На Главную  

Д.Кришнамурти, "Вне насилия"

14. Правильное действие.

Что такое правильное действие? – если вообще существует такая вещь, как правильное действие.

В учебе - действие. Она не отделена от действия.

Мы должны понять феномен существования как целое. Только после этого можно задавать вопрос: “Что мне делать?” Если вы увидите всю эту картину целиком, вы, вероятно не зададите такой вопрос, - тогда вы будете жить, и тогда жизнь – это правильное действие. Как только вы видите что-то очень ясно, из этой ясности рождается действие. Лишь хаотичный, находящийся в смятении ум спрашивает: “Что мне делать?”

Пока ум не свободен полностью от страха, действие в любой форме будет порождать все больше зла, все больше страдания, все больше смятения.

В человеке очень много животной агрессии и насилия, а отсюда и склонность к глупой и вредной деятельности.

При любом разделении между концепцией и действием обязательно должен существовать конфликт; этот конфликт невротичен, ненормален. Может ли ум видеть непосредственно, видеть так, чтобы в самом видении было заложено действие? Это требует внимания, бдительности, быстроты ума, чувствительности.

Когда человек спрашивает: "Как мне достичь этого осознания, как поймать его?" - в самом этом вопросе уже имеется разделение. Тогда же, когда вы видите реальный факт того, что происходит, само ваше видение означает действие.

Как может находящийся в смятении ум найти что-то, кроме проекции своего собственного смятения. Человек пробует десяток различных способов - наркотики, алкоголь, секс, религиозный культ, различные формы ухода от действительности, бросает бомбы и т.д.

Прежде всего, нужно прекратить действовать, прекратить делать что-либо. Нужно остановить всякое движение ухода от смятения. Тогда всякое действие прекращается - и остается только смятение. Нет движения мысли от смятения, порождающего еще большее смятение; и в этот момент мысль не озабочена действием. Как ум смотрит на смятение - вот что важно. Наблюдает ли он его как нечто отдельное, отличное от себя, или "наблюдающий" есть наблюдаемое? В тот момент, когда вы произносите: "Я принимаю свое смятение", вы осознаете, что являетесь частью этого смятения, вы - одно. Ум становится абсолютно спокойным, нет никакого движения - я неподвижен, я не отодвигаюсь от смятения. Поэтому, когда нет разделения между "наблюдающим" и наблюдаемым, смятение полностью исчезает.

  1. Истинное общение.
  2. Мы находимся в совместной исследовательской экспедиции, где каждый пребывает в постоянном общении с другими, т.е. делится с другими, вместе исследует, вместе наблюдает. Нет учителя, нет ученика. Проблемы согласия или несогласия нет, т.к. мы смотрим вместе, исследуем вместе. Если мы готовы к свободному изучению – тогда мы можем продвигаться дальше; помня, что мы используем точный инструмент – микроскоп, и что все должны увидеть одно и то же; в противном случае общение станет невозможным. Так как это очень серьезное дело. Все должны быть свободны для применения увиденного, для проверки его в повседневной жизни.

    Общение предполагает совместное участие, совместную работу, совместное творчество, а не просто выслушивание множества слов и идей; мы вообще не имеем дел с идеями.

    Общение это совместное проникновение, не просто понимание слов, интеллектуальное понимание смысла. Не существует интеллектуального понимания чего бы то ни было; особенно когда речь идет о самых существенных человеческих проблемах.

  3. Наблюдение
  4. Смотреть ясными глазами. Слушать, чтобы не было искажения.

    Когда вы смотрите, существует искажение. Чаще всего вы видите не объект, а образ о нем, созданный вами ранее. Поэтому возникает противоречие. Только при условии, что у вас есть особое внимание и большой интерес к наблюдаемому, возникает возможность видеть вещь “так, как она есть”. Для этого нужна большая страсть, любовь; тогда вы способны наблюдать. Итак, чтобы наблюдать нужны любовь и свобода от образа. Все это относится и к моменту, когда вы наблюдаете за собой, за своим внутренним состоянием. Необходимо избавиться от образа в любой форме: от представления, что вы американец или католик, богатый или бедный; должны уйти все ваши предрассудки.

