ШПОРА.

Э. Эриксон "Детство и общество". СПб.: ЗАО ИТД "Летний сад", 2000, 416 с. (Мастерская психологии и психотерапии)

Базисные добродетели - без них и без их восстановления от поколения к поколению все другие, более изменчивые системы человеческих ценностей утрачивают смысл.
С.238. Цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе. Каждая стадия развития человека и соответствующий ей кризис соотносятся с одним из базисных элементов общества. Эта связь носит двусторонний характер: человек привносит в эти институты остатки детской ментальности и юношеского пыла, а от них получает подкрепление своих детских приобретений.

Общая концептуальная схема:

1

Базисное доверие
против
Базисного недоверия

: Энергия и Надежда
(Оральная стадия)

Чувство дружественной близости младенца с матерью, знакомые и предсказуемые люди и вещи. Согласованность, непрерывность и тождественность личного опыта.

2

Автономия
против
Стыда и сомнения

: Самоконтроль и Сила воли
(Анальная стадия)

Мышечное созревание - умение удерживать и отпускать с разбором. Соотношение любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовы-ражения и ее подавления. Чувство автономии служит сохранению в экономической и политической жизни чувства справедливости.

3

Инициатива
Против

Чувства вины

: Направление и Целеустремленность
("Эдипова" стадия)

Предприимчивость, планирование. Получение удовольствия от достижения цели. Соперничество с первыми. Самоуправление и самонаказание. Дух равенства. Цели активной взрослой жизни. Образы идеальных взрослых, узнаваемых по одежде и функциям.

4

Трудолюбие
против
Чувства неполноценности

: Система и Компетентность
(Латентная стадия)

Обучение. Базовое образование. Воображение укрощается законами объективного мира. Усердие и трудолюбие. Удовольствие от завершения работы. Трудовые навыки и решение задач. Обращение с домашней утварью, рабочим инструментом, оружием. Овладение ситуацией и мастерство.

5

Идентичность
против
Смешения ролей

: Посвящение и Верность

Физиологическая революция, реальные взрослые задачи, признание прочных идолов и идеалов. Тождественность и непрерывность - в реальной перспективе "карьеры". Испытание на способность хранить верность. Участие в ритуалах, поиск социальных ценностей.

6

Близость
против
Изоляции

: Аффилиация и Любовь

Групповая солидарность, брачные союзы. Разграничение "свое" и "чужое". Этическое чувство, отличающее взрослого человека. Истинная генитальность - плодотворность работы и способность быть любящим существом. Нормативные способы подбора сексуальных партнеров, сотрудничества и соперничества.

7

Генеративность
против
Стагнации

: Производство и Забота

Зависимость старшего поколения от младшего. Нужда быть нужным. Продуктивность и креативность. Отношения человека к продуктам своего труда и к своему потомству. Вопрос заботы о тварях земных и Милосердия.

8

Целостность эго
против
Отчаяния

: Самоотречение и Мудрость

Способность заботиться о делах и людях, адаптация к победам и поражениям, накопленная уверенность эго в стремлении к порядку и смыслу. Принятие своего жизненного цикла как чего-то не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней любовь к своим родителям.

