Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 15А, 15В, 16А, 16В “О таинствах церкви” (ДК "ЗиЛ")

День Преподобного Иоанна Лествинничка. Преподобие - подобие Богу. Христианство утверждает, что человек по самому существу своему является богоподобным. Иоанн Лествинничек оставил книгу, в которой отражены ступени приближения к Богу. Человек - образ божий, а не обезьяна. Не рабы нужны Богу, а свободные личности. В этом вся суть религии. Человек сам своим сердцем и умом понял, где есть истина. И пошел к найденному Богу. Пришествие Бога, воплощение Его, Его жертва любви.

Жертва любви и больше ничего. Это со стороны Бога, который мог все испепелить. Показал, что Бог есть любовь. Призывает свободно придти к Нему, этим уподоблением Ему. Подобие Бога - этот путь - не фантастика. История церкви доказывает, что человек может очиститься от скверн, которые в нас присутствуют и достичь высочайших вершин обожия.

Лествинничек - строжайший аскет - книга и в ней глава “О любезном для всех и лукавом владыке - чреве”. Сколько юмора, вы подумайте только!

Строгий образ с тончайшей иронией. Вера, подтвержденная уже реальным опытом. Достичь высочайшего преподобия. Что дает это преподобие?

Пока не попробуешь - не знаешь.

"Око не видело. Ухо не слыхало и на сердце человека не всходило, что уготовил Бог любящим его". "Рай и царство Божие - внутрь вас есть".

Нормальные человеческие свойства. Это есть заповеди. Вместо гнева на грех мы гневаемся не человека. Вместо того, чтобы восхищаться, как у человека другого получается это, мы зеленеем от зависти.

Таинства - одно из благодеяний Бога. До христианства ничего подобного не было. Были мистерии. Мистика отсюда. Они даже в светском мире есть.

Благодаря пришествию Христа, человек приобщился дарам Божиим. Таинства - они различны. В чем их отличие от дохристанских мистерий?

Есть нечто.

Магия - все обусловлено, все на причинно-следственных отношениях зиждется.

Отношения наши сильно искажены. В ветхом человеке присутствует, что есть Бог как личностная сущность. Эти отношения обусловлены моим личным состоянием. Подменили это пониманием тем, что можно воздействовать на любые процессы магическим путем. Это магическое миропонимание и миросознание.

Христианство установило таинства. Это особые действия, через которые человек, ведущий особый образ жизни - христианский - может получить Дар Святого Духа. Первейшим условием является праведное душевное состояние человека. Нет его - ничто не поможет человеку.

Из Святых Отцов: это не магические действия, это не магия. Если священник делает какие-то движения, это еще ничего не значит. Таинство свершает Бог. Только тогда, когда человек способен принять этот Дар. Это самое важное положение. Таинство - то средство, которое в каждом случае помогает обрести Дар Святого Духа.

Первое таинство:

Крещение. Положено. Хочешь, чтобы не болел ребенок - окрести. Что дает это человеку? Кто будет веровать и креститься, тот спасен будет. Предваряющим условием для крещения является условие веры. Понимают крещение как магию. Две мировоззренческие концепции очень близко подходят друг к другу.

Крещение происходит дарование человеку зерна, семени того нового человека, который возсоздан Христом своей жертвой. Если веры не будет, то нельзя даже креститься.

“Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить”. Дух святой неверным и зловерным не дается и после крещения. (4-5 вв.)

Святые отцы мешают бездумному крещению. Порой человек, получив крещение в младенчестве, потом неизвестно кем становится.

Константин крестился уже на смертном одре. Иоанн Златоуст крестился в 28 лет. Многие относятся к крещению с величайшим благоговением, как знак вступления в церковь. Сосуществуют две традиции: некоторые - принимают крещение в сознательном возрасте, некоторые крестят детьми, когда есть уверенность, что ребенок вырастет настоящим христианином.

Человек взрослый внешне меняется, он переживает великий опыт познания того, кто есть Бог. Этот опыт держит его в последующей жизни. В младенчестве этого ничего нет. Хотя семя дается. Но надо думать, когда полезнее для человека…

Школьные системы утверждают, что в крещении прощается первородный грех Адама. Это идея католическая. “Не несет сын вины за отца, и отец не несет вины за деяния сына, каждый наказывается за свои деяния”. Первородный грех - это есть наша поврежденность. Если бы это происходило, мы бы сразу становились бессмертными, нетленными, бесстрастными. Тихон Задонский: “В человеке два рождения имеется. Они противоположны. К тому человек склоняется, к чему имеет склонность. Плотское или духовное”. Человек получает семя нового человека по образу Христа.