    Первое – а возможно и единственное, что следует сделать, это наблюдать, не допуская осуждения ни в какой форме.

    То, какие вы есть, - нечто живое, а когда вы осуждаете увиденное в себе, вы осуждаете исходя из памяти, которая мертва, которое есть прошлое. Следовательно есть противоречие между живым и прошлым. Для того, чтобы понять живое, прошлое должно уйти, так, чтобы вы могли смотреть. Но если вы смотрите на настоящее глазами прошлого, вы никогда не поймете живого. Реакция прошлого – есть реакция памяти, знания, опыта. Мышление никогда не ново, оно никогда не свободно.

    Чтобы смотреть, вам нужно много энергии, вам нужна интенсивность. В вас должна быть страсть, иначе вы не сможете смотреть.

    Наблюдение "того, что есть" - это понимание данного события.

    Действительно наблюдать и слушать можно лишь в безмолвии.

    Наблюдающий - это часть самого этого страха. Наблюдающий и наблюдаемое - это одно. Когда вы видите и проверяете наблюдением реальное единство наблюдающего и наблюдаемого, вы кладете конец всем конфликтам в жизни, во всех взаимоотношениях.

    В наблюдении происходит непрерывное изучение, узнавание нового – но не непрерывное накопление.

    Только в наблюдении того, что на самом деле происходит, появляется возможность выхода за пределы этого.

    Наблюдать без разделения, так, чтобы наблюдающий и являлся наблюдаемым, без груза знания; смотреть на себя и учиться в момент наблюдения, не накапливая знания, чтобы ум все время оставался свободным для наблюдения. Учится только юный ум, не отягощенный знанием.

    Наблюдать это целостное движение без разделения.

    Наблюдать что-то внешнее не значит отождествлять себя с ним; вы не можете стать им (деревом, облаком...), это было бы слишком нелепо. Но наблюдать - это смотреть на дерево без разделения между вами и деревом, без пространства, которое создает "наблюдающий" своим знанием, своими мыслями, своим предвзятым мнением относительно этого дерева; наблюдение несовместимо с состоянием гнева, ревности, отчаяния - или с тем, что мы называем надеждой, и что, будучи противоположностью отчаяния, надеждой не является. Если вы наблюдаете без разделения, вы способны понять всю его целостность.

    Полнота наблюдения подразумевает отсутствие разделения. Чтобы избавиться от дистанции между наблюдающим и наблюдаемым, люди прибегают к наркотикам. Как только вы вступаете в эту игру, все кончено, вы навсегда попадаете в зависимость от них, и это приводит к беде.

    Вы не устаете от наблюдения, оно не утомляет вас, если вы не пытаетесь исправить то, что наблюдаете.

  5. Индивидуальность
  6. Индивидуальность означает полноту, целостность, а слово “цельный” значит здоровый, непорочный. Но мы не цельны. Мы разбиты на части внутри себя. Мы находимся в противоречии с самим собой.

  7. Авторитет
  8. Все авторитеты – священники, психоаналитики, специалисты – не принесли ни счастья, ни радости, ни свободы в нашу жизнь. Нужно брать на себя ответственность быть своим собственным авторитетом. Это возможно только при условии целостности, т.к. при существующей раздробленности один фрагмент не может быть авторитетом для другого фрагмента.

    Никогда никого не цитируйте. Одна из самых ужасных вещей – жить согласно идеям других людей. Идеи не являются истиной.

    Чтобы исследовать, должна быть свобода от всяческого авторитета. Вы должны найти ответ сами, без всяких книг, чтобы никто не помогал вам. Поймите как это важно, мы ведь отдали наше доверие и веру другим - священнику, спасителям, учителям и прочим - и ждем, что они поведут нас, но они нас никуда так и не привели.

