На Главную

Йог Рамачарака "Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство". Издательство Ассоциации Духовного Единения "Золотой век", М., 1993.
/Продолжение/.

С.95. Христианские символы веры.
Христианская церковь признает три символа веры: символ веры апостолов, Никейский и Афанасия. Из них оба первых общеизвестны, а третий мало распространен.
Апостольский символ веры менее древен, чем Никейский: "Я верую в Бога Отца Всесильного, Творца Неба и Земли, и в Иисуса Христа, Его единственного Сына и Господа, зачатого Духом Святым, рожденного Девой Марией, страдавшего при Понтии Пилате, распятаго, умершего и погребенного, спустившегося в ад, на третий день восставшего из мертвых, вознесенного на небо и сидящего справа от Отца Всемогущего, Я верую в Духа Святого, Святую Соборную Церковь, общение святых, отпущение грехов, воскресение тела и вечную жизнь." (Ап-СВ)

Никейский символ веры был составлен и принят в 325 г. В подлиннике он кончался словами: "Верую в Духа Святого", последующее было прибавлено Царегородским собором в 381 г., кроме слов "И Сына", вставленных Толедским Собором в 389 г. Никейский символ веры называется также Никейско-Царегородским. Текст его следующий: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя. Творца Небу и Земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденного, прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцом и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь." (Ник-СВ)

Обсудим главнейшие догматы веры, составленные через несколько столетий после смерти Иисуса, с точки зрения мистического христианства.

"Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя. Творца Небу и Земли, видимым же всем и невидимым."(Ник-СВ)
Это изложение веры в Единую Творческую силу, из которой все берет свое начало. Здесь нет попытки "объяснить" природу Абсолюта или придать Ему человеческие свойства, что так охотно делают теологи. Просто высказывается вера в существование Одного Высшего Существа - это все, на что способен человек, все остальное было бы невежественной дерзостью.

"И в Иисуса Христа, Его единственнаго Сына и Господа, зачатаго Духом Святым." (Ап-СВ) "И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго, прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша."(Ник-СВ)
Здесь выражена вера в Божественность Иисуса. Апостольский Символ Веры выражает более грубое восприятие, упоминая о зачатии Девой Марией при помощи Святого Духа, подобно верованиям различных религий: герои-боги происходили от отца-бога и матери женщины. Но Никейский Символ Веры близок к понятиям мистических учений: "рожденнаго от Отца", "рожденнаго, не сотвореннаго". Выражения "Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна" доказывают мысль о тождественном духовном существе Духа. И затем замечательное выражение "Единосущный Отцу" показывает поразительное понимание тайны Христа, потому что Иисус был непорочным Духом, независящим от связующих желаний и пути мирской Кармы. Тождествен по сущности Своему Отцу. "Отец и Я Едины", как Он говорил.

"Рожденного Девой Марией". (Ап-СВ)"Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася." (Ник-СВ).
Никейский символ веры дает поразительно ясное изложение мистических учений.
"Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес" указывает на цель воплощения. "Сшедшаго с небес" указывает на существование раньше в объятиях Абсолюта. "И воплотившегося" указывает на то, что Дух спустился во чрево Марии. "И вочеловечшася" указывает на принятие телесного образа младенца во чреве. Видим полное соответствие положениям мистического учения.

"Распятаго, умершего и погребенного, спустившегося в ад, на третий день восставшего из мертвых".(Ап-СВ). "Страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца."(Ник-СВ).
"Спустившегося в ад" Апостольского Символа Веры несомненно означает переход в область бестелесных душ - на низшие астральные планы. Теперь даже правоверные наставники не учат, что "ад" означает место мучений под началом Дьявола; это определение было придумано теологами, чтобы народ с испуга посещал церкви. "На третий день восставшего из мертвых" (и соответствующий текст Никейского Символа Веры) относится к появлению в астральном теле - к возвращению с астрального плана, где Он провел три дня после Распятия. "И восшедшаго на небеса" - это показывает веру в то, что Он вернулся туда, откуда Он пришел, потому что Никейский Символ Веры говорит: "Сшедшаго с небес и воплотившегося... и вочеловечшася."
Слова обоих Символов Веры, излагающие, что Он занял Свое Место "одесную Отца", означают, что он занял наипочетнейшее место, дарованное Отцом. Мистические учения объясняют это, указывая, что Христос отделен от Отца лишь самым эфирным промежутком духовного существа, и что Он является Всемирным Принципом, уступающим по значению только Отцу. Это истинно почетное место "одесную Отца".

"Снизойдет