1. Базисное доверие против Базисного недоверия. Первое проявление малышом социального доверия обнаруживается в легкости кормления, глубине сна и ненапряженности внутренних органов. Чувство дружественной близости младенца с матерью, совпадение с ощущением внутреннего благополучия. Формы успокоения и связанные с ними люди становятся столь же привычными, как и беспокоящий кишечник. Первое социальное достижение младенца - готовность переносить некоторое время отсутствие матери, поскольку она стала для него и внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью. Согласованность, непрерывность и тождественность личного опыта. Зачаточное чувство эго-идентичности, подкрепляемое "пониманием" связи ощущений и образов комфорта со знакомыми и предсказуемыми людьми и вещами.
С.236. Состояние доверия предполагает, что малыш не только научился полагаться на внешних кормильцев, но и он может доверять себе и способностям собственных органов справляться с внутренними побуждениями, он вправе считать себя настолько надежным, что этим кормильцам не потребуется быть настороже, чтобы их не укусили.
Прорезывание зубов, по-видимому, имеет прототипическое значение и вполне
может быть моделью для мазохистской склонности обеспечивать себе мучительное успокоение, наслаждаясь собственной болью всякий раз, когда не удается предотвратить важную потерю.
Восстановление состояния доверия является основным требованием к терапии. За эксцентричностью и уходом во многих случаях скрывается попытка добиться социальной взаимности, испытывая границы между сознанием и физической реальностью, между словами и социальными значениями.
Механизмы проекции и интроекции остаются самыми глубинными и наиболее опасными механизмами защиты. При интроекции мы считаем, что внешняя добродетель становится внутренней уверенностью. При проекции мы переживаем внутренний грех как внешнее зло, то есть наделяем значимых людей теми пороками, которые на самом деле принадлежат нам. В будущем это состояние определяет наше отношением к нашим врагам.
С.237. Вопрос доверия - это задача материнского ухода за ребенком. Но степень доверия зависит от качества материнских отношений с ребенком. Чувство доверия образует базис чувства идентичности: 1) у него "все в порядке"; 2) он является самим собой; 3) он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.
Почти не существует фрустраций, которых ребенок не в состоянии вынести, если фрустрация ведет к вечно обновляемому опыту большей тождественности и непрерывности развития, к конечной интеграции индивидуального жизненного цикла с расширяющейся принадлежностью к значимым социальным группам. За каждым запрещением или разрешением должно стоять глубокое, почти органическое убеждение, что есть социальное значение в этих фрустрациях.
С.238. "Тоска по утраченному раю": чувству лишенности, разделенности и покинутости на всем протяжении жизни должно противостоять базисное доверие.
Доверие, рожденное заботой, является пробным камнем действительности любой религии. Всем религиям свойственны следующие черты: периодическая, по-детски непосредственная капитуляция перед Поставщиком (Кормильцем), который раздает как земное богатство и удачу, так и духовное здоровье; демонстрация ничтожности человека с помощью покорной позы и смиренных жестов и мимики; признание в молитве и пении проступков, пагубных мыслей и дурных намерений; пламенный призыв к внутреннему объединению под божественным водительством; постижение того, что личное доверие должно стать общей верой, а личное недоверие - выраженным в виде общей формулы грехом, тогда как восстановление и укрепление индивидуума должно стать частью ритуальной практики многих, а также знаком доверительной атмосферы в данном конкретном обществе. Богов нужно умилостивить молитвой и самоистязанием - это попытка искупления, призванная компенсировать смутное прегрешение против "материнского рая" и восстановить веру в добродетельность сил вселенной.
С.239. Клиницисту остается лишь наблюдать, что гордятся существованием без религии как раз те, чьи дети не в состоянии жить без нее. Много таких, кто черпает жизненную веру в общественной деятельности или научных занятиях. Но много таких, кто открыто исповедует веру, но фактически каждым вздохом выражает недоверие и к жизни, и к людям.

2. Автономия против Стыда и сомнения. Описание возрастного развития и кризисов человеческого развития происходит через отражение чувств в виде: переживания опыта, способов поведения и внутренних состояний, выявляемых тестами.
Мышечное созревание проходит вместе с созреванием таких социальных модальностей, как удерживание и отпускание. Их основные конфликты могут привести как к позитивным и доброжелательным поступкам, так и наоборот. Удерживание может быть деструктивным и жестоким задержанием и ограничением, а может выражаться в форме заботы: иметь и сохранять. Отпускание может превратиться во враждебное высвобождение разрушительных сил или стать расслабленным отдаванием.
Внешний контроль на этой стадии должен убеждать ребенка в собственных
силах и возможностях, в способности удерживать и отпускать с разбором.
При отказе воспитателя в постепенном и умело направляемом опыте полной автономии выбора ребенок обратит против себя всю тягу различать и воздействовать. Он будет сверх всякой меры развивать у себя не по годам требовательную совесть. Он будет проявлять упорный и мельчайший контроль там, где он не смог добиться крупномасштабного совместного регулирования. Исходом может стать компульсивный невроз и стремление руководствоваться во взрослой
жизни скорее буквой, нежели духом "закона".
Чрезмерно развитое чувство стыда - это обращенный на себя гнев. Тот, кому стыдно, хотел бы заставить весь мир не смотреть на него, не замечать его "наготы". Он хотел бы уничтожить "глаза мира", но вынужден желать собственной невидимости.
Воспитательный метод "пристыживания" применяется исключительно "примитивными" народами. Чрезмерное пристыживание приводит не к правильному поведению, а к скрытой решимости попытаться скрыть проступок, выкрутиться из положения. Но может вылиться и в вызывающее бесстыдство.
Стыд находится в зависимости от сознания собственной ответственности.
Сомнение имеет прямое отношение к сознанию своего фронта и тыла - и особенно "зада", области тела, над которой властвуют те, кто ограничивает автономию малыша. Это базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади, приводит к более поздним и более вербализованным формам компульсивного недоверия; оно находит свое выражение в паранойяльных страхах скрытых преследователей и тайных преследований, угрожающих откуда-то сзади.
С.242. Исход этой стадии зависит от соотношения любви и ненависти, сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утери самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию, гордости своими достижениями; из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
Эта стадия с точки зрения общества выражается в принципе правопорядка, определяющим каждому его привилегии и ограничения, обязанности и права. Чувство справедливого достоинства и законной самостоятельности у окружающих его взрослых дает ребенку надежду избежать излишних сомнений и стыда в более позднем возрасте. Чувство автономии, воспитываемое у малыша, служит сохранению в экономической и политической жизни чувства справедливости.