В нашем падшем естестве не уничтожено

Христос насаждается

Любое положительное дело, если не сопряжено с искушениями, то надо усомниться, доброе ли это дело.

В этом умертии греху через крещение ничего не бывает механического. … Самого же греха не изгоняет, возлагает на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати. Тебе дается благо, но потрудись сам человек. Тебе дается великое благо, но нужно потрудиться.

Рождение нового человека в нас самих. Не древо, не плоды, а семечко.

С крещением можно и подождать. Смотрите - как полезнее сделать. Чтобы человек мог осознать, что с ним происходит.

Второе таинство: евхаристии. “Кто не ест плоти моей и не пьет крови моей не имеет жизни вечной”. Для каждого верующего человека понятно, что без причастия нет духовной жизни. Атомистического чуда тут не происходит - пусть не думают, что мы христоеды. Мы этому не учим. “Раздроби, Владыко, хлеб сей”. Сущность хлеба целиком претворяется в сущность тела. На рубеже 11-12 вв. произошло это.

Евхаристия - есть убиение Христа? Ничего подобного. Происходит нечто великое. Чем тело Христа отличалось от нашего? Ничем. И глубочайшим образом отличалось. Оно было соединено с Богом - Словом. Это был Богочеловек. Плоть была чудодейственной поэтому. В этом происходит основное, что происходит в таинстве евхаристии. Единение хлеба и вина с Богом-словом воплощенным. Каждый причащающийся единокровен Христу. Мы становимся такими, как он. Едиными с ним. Соединяемся, а не превращаемся. Это отличие от понимания католического. Там происходит превращение, возникшее на волне алхимии.

Св. Иеремей: “эллины мучили пойманных рабов-христиан, и пытали их, заставляя говорить, что они ели тело Христа и пили кровь его".

Достойный или не достойный причащения? Вычитает и подходит гоголем. Это беда. Нет веры, тогда и воздержись. Нет благоговения - подожди причащаться. К таинствам нужно обращаться очень внимательно. В противном случае - даже болеют и умирают.

Священство:

Дар священства - водитель. Дорога сложная. Кто поведет машину? Кого-нибудь за руль не посадишь. Дар благодати - вспомоществующий людям идти по пути спасения. Предупреждать от заблуждения. Это не есть знание, как совершить службу. Тут и веры не надо. Священник остается бездарным - если не выполняет требования христианской жизни. Бог не может жить в его душе.

Нужно избегать наставника, который действует самоуправно. Это бездарный священник. Нужно это понимать. Подлинный священник - носитель смирения. Пастырство - это не сан сам по себе. “Некоторые безумцы искать священство и принимают оное, не зная того что огнь и смерть собирают они в себе - бедные”.

Кто прежде не оставит мира и от души не возненавидит все мирское, через многие скорби и труды не воспримет благодати, .

Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда и всех других грехов. То

Торгующий благодатью Духа грешит, конечно, против самого Бога”.

Доходят до того, что крестят мертвых младенцев. Доходят до ручки.

Покаяние.

С которым соприкасается каждый верующий человек. Наблюдается тенденция на католическое понимание таинства. Человек может зайти в кабиночку и можно в решеточку говорить все, что вам угодно. Отчет о грехах. Как будто о проделанной работе. Нет ни одной минуты, чтобы мы не подумали, не пожелали, не возомнили. Нужно раскаяние человека в том, что его мучает.

Покаяние, а не отчет. Таинство никогда не может быть долгим. Говорим о том, о чем болит душа. Где есть перечисление, там нет чувства и покаяния.

Венчание или таинство брака. Дается особый Дар вспомоществующий им и их детям в деле совместного спасения. Помощь друг другу в исполнении заповедей Божьих. Здесь начинается христианство. “Только женившись я узнал, что такое счастье, но было уже поздно”.

Нельзя смешивать брак и таинство. Брак он всегда брак. Таинство - это особое действо. Нет веры - не балуйся с огнем. Не исключено, что можно совершить таинство брака, в котором одна половина искренне верует. Не спасется ли муж неверующий женою верующей? Покажи, что такое христианство.