    Большинство из нас ищет кого-то, кто мог бы вести нас за собой, направлять, помогать нам - и мы отдаем свою веру этому человеку, этому идеалу, принципу, образу, проникаемся доверием к нему. Поэтому мы зависим от другого. Ум, зависящий от авторитета и тем самым не способный остаться в одиночестве, не способный понимать, смотреть на все прямо, непосредственно, такой ум неизбежно боится пойти не туда, не сделать того, что нужно, не достигнуть экстаза, ему обещанного...

    Отсутствие авторитета будет означать отсутствие страха, зависимости от другого (нет никакого гуру), будет означать ум, который не ищет переживаний.

    Всякий, кто говорит, что знает - не знает. То, что он знает, - это шаблон, это заведенный порядок, дисциплина, подчинение.

    Если вы превращаете говорящего в авторитет, принимаете все на веру, без самостоятельного изучения вопроса, вы разрушаете и себя, и его.

  9. Любовь
  10. Величайшее счастье – жить в богатстве любви. Но если вы следуете за кем-то, тогда вы разрушаете и себя, и других.

    Что значит любить? Мы не осуждаем, мы не судим, мы не оцениваем – мы просто наблюдаем, что в действительности происходит; и если вы знаете, как наблюдать, это дает вам огромную энергию.

    Если вы отвергаете мораль этого мира, мира насилия и ненависти, внутри которого заключена ваша добродетель, ваша мораль, значит вы увидели весь смысл любви, все то, что с ней связано и что в ней заключено.

    Если вы любите – можете делать все, что хотите. Человек, который любит, не совершает ошибок; а если и совершает, немедленно их исправляет.

    Человек, который любит не испытывает ни ревности, ни угрызений совести; для него не существует прощения, так как не существует момента, когда бы появлялось что-то, нуждающееся в прощении. Все это требует тщательного исследования, особой заботы и внимания.

    Можно ли любить одного человека, и в то же время многих других? Если вы любите – вы любите и одного и всех. В этом красота любви. Когда есть сострадание, когда нет ревности, амбиций и стремления к успеху – это является отказом от всего того, что человек создал и в себе, и вокруг себя. Через отрицание рождается положительное.

    Для правильного наблюдения должно быть отрицание всего, чем любовь не является: это ревность, воспоминание о сексуальном или другом удовольствии, культивирование добродетели.

    Когда вы свободны от этого - на самом деле, не на словах, но так, чтобы никогда не завидовать, никогда не господствовать, не принадлежать, - когда ум отмел все это, только тогда вы знаете, что такое любовь, - вам не надо искать ее.

    Любовь - не от времени, это не то, что запоминаемо, нельзя запомнить радость и культивировать ее; она приходит без приглашения.

    Спрашиваете ли вы: "Какая польза от того, что я знаю, что значит любить, когда другие этого не знают?" - вы просто любите. Вы не задаете такого вопроса. Вы стараетесь помочь мне понять всю структуру страха.


  11. Смерть
  12. Что значит смерть? По всей Азии люди верят в перевоплощение. Что должно перевоплотиться? Все ваше прошлое, все ваше страдание, смятение, все, что вы представляете собой сейчас? И вы думаете, что в этом мире есть что-то постоянное (душа?).

    Отчаяние существует, потому что вы сравниваете себя с кем-то, потому что вы стремитесь выполнить, осуществить, стать, быть, достичь.

    Чтобы жить полностью в настоящем, необходимо знать природу и структуру прошлого, которое и есть вы сами.