3. Инициатива против Чувства вины. Научение и свобода распоряжаться излишками энергии и собственным телом дает возможность развиваться инициативе. Она добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление "атаковать" задачу. Ходячая стадия и стадия инфантильной генитальности добавляет модальность "делания", преимущественно в смысле "быть занятым чем-то исключительно в личных целях". Предполагается получение удовольствия от достижения цели.
У мальчиков акцент сохраняется на фаллически-интрузивных модусах; у девочек акцент переносится на модусы "захватывания", проявляющиеся в более агрессивных
формах как "вырывание" или в смягченной форме, как придание себе привлекательности и внушение любви к себе.
Инициатива несет в себе предвкушение соперничества с теми, кто оказался первым. Детская ревность достигает кульминации в финальном состязании за привилегированное положение с матерью; обычное в этом случае поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Инфантильная сексуальность и табу инцеста, комплекс кастрации и супер-эго - все соединяется здесь, чтобы вызвать тот специфический кризис, в течение которого ребенок должен повернуть от особой прегенитальной привязанности к родителям на путь медленного превращения в родителя, носителя традиций. Здесь происходит самое важное по последствиям разъединение и трансформация в эмоциональном энергоблоке,
разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением.
Именно здесь ребенок становится разделившимся внутри себя. Фрагменты инстинкта, ранее усиливавшие рост тела и разума, разделяются на детский набор, навсегда сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание.
То, что на протяжении всей жизни человека его совесть остается частично детской, составляет самую суть человеческой трагедии. Супер-эго ребенка способно быть грубым, безжалостным и непреклонным, когда дети чрезмерно контролируют себя и сжимают свое "Я" до точки самоуничтожения; когда они развивают сверхпослушание, более педантичное, чем то, которого хотели добиться родители; или когда они развивают глубокие регрессии и стойкие обиды, так как сами родители не живут по этой новой совести.
Один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни - ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем роли супер-эго, но сам, как выяснилось, позволяет себе те прегрешения, которые ребенок искоренял у себя.
Подозрительность и способность изворачиваться, требование супер-эго "все или ничего" делает человека морального (морализирующего) большой потенциальной опасностью для его собственного эго, да и для всего его окружения.
С.246. Во взрослой патологии при чрезмерной инициативе наблюдается истерическое отрицание в виде регрессии желания или паралича, торможения ведущего органа или импотенции. Либо сверхкомпенсаторная рисовка, когда испуганный индивидуум так страстно желает "увернуться", что вместо этого "высовывается".
Результирующая уверенность в своей правоте может приводить к нетерпимости.
Ребенок никогда так не склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел, как на этой стадии своего развития. Он хочет и может объединяться с другими детьми для придумывания и планирования дел, он стремится извлекать пользу из своих учителей и подражать идеальным прототипам. Идентификация с делом сулит простор для инициативы, оказывается более реалистической, чем идентификация с родителем своего пола. Это дает дух равенства, постигаемого на личном опыте совместной деятельности.
С.247. "Эдипова" стадия кроме деспотического правления морального чувства, ограничивающего горизонты дозволенного, дает возможность связать мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни. Социум предлагает в это время детям образы идеальных взрослых, узнаваемых по своей особой одежде и функциям.

