизнь дерева, красоту вашего друга, и того, кто вам не такой уж и друг. Для этого нужно слушать сердцем, а не умом или ушами.

"Как обнаружить скрытую реальность, сокровенную суть всего, - Атман?" "Его постигают видением, слушанием, размышлением и медитацией. В того, кто так живет постепенно входит безмолвие. Таково истинное молчание, которое называют порой "великим безмолвием".

Обретая углубленное осознание, чувствительность и ясность, мы придем к определенному богатству, неиссякаемой энергии и вдохновению, поскольку это качества нового разума. Духовное возрождение - вещь поистине чудесная. Становясь другим, разум наполняется жизненной силой; он обретает доброту и благо. Это путь к радикальному преображению нас самих, несущему обильную энергию, вдохновение и понимание.

С.83. Заключение.

Тот, кто возжаждет освобождения так же, как воздуха, находясь под водой, - тот и обретет его. Вот в чем смысл мумукшутвы - пригодности к духовному пути. В действительности под ней подразумеваются сердечная искренность и прямодушие.

Духовное возрождение не должно быть лишь умственной концепцией. Оно должно стать реальностью, непрерывно растущей реальностью.

БЕСЕДЫ.

С.91. "Истинный теософ" - это понятие имеет отношение к понятиям вивека, вичара и сострадание.

Вивека - санскритский термин, который в веданте обозначает способность различения высшего духа и видимого мироздания, или духа от материи, истины ото лжи, реальности от иллюзии. Это духовная проницательность, распознавание хорошего и дурного, верного и ошибочного.

Вичара - означает размышление, проникновение вглубь, постижение истинной природы всего: проблемы, связи и т.д. Слово происходит от корня "двигаться вокруг". Оно подразумевает всестороннее, тщательное, целостное рассмотрение того или иного вопроса.

Происходящие с нами события учат нас достойно принимать все вызовы жизни.

"Если бы люди верили в карму, они были бы очень осторожны в своих мыслях, делах, побуждениях..." (Кришнамурти). Существует ли закон кармы отдельно от нашей повседневной жизни, или же он тесно связан с движением прогресса?

C.95. Как распознать верные идеи? Если идеи разделяют, создают барьеры, значит, что-то в них не так. Если же они способствуют установлению единства, распространению вселенской любви, значит они несут добро.

Анни Безант на вопрос "Правилен ли мой поступок?" спрашивала в ответ: "Находится ли он на стороне любви или же на противоположной стороне".

С.96. "Просветление приходит изнутри". Мы может услышать лишь ту истину, к восприятию которой сами себя подготовили. Мы не должны искать для себя гуру.

Изучение жизни, развитие всех своих способностей (включая интуицию), выявление того, что скрыто в глубине нас самих, и расширение сознания - все это составляет неотъемлемую принадлежность религиозной жизни.

Илья Пригожин говорил, что всякая живая система обладает четырьмя качествами: абсолютная открытость, уязвимость, гибкость и сознательный риск внешней отдачи. Все это увеличивает вашу внутреннюю силу. Теософское Общество - живая система, а потому эти качества должны присутствовать и у него.

Если все члены ТО каждый день будут думать о духовном возрождении человечества и излучать доброжелательность, то это принесет хорошие результаты.

С.111. Постоянное отрицание своего "я" и применение вивеки приводит к очищению. Слушая, наблюдая и учась, человек обретает ясность и зрелость ума. И тогда в какой-то момент из времени он переходит в вечность, т.е. в другое измерение. Значение соответствующего образа жизни - праведной жизни - огромно, поскольку таким образом мы подготовим к изменению наш разум.

Многие религиозные традиции говорят о новом рождении. В Древней Индии "брахманом" называли человека, образ жизни которого ведет к Брахману - высшей Реальности. Его называли также "дваждырожденным"; он должен был умереть для определенного рода вещей и вновь возродиться в сознании. Христианский мир знаком с утверждением: "Потерявший свою жизнь обретет жизнь вечную". В нем тоже подразумевается новое рождение. Кришнаджи также говорил об умирании в этом глубинном смысле слова.