    Либо вы проецируете свою жизнь в будущее, продолжая жить, как живете сейчас, все время надеясь на что-то вроде воскрешения или перевоплощения, либо каждый день вы умираете - умираете для самого себя, для своего страдания и печали; и вы сбрасываете каждый день с себя эту ношу, и ваш ум остается свежим, молодым и непорочным. Слово “непорочность” означает то, чему нельзя нанести вред. Ум умирает для всего, что он знал и что несло с собой конфликт, удовольствие и боль. Лишь тогда ум непорочен; это значит – он способен любить. Нельзя любить памятью, любовь не относится к сфере воспоминаний, времени.

    Любовь и смерть идут рядом. Если ум не знает, как умирать для прошлого, он не знает, что такое любовь.

    Наблюдали ли вы когда-нибудь смерть, но не чью-то, а свою собственную. Это одна из самых трудных вещей: не отождествлять себя с чем-то (с мебелью, со своим делом, со своей женой или мужем, со своим правительством, страной, с собственным образом, который у нас есть в отношении самих себя, отождествляет себя с чем-то большим - и это большее может быть более высокой ступенью рода или племени, нацией; или отождествляете себя с определенным качеством или образом). Прекращение отождествления себя со своей мебелью, знанием, опытом, со своей техникой или специальным знанием, если вы ученый или инженер, - это форма смерти. Сделайте это как-нибудь, и тогда вы поймете, что это означает: не горечь, не безнадежность, не отчаяние, но удивительное чувство - ум, который полностью свободен для наблюдения и, следовательно, живет.

    Вы можете иметь "Роллс-Ройс", огромный дом, прекрасный сад, титул, степень, но ваша внутренняя жизнь - непрекращающееся сражение, постоянная борьба, с противоречиями, с противоборствующими страстями, с многочисленными желаниями. Все, что кладет этому конец - мы называем смертью. В страхе мы окружаем себя различными верованиями, включая веру в перевоплощение. Все это лишь бегство. Что важно, так это то, как вы живете сейчас, а не то, кем вы будете в следующей жизни.

    Ум есть результат времени, эволюции, и для него быть вне времени - значит умереть. Может ли ум быть свободен от времени? "Прошлое" - это "вчера", которое через "сегодня" формирует "завтра" из того, что было вчера. Только ум, умерший для прошлого, может прийти к тому, что мы называем медитацией.

  13. Радость
  14. В человеке с великой радостью в сердце нет ненависти, нет насилия, он не будет способствовать уничтожению другого. В момент радикальной перемены в том, чем мы являемся, мы принесем покой в мир.

    Удовольствие неизбежно приносит боль (мы не говорим: нельзя испытывать наслаждение). Радость, наслаждение, его красота и свобода, не имеют ничего общего с удовольствием, а потому также с болью или страхом. Если вы видите это, истину этого, тогда вы поймете удовольствие – и отведете ему надлежащее место.

    Учиться - значит наблюдать себя без разделения, без анализа, без цензора, отделяющего хорошее от плохого. Это одна из самых важных истин, потому что если вы наблюдаете именно так, ум обнаруживает, что все конфликты прекратились. В этом полное и абсолютное добро. Только такой ум может действовать праведно, и в этом - великая радость, радость, не стимулированная удовольствием.

  15. Конфликт
  16. Конфликт – это то, что мы есть, то, с чем мы живем. Дома, на работе, во сне – все время мы находимся в конфликте, в непрекращающейся борьбе и противоречиях. Корень их – это разделение между наблюдающим и наблюдаемым. Выяснить, что вызывает это разделение, очень важно. Потому что разделение между наблюдающим и предметом наблюдения порождает зло, смятение и скорбь.

    Там, где существует разделение любого типа, - расовое, интеллектуальное и эмоциональное, разделение на противоположности, "я" и "не-я", высшее "я" и низшее "я", и все такое прочее, - это разделение неизбежно вызывает конфликт. Конфликт - это пустая трата энергии и потому вызывает искажение и насилие, и все прочее, что неизбежно следует за конфликтом, а чтобы понять "то, что есть" вам нужен очень большой запас энергии.

    Конфликт - это самая суть потери энергии, а для медитации вам нужно огромное количество энергии.