4. Трудолюбие против Чувства неполноценности. Жизнь сперва должна быть школьной жизнью, независимо от того, происходит ли обучение в поле, джунглях или классе.
Буйное воображение ребенка приучается и укрощается законами объективного мира.
До того, как ребенок способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Ребенок охотно соглашается приложить себя к освоению трудовых навыков и решению задач. У него развивается усердие и трудолюбие. Он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира.
Задача довести производственную ситуацию до завершения постепенно вытесняет прихоти и желания игры. Принцип работы приучает его получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию.
С.248. Во всех культурах дети получают систематическое обучение. Основы технологии распространяются по мере того, как ребенок оказывается готов к обращению с домашней утварью, рабочим инструментом и оружием, используемым взрослыми. При большой специализации профессий у образованных народов обеспечивают наиболее широкое базовое образование для наибольшего числа возможных профессий. Чем сложнее социальная действительность, тем туманнее оказывается роль отца и матери.
Ребенок переживает чувство неадекватности и неполноценности, если он не получил нужной подготовки в семье на ранних стадиях.
С.248. Есть внешние и внутренние препятствия в использовании новых возможностей ребенка, на пути к новому овладению ситуацией и мастерству. Это латентная стадия (Фрейд), когда неистовые влечения в данное время обычно находятся в спячке. Это временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения подчинятся генитальности. Важное социальное значение данной стадии заключается в том, что трудолюбие влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими. Появляется осознание технологического этоса культуры. Чувство идентичности школьника должно зависеть только от его желания и воли учиться, а не от цвета кожи, происхождения родителей, фасона одежды и т.д.
Но! Застревание на этой стадии может превратить человека в конформиста и нерассуждающего раба техники и ее хозяев, ограничить его горизонты единственной обязанностью - профессией и должностью.

5. Идентичность против Смешения ролей. Детство подходит к концу с установлением добрых отношений с миром навыков и инструментов и с наступлением пубертатного периода. Начинается отрочество и юность: физиологическая революция, необходимость решать реальные взрослые задачи, вопрос, как ты выглядишь в глазах других, время признания прочных идолов и идеалов в качестве стражей финальной идентичности.
С.250. Интеграция (в форме эго-идентичности) представляет собой накопленный опыт способности эго интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленные прошлым индивидуума, сочетаются с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе "карьеры".
Опасность данной стадии в сомнении в собственной половой идентичности, и в гораздо большей степени в неспособности установить профессиональную идентичность. Выход находится в сверхидентификации с героями клик и компаний. Период "влюбленности" - это попытка четкого определения собственной идентичности; в этой юношеской любви больше разговоров.
Идентификация подростков требует формирования клик и стереотипов
, с испытанием друг друга на способность хранить верность. Простые и жесткие тоталитарные или религиозные доктрины особенно привлекательны для умов молодежи в эпоху глобальной индустриализации, эмансипации и расширяющейся коммуникации.
Это стадия между детством и взрослостью, между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому. Участие в ритуалах, принятие символа веры и программ, которые определяют, что считать злым (порочным), сверхъестественным и враждебным. В поисках социальных ценностей подростки сталкиваются лицом к лицу с проблемами идеологии и аристократии в том смысле, что в пределах определенного образа мира к власти всегда приходят лучшие люди, а сама эта власть развивает в людям самое лучшее. Условие обязанности для преуспевающих людей быть лучшими из лучших позволяет молодым людям не впадать в цинизм или апатию.
Опасность, проистекающая из человеческих идеалов, используемых руководящими партиями и организациями при управлении массами, заключена в потребности молодежи в переопределении своей идентичности в индустриализованном мире.