С.114. Наше тело, эмоции и мысли не имеют ничего общего с нашим истинным "Я", которое и есть единая универсальная жизнь во всем. Когда мы обретаем сознательное единство с этой универсальной жизнью, когда мы становимся этой универсальной жизнью, мы постигаем нашу истинную природу, о которой знаем до начала своего странствия.

Люди высоко ценят хорошую память. Словам и былым идеям придают большое значение. Но гораздо важнее обращать внимание на настоящее.

Необходимо действовать, не заботясь о результатах действия. Прошлое и будущее - лишь создаваемые нашим разумом образы. Прошлое не существует, потому что его уже нет. Оно существует лишь в нашем разуме в виде воспоминаний, образов, впечатлений, склонностей.

С.118. Развивая свое внимание, начинаешь яснее видеть вещи в их целостности. Рождается более глубокое восприятие.

"Упражнения" для правильного восприятия истины: помнить, что "это одно" ("Я") ни более, ни менее важно, чем "то единое". Так постепенно стираются различия и увеличивается число точек соприкосновения. Это позволяет избавиться от жадности, которая делает "это одно" самой важной вещью в мире.

Равновесие означает развитие в равной степени чувств, интеллекта, а также способности к действию. Ограниченный человек не сможет постичь истину. Нельзя пренебрегать своей личностью. Все то, что вы в себе воспитываете - интеллект, знания, благородные чувства, чистый характер, способность к неэгоистичным поступкам - все это не пропадет даром, все это очень важно. Уравновешивая и развивая свою личность, вы становитесь счастливее и больше можете сделать для ваших собратьев.

С.120. Не может быть никакого восприятия истины без постижения глубинной сущностной природы вещей, поскольку тогда мы не видим полностью того, что существует в действительности.

Не следует придавать слишком большое значение чужим недостаткам, быть чересчур критичным. Мы не сторожа братьям своим, но мы можем относиться к нем с сочувствием, помогая им нашими откликами, мыслями и доброжелательностью.

Мысль имеет свойство вызывать тревогу без всякой причины. Привычка беспокоиться отнимает массу энергии. Поднимая разум на более высокий, достойный уровень, можно избавиться от этого. Безмолвное общение с Природой тоже способствует очищению разума.

Брэдлоу учил Анни Безант читать все, что не совпадало с ее собственными взглядами, чтобы проверить, нет ли какой ошибки в ее собственных мыслях и не упустила ли она чего-нибудь. Идеи, расходящиеся с нашими, могут помочь нам расширить наше сознание.

Открытый разум - это разум чувствительный, восприимчивый. Открытого разума не может быть там, где есть готовые идеи, предрассудки и желания. Он готов все изучать сызнова.

Подготовка - это такой образ жизни, который очищает сознание.

Человек может чувствовать себя уважаемым или же опозоренным в зависимости от того, каким он сам себе видится.

Необходимо спокойствие; лишь в спокойном разуме может воцариться ясность. Там же, где есть раздражение, возбуждение, сильные реакции, ясности места нет.

"Как можем мы все время быть внимательными?" Если вы начинаете с идеи о том, что вы постоянно должны быть внимательным, это будет уже не внимание, а разновидность честолюбивого стремления, которое исключает саму возможность внимания.

Чем пристальнее ты вглядываешься, тем меньше видишь. В конце концов становится ясно что в действительности и вовсе ничего там нет. То, что мы считали "своим "я"", - центром, - на деле, как оказалось не существует. Оно существует только в связи с "прочим". Из центра внутри нас исходят импульсы борьбы, обладания, привязанности к чему-либо и т.д. Размышление показывает нам, что все эти чувства тщетны, излишни, вредны - и тогда они утихают.

В момент, когда напряжено наше внимание, "я" совершенно исчезает. Там, где есть глубокое чувство красоты или истинное чувство любви, а не то, что мы обычно называем любовью, "я" не существует, оно забыто.