    Любая форма конфликта, внутреннего или внешнего - хотя реально не существует разделения на внутреннее и внешнее - есть искажение. Хотя человек привык к конфликтам, ему даже кажется, что без конфликта он не растет, не развивается, не творит, не функционирует должным образом.

    Когда есть некоторый вызов, то реакция центра есть реакция прошлого. Тогда как при мгновенном видении и мгновенном действии "я" вообще не вмешивается.

  17. Отношения
  18. Сначала надо узнать себя. Нужно понять, что ваш гнев, ваша ожесточенность, ваше насилие, ваши надежды и полное отсутствие в вас любви – это все вы и любой другой из нас. Каждый живет в изоляции, обособленно – со своими страданиями, проблемами, настроениями, разочарованиями, амбициями. И только когда эти барьеры, эти сопротивления исчезнут, вы можете жить с другим счастливо.

    Зависимость от другого порождает страх (зависимость в наших отношениях с другими, как психологическая, так и психосоматическая), ведь пока я зависим от вашей поддержки, эмоциональной, психологической или духовной, я – ваш раб, и, следовательно, существует страх. В этой зависимости присутствует жалость к себе, которая приходит через сравнение.

    В любом окружении человек живет изолированно, со своими амбициями, со своими страхами и со своими печалями. Подобное существование называют взаимоотношениями. Отношения складываются не между реальными людьми, а между образами, сложившимися у них друг о друге. И они не являются действительными отношениями. Возможна ли жизнь, в которой нет ни образов, ни формул?

    Один образ смотрит на другой образ, и у них свои отношения; поэтому подлинных отношений нет. Почти на все в жизни мы смотрим с образом, с предубеждением, с предвзятым мнением. Мы никогда не смотрим свежим взглядом; наш ум никогда не бывает юным.

    Быть в отношениях - значит жить полно, целостно; для этого в нас должно произойти радикальное преобразование.

  19. Бессознательное
  20. Последние десятилетия вас учили, что у вас есть бессознательное, и об этом написано множество книг, а психоаналитики сколотили на этом состояния. Вода - всегда вода, налейте ее хоть в золотой кувшин, хоть в глиняный горшок. Точно так же, надо не разделять, а видеть целое; в этом наша задача: увидеть все сознание целиком, не отдельные фрагменты, такие как сознательное или бессознательное. Увидеть фрагмент достаточно легко Увидеть же сознание целиком очень сложно. Это значит увидеть его трезво, разумно, полностью – вы не должны иметь центра, который называется “я”, “ты”, “они”, “мы”.

  21. Учиться
  22. Вы учитесь наблюдением за своим собственным “я”, чем бы это ни было. Чтобы учиться, нужна свобода, нужна изрядная любознательность, нужна энергия, страсть и неотложная непосредственность действия. Если имеется какое-либо предубеждение, предвзятость, связанная с чувством одобрения или неодобрения, с осуждением, человек не может учиться – он только искажает то, что наблюдает.

    Нельзя учиться, не обладая ни страстью, ни энергией для открытия.

  23. Дисциплина
  24. Здесь мы используем это слово не в смысле обучения у другого, а в смысле наблюдения самого себя, что требует дисциплины, являющейся не подавлением, не подражанием, не подчинением, даже не приспособлением, а действительным наблюдением. Сам акт учебы есть своя дисциплина, в том смысле, что от вас требуется огромное внимание, громадная энергия, интенсивность и безотлагательная непосредственность действия.

    Дисциплина является через наблюдение "того, что есть" и его изучение; это изучение есть само по себе дисциплина. Тем самым устанавливается порядок, и беспорядок в человеке прекращается. Все это - есть часть медитации.

    Обосновать и упрочить все это (любовь, гармоничный ум без иллюзий) глубоко в себе довольно трудно; требуется огромная дисциплина, чтобы через наблюдение изучать то, что происходит в нас самих.