6. Близость против Изоляции. На каждой следующей стадии развития индивидуум рискует тем, что на предыдущей было наиболее ценным. Тело и эго должны быть хозяевами модусов органа, чтобы не дрогнуть перед страхом утраты эго в ситуациях, требующих отказа от себя. Как например при полной групповой солидарности, брачных союзах, при испытании влияния со стороны наставников и прорыве в сознание потаенных мыслей и чувств. Незрелость эго приводит к избеганию таких ситуаций, и как результат этого к глубокому чувству изоляции и последующему самопоглощению.
Противная сторона близости есть дистанцирование. Слепое неприятие как следствие разграничения "свое" и "чужое".
Опасность стадии в том, что интимные, соперничающие и враждебные отношения человек может испытывать к одним и тем же людям. По мере прояснения зоны взрослых обязанностей возникает этическое чувство, отличающее взрослого человека. Только теперь может проявиться истинная генитальность.
С.253. Однажды Фрейда спросили, что по его мнению, обычному человеку следовало бы уметь хорошо делать. Его ответ был: "Любить и работать". Он имел в виду общую плодотворность работы, которая не поглощала бы индивидуума до такой степени, когда он теряет свое право и способность быть генитальным и любящим существом. Когда Фрейд говорил "любить", он, конечно, подразумевал генитальную любовь, но и генитальную любовь тоже.
Сам факт обретения - через нарастающий беспорядок оргазма - предельного опыта взаимного регулирования двух существ несколько ослабляет враждебность и потенциальный гнев, вызываемые противоположностью мужского и женского, действительности и фантазии, любви и ненависти. Доставляющие удовлетворение сексуальные отношения делают секс менее обсессивным
(овладевающим), гиперкомпенсацию менее необходимой, а садистические рычаги управления излишними. Обоюдность оргазма легко достигается в некоторых социальных классах и культурах. В более сложно организованных обществах этой обоюдности мешает такое множество факторов, имеющих отношение к благосостоянию, традициям, возможностям и темпераменту. В них человек должен быть устроенным так, чтобы переносить определенное количество фрустрации обоюдности без чрезмерной регрессии во всех случаях, где эмоциональное предпочтение или соображения долга и верности требуют этого.
Для того чтобы иметь прочное социальное значение, утопия генитальности должна включать:
1. обоюдность оргазма;
2. с любимым партнером;
3. другого пола;
4. с которым человек может и хочет разделить взаимную верность;
5. и с которым он может и охотно готов регулировать циклы:
а) работы;
б) произведения потомства;
в) отдыха;
6. с тем, чтобы и потомству обеспечить все стадии удовлетворительного развития.
Генитальность есть интеграл присущих данной культуре нормативных способов подбора сексуальных партнеров, сотрудничества и соперничества. Опасность этой стадии - изоляция, то есть избегание контактов, которые обязывают к близости. Но существуют формы партнерства, равнозначные изоляции вдвоем, ограждающие
обоих от необходимости напрямую столкнуться со следующим критическим событием - развитием генеративности.

7. Генеративность против Стагнации.
С.255.Эта стадия подчеркивает зависимость старшего поколения от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и одобрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться.
Генеративность это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. В понятие генеративности входят также понятия
продуктивности и креативности. Существуют отдельные лица, не направляющие этот драйв на свое потомство, вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях деятельности.
Способность самозабвенно погружаться в игру тел и душ ведет к постепенному расширению интересов эго и к либидинальному вкладу в то, что при этом порождается. Это очень важная стадия как психосексуального, так и психосоциального графика развития. Если такого обогащения не происходит, то имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости, часто с глубоким чувством застоя и обеднения личной жизни. Эти люди начинают баловать себя, как своего собственного ребенка. В других случаях - при ранней инвалидности - индивидуум сосредотачивается на заботе о самом себе.
Причины отставания можно обнаружить даже у людей, имеющих детей; они проявляются в излишнем себялюбии, основанном на слишком напряженном самосозидании преуспевающей личности; в недостатке веры ("доверия к роду человеческому").
Даже в институтах, отказывающихся от права производить потомство, например монашеских орденах, ставится вопрос заботы о тварях земных и Милосердия, которое считается превосходящим генеративность.
В работах Маркса и Фрейда существуют конвергенции и дивергенции при обсуждении отношения человека к продуктам своего труда и к своему потомству.