Соборование.

Кажется это уже становится нормой. Болит ли кто из вас, да призовет ли пресвитера. Истоки происхождения этого таинства. До 7 священников призывались. Молитвы восставят болящего.

Решает вера каждого. Когда болен. Пожалуйста.

В нашей церкви покаяние и причащение соединены.

Миропомазание - идет из откровения Божия. Приняли крещение, но не приняли Духа святого. Крестились во имя Иисуса Христа. Сейчас крестят во имя Отца и Сына, и Духа Святого. Таинство не магия. Церковь может это менять.

Отчитывание - изгонения бесов. Как относиться к дару исцеления? Только человек, достигший бесстрастия, может заниматься. Какую страсть кто победит, ту и изгонит.

Бесы ругаются над ними, что находятся в их власти, да их же и изгоняют.

Отчитывание очень опасная вещь.

# Степень достоинства определяется ощущением своего недостоинства. Бояться нечего. Точно наоборот. Во оставлении грехов, когда человек осознает свое

Нельзя причащаться праведникам, которые считают себя здоровыми.

Как часто надо причащаться? Раз в два месяца. Несколько раз в год: великим постом, рождественским, успенским, и несколько раз между постами.

# Священно служители причащаются без исповеди. Не может быть литургии без причащающихся. Священник всегда должен быть готовым к причащению. Бог судья каждому.

# Открытие помыслов возможно только человеку, достигшему бесстрастия, но не кому попало. Людям неопытным душу открывать нельзя. Духовная жизнь - карикатура и уродство, когда некоторые игуменьи этим злоупотребляют. По обязанности - это кощунство над великим делом христианской жизни.

У духовных наставников и руководителей.

# Все дети - до Христа - таковых есть Царствие Небесное. Жившие праведно, скончавшиеся с покаянием спасутся. После прихода Христа - что же теперь дети, не крещенные погибнут? Нет такого учения.

# Таинство крещения совершает Господь. Дар благодати дает Господь. Разбойника крестил Христос на кресте, своею кровью. Многие мученики не крещенные - но спаслись.

# Господь даст всем, что можно и нужно.
# Дети - наши ангелы, они невинные. Младенцев не поминают. В церкви все благообразны и по чину. Скамидии - молиться мы не только можем, но и должны за всех. Прошение о властех и воинствах, даже о гонителях и ненавистниках церкви.

# Кто веру имеет, тот спасен будет. Кто веры не имеет, погубен будет.

# По православному учению господь бог видит каждого человека. Решается судьба этого человека. Всякий грех и хула простится человеку, хула на Духа святого - не простится. Видит истину и ненавидит ее. Искренно заблуждающийся человек ищет и с ним можно говорить. А с фанатиком - бесполезно.

# Когда просят родственники за некрещенного человека, можно молиться за него.

# Спасение - как исцеление в православии, как оправдание - в католицизме. Жертва Христова помогает в исцелении его.

# Убиенный младенец во чреве матери - тоже пребывает в ангельском чине? Мы не знаем этой тайны. Что происходит с каждой личностью?

# Можно ли менять духовника? При выборе нужно испытать его, прежде чем даться ему. Прозорливый ли он? Вот что важно. Хорошо познакомиться. Душевредное общение для тебя - значит нужно разлучаться. Послушание беспрекословное - это редкое явление в истории церкви. Только узкий круг жил так. Остальные жили по приниципу совета. Совета спросить. Находили мысли святых отцов. Какая-то беда нашего времени. Душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Мы ждем, кто бы нам приказал, какая-то рабская психология.

# Подавляющее большинство является смешением добра и зла.

# Смешение разнородных элементов: арабских, иудейских и христианских верований. Перемешаны прекрасные мысли, и возмущающие.

# Чудеса происходят с людьми элементарного ума. Умный человек может убедиться логическим путем. У Бренчанинова есть противоречивые места в работах. Читал наши учебники богословия. Варсануфий Великий ответил, почему ошибались святые, не проверив это специально.

# Таинство покаяния не проводят до семи лет. Нужно, чтобы ребенок понимал, что происходит. Когда полезнее - вот и посмотрите.

#

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Сайт создан в системе uCoz