    Дисциплинировать себя согласно определенному шаблону, идеалу, принципу - форма насилия.

    Высочайшей формой дисциплины является отсутствие дисциплины. Не дисциплина, достигаемая поощрением и наказанием, а своя собственная дисциплина, не являющаяся подчинением.

    Дисциплина означает порядок - не подавление, не соответствие принципу, идее, выводу, системе, методу.

    Требуется огромная дисциплина, которая является изучением каждого движения мысли и присутствует на протяжении всего дня; ум тогда имеет религиозное качество единства; из этого может исходить действие, в котором нет противоречия.

  25. Анализ
  26. Анализ не имеет ничего общего наблюдением, с видением. Анализирующий всего лишь один из многих фрагментов, из которых мы составлены. Он является цензором, некой сущностью, которая заявляет, что обладает знанием и потому авторитетом, дающим возможность анализировать. Анализ предполагает не только отделение анализирующего от того, что анализируется, но еще и время. Вам приходится анализировать постепенно – шаг за шагом – целый ряд фрагментов, из которых вы состоите, - на это уходят годы. И когда вы анализируете, ум должен быть абсолютно ясным и свободным. Кто такой анализирующий? Он – результат прошлого опыта, прошлого знания, прошлых оценок. Он – тот центр, из которого он и собирается исследовать. Но что такое этот центр? Это центр страха, тревоги, жадности, удовольствия, отчаяния, надежды, зависимости, амбиций, сравнения – именно из него мы думаем, действуем. К моменту, когда вы все проанализируете, жизнь уже подойдет к концу.

    Только серьезный, искренний человек знает, что такое жизнь, что такое жить – не человек, ищущий увеселений. Ум должен полностью освободиться от идеи анализа, так как она не имеет смысла. Увидев истину всего процесса анализа целиком, вы понимаете, истина есть понимание – ложности анализа. А когда вы видите ложность чего-то, вы можете отбросить это целиком и полностью. Только, когда мы не видим, появляется смятение.

    Анализ – это часть вашей обусловленности.

    Разумность, которая приходит при отказе ума от анализа, не имеет ничего общего со знанием, с опытом. Нельзя прийти к этой разумности, просто посещая колледж или обучаясь восприимчивости. Она появляется, когда вы очень внимательно проследили всю структуру анализа и все, что содержится в нем, - вовлеченность времени и нелепость мысли, что один из фрагментов может понять весь процесс целиком, - а также когда вы увидели природу страха и поняли, что такое удовольствие.

    Анализ – не путь. Когда вы видите истинность этого, вы больше не мыслите с позиции анализирующего, склонного анализировать, судить и оценивать, так что ум ваш свободен от этого особого бремени, называемого анализом; поэтому он способен видеть непосредственно.

    Любой анализ должен быть завершен, иначе он превращается в камень на шее анализирующего, когда тот начинает анализировать следующий случай, следующую ситуацию. Так что память о предыдущем анализе лишь увеличивает бремя.

    Наличие времени: реакций, ассоциаций и воспоминаний так много, что на это уйдет вся ваша жизнь. К тому времени, когда вы полностью проанализируете себя, - если такое вообще возможно, - вы уже будете одной ногой в могиле.

  27. Наслаждение

Человек – результат мира. Мы являемся результатом повторяющейся пропаганды и продолжаем повторять ее. Мы люди из сэконд хэнда. Настоящее наслаждение не имеет ничего общего с удовольствием. Проблемы людей – вся эта борьба, громадные усилия, понимание того, что жизнь, которой мы живем, не имеет никакого смысла. Поэтому человек изобретает для жизни формулы. Настоящее наслаждение наступает, когда вам понятна структура самого себя, страха, удовольствия, любви, а также смысл смерти. Только тогда вы можете жить как целостное человеческое существо и никогда не действовать неправильно.

Далее

На главную

Сайт создан в системе uCoz