8. Целостность эго против Отчаяния.
с.257. Целостность эго (ego integrity) - плод всех семи стадий - способность заботиться о делах и людях, адаптация к победам и поражениям, неизбежным на пути человека - продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей.
Целостность - это накопленная уверенность эго в стремлении к порядку и смыслу, основанным на мировом порядке и духовном смысле. Принятие своего жизненного цикла как чего-то необходимого и
не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней любовь к своим родителям. Целостный человек готов защищать достоинство собственного стиля жизни против всех физических и экономических угроз. Для него отдельная жизнь есть лишь случайное совпадение одного единственного жизненного цикла с одним и только одним отрезком истории. Вся человеческая целостность сохраняется или терпит крах вместе с тем единственным типом целостности, которым ему дано воспользоваться.
Тип целостности, развитый культурой и цивилизацией, становится "вотчиной души", гарантией и знаком моральности происхождения. При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность.
Отсутствие целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отвращение скрывает отчаяние в виде "массы мелких отвращений", которые так и не складываются в одно большое раскаяние.
Мудрый индеец, истинный джентльмен и коренной крестьянин узнают друг в друге конечную стадию целостности.
Инфантильные конфликты становятся созидательными, когда получают непрерывную и твердую поддержку культурных институтов и определенных передовых классов, их представляющих. Нужно уметь следовать носителям имиджа в религии и политике, экономике и технологии, аристократической жизни, искусства и науке. Целостность эго предполагает эмоциональную интеграцию, включающую следование лидерам и принятие ответственности лидерства.
Доверие (первая ценность нашего эго) определяется как "гарантированная уверенность в честности другого", твердая уверенность в последней из наших ценностей. Это верно и в отношении бизнеса, и в отношении младенцев. Отношения целостности взрослого и доверия младенца выражаются в том, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Эпигенетическая карта.
С.259. На каждой стадии еще один конфликт добавляет новое качество эго, новый критерий накопленной человеческой силы. 1)Человеческая личность, в принципе, развивается по ступеням, на которых растущий индивидуум проявляет все больший интерес к социальной среде и взаимодействие с ней; 2) общество стремится соответствовать непрерывной цепи потенциалов к взаимодействию - это и есть "поддержание человеческого общества".
Психосоциальное развитие не состоит из непрерывной цепи конфликтов и кризисов, но любое развитие происходит посредством поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой. Карта придает определенную форму временной прогрессии дифференциации органов. Каждый критический пункт (стадия) связан со всеми остальными, все они зависят от правильного развития в правильной последовательности. Каждый пункт приходит к своему доминирующему влиянию, испытывает свой кризис и находит свое устойчивое разрешение на протяжении обозначенной стадии, но все они должны существовать в каждый момент времени, так как каждое действие требует интеграции всех остальных. Возможна вариация в темпе и интенсивности. Диаграмма предполагает, что исследование ведется с учетом полной конфигурации стадий.
Доверие развивается по своему собственному плану до того, как оно становится чем-то большим в том критическом столкновении, где развивается автономия, - и так далее, вверх по вертикали эпигенетической матрицы. На последней стадии доверие может развиться в наиболее зрелую веру, какую только пожилой человек мог собрать в своей социальной среде и исторической эпохе. Карта эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и переосмысливания, которая оставляет детали методологии и терминологии для последующего изучения.
Многие авторы слишком настойчиво делают из этих стадий шкалу достижений, они беззаботно пренебрегают всеми "отрицательным чувствами" (базисным недоверием и т.д.), которые есть динамическое дополнение (до целого) "положительных чувств" на протяжении всей жизни. На каждом этапе при успехе не достигается невосприимчивость к новым внутренним конфликтам, нужно быть способным к усиленной борьбе в каждый период жизни за наполненное смыслом существование в новой, индустриальной эре истории. Личность непрерывно ведет бой с опасностями существования, равно как метаболизм тела борется с распадом. Состояния относительной стойкости чередуются с симптомами ее ослабления у одного и того же человека.

VIII.
Зрелость

              Целостность эго
против
Отчаяния

VII.
Взрослость

            Генеративность
против
Стагнации
 

VI.
Ранняя взрослость

          Близость
против
Изоляции
   

V.
Подростковый возраст и ранняя юность

        Идентичность
против
Смешения ролей
     

IV.
Латентная стадия

      Трудолюбие
против
Чувства неполноценности
       

III.
Локомоторная стадия

    Инициатива
против

Чувства вины
         

II.
Мышечно-анальная стадия

  Автономия
против
Стыда и сомнения
           

I.
Орально-сенсорная стадия

Базисное доверие
против
Базисного недоверия
             

Базисные добродетели - без них и без их восстановления от поколения к поколению все другие, более изменчивые системы человеческих ценностей утрачивают смысл.

 

Сайт создан в системе uCoz