Воспринимать и забывать нельзя ни постоянно, ни одновременно.

Главное не привязываться ни к какой идее - даже к идее освобождения.

Преображение сознания - это выход за рамки обыденного сознания, когда мир кажется совершенно другим, полным любви и света. Но чаще всего это продолжается недолго, и сознание возвращается в мир заурядности.

Абсолютное изменение необратимо; это новое осознание всей сущности жизни, и это - единство. Это - качественное различие, которое уже невозможно затушевать.

"Махатма" - буквально означает "великий дух". Он обладает неограниченным сознанием. Дверь к свободе открыта для каждого человека и даже для любого существа. Вот почему буддисты говорят: "Все имеет природу Будды". Совершенство не является привилегией избранных.

С.132. Наряду с преображением духовным должно совершаться преображение физического тела, а может быть и всех остальных тел. При этом энергия свободным потоком устремляется в этот мир. Функция изменяет форму, организм. Если сознание начинает функционировать по-иному, это приводит к преобразованию как на физическом, так и на иных уровнях. Жизнь души всегда накладывает на тело свой отпечаток.

"Почему мы несчастны в этом мире?" Когда личность свободна, "пуста", открыта тому, что есть, и может произойти действительная перемена.

Когда человек начинает жить для счастья других, мелочное "я" через некоторое время уже не смеет показываться.

В чем заключается истинное счастье? Использовать свободу самоосознания и действия в соответствии с этим самоосознанием. Когда мы начинаем испытывать силу нашего восприятия и разума с тем, чтобы постигать смысл жизни, когда мы вдруг понимаем, в чем состоит истинный прогресс, - лишь тогда мы начинаем меняться.

В тех немногих людях, которые испытали фундаментальное изменение, животная природа мертва. В них пробудилось человеческое сознание и они обрели истинную свободу.

Для духовного продвижения необходимо, во-первых, пробудиться, то есть использовать разум и способность распознавания. И, во-вторых, быть настойчивым.

С.142. Ледбитер говорит, что в сознании Буддхи хранится опыт ощущения своего единства со всем окружающим. Но есть и более высокое состояние, в котором уже нет "я", способного ощущать свое единство с другими. Тогда все воспринимается как единое. Можно сказать, что там, где наступает такое чувство единства, и заканчивается братство.

С.144. Думать о любви не значит любить, но если любовь становится особого рода восприятием, то исчезает всякий разрыв между сознанием и тем, что оно воспринимает. Восприятие - это сущностная природа сознания; это познание, которое, в свой черед, включает в себя познавание всего, что имеет непреходящую ценность - например, истины, красоты и блаженства.

"Сиддхи" - означает "совершенство", "достижение". Синоним человека, обретшего свободу.

В множественном числе - оно включает в себя еще и оккультные искусства, как ясновидение, телекинез и др.

С.149. Состояние чистого сознания - это состояние высокой энергии. Сострадание, любовь, которая в высшей степени бескорыстна, всеобъемлюща, беспристрастна, которая в изобилии льется в мир, мудрость, которая есть всеведение - все это энергия. Сильнее ее нет ничего на свете. Поэтому просвещенный человек, Учитель, является мощным источником энергии.

Книга "Свет на Пути". "Прежде чем голос может зазвучать в присутствии Учителей, он должен утратить способность причинять боль". Это основной подход к пониманию того, что символизируют и олицетворяют Учителя.

Лишь духовное родство является условием общения с ними. Как настроить себя подобно струнам музыкального инструмента, которые издают чистый звук лишь тогда, когда хорошо настроены?

Ианте: "Внимай основным указаниям и следуй собственным путем, пытаясь совершенствовать свой метод занятий".

Мы - искатели истины, и потому мы никогда не должны утверждать, что наш путь является единственно верным. Мы находимся в процессе непрерывного поиска.

Мудрость - это индивидуальное качество. Ищущий - сам себе путь. Мы сами - это путь к мудрости.

С.154. Совместима ли материальная выгода с духовной реализацией? ,

Разум, избавившийся от различий, - это возрожденный разум.

Подчинение авторитетам отрицательно сказывается на умственных способностях человека. Человек не вырастет духовно, если на него навесить тот или иной ярлык. Путь - внутри нас. Лишь когда мы изменяемся, когда становимся чистыми, любящими - лишь тогда мы развиваемся духовно.

Братство и свобода - вот те колонны, которые стоят у входа в Теософское Общество.

Если человек не допускает серьезных нарушений принципа братства, он может быть членом ТО, пользуясь при этом полной свободой. Он может быть индусом, буддистом или христианином, посещать церковь или мечеть.

Изучая Природу в целом и свою природу в частности, мы возрождаемся духовно. Изучение оккультизма подразумевает постижение того, что представляем из себя мы сами, что такое человек, что есть жизнь. Это не может не способствовать процессу духовного возрождения. Изучение и постижение скрытой реальности в высшей степени полезно для наших целей, поскольку наша слепота не позволяет нам поступать правильно.

С.164. Развитие восприятия и очищение идут параллельно, поскольку очищение - это духовное возрождение, а восприятие - это осознание того, что не было до сих пор зримым или известным. Пока разум нечист, полон желаний, он не способен видеть. Увидев немного больше, мы начинаем несколько лучше понимать себя - так и продолжается этот процесс.

С.165. Наш подход к теософии.

Теософия - это искусство жизни. Идея красоты, гармонии, чувство соразмерности - очень и очень многое.

Счастливы мы тогда, когда мы развиваемся, когда приближаемся к истине.

Найти выражение для идей в материальном мире невозможно без страданий.

Чтобы узреть истину, мы должны избавиться от чувства отдельности, от эго. Уничтожая свое "я", нельзя избежать страдания.

Страдание - это следствие сопротивления. Перестав сопротивляться, мы сможем освободиться от него.

Эгоизм и страдание конечны. С исчезновением ощущения эго исчезает и страдание.

С.170. Самопроизвольное действие - это действие сознания, свободного от каких-либо импульсов и влияний разума. Это действие находится вне мышления и исходит из чистого внутреннего источника и совершенно непреднамеренно. Самопроизвольное действие может обладать большим творческим потенциалом.

Таттва - "то, чем вещь является в действительности". Истина - то, что мы представляем собой не только на внешнем, физическом уровне, но и в глубине, в целом - это и есть истина.

С.181. Благочестие - это совершенное избавление от своего "я"; оно ничего не просит: ни благословения, ни знания, ни милости. Для человека благочестивого Верховная воля - всегда благо. Все проявление есть благо, поскольку оно - часть единой Реальности. Истинно благочестивый человек ничего не хочет. Так он приходит к осознанию вселенского божественного присутствия.

С.185. Дружеская атмосфера должна проявляться и во внимании к тому, что говорят другие, в чувстве взаимного доверия.

Внимательно - значит с осторожностью и любовью; это не аналитическое наблюдение. Но для этого необходима определенная сила воли.

Собственная эгоистическая воля имеет мало общего со Вселенской, Единой Волей. Стоит начать жить в соответствии с ней - и в нас свершится перемена.

Секс - это еще и способ забыть о себе, он предоставляет людям единственную возможность познать, что такое самозабвение. Привязанность и чувство собственности часто усиливаются там, где присутствуют сексуальные взаимоотношения.

Вся прелесть в том, что человек обладает способностью понимания. Он может и должен познать Божественный План и принять участие в великом движении к совершенствованию, будучи при этом в высшей степени сознательным и свободным.

Безошибочность поведения других природных царств является частью самой Природы.

Постижение красоты всего божественного процесса и свободное сотрудничество с ним, путем постепенного развития сознания и разума, действительно прекрасно.

Во многих душах развилась уже интуиция - чувство единства и непосредственное восприятие истины. Настало время достичь более высокой ступени сознания, способного к самовыражению, и содействовать этому процессу самовыражению.

 

 Главная

Сайт создан в системе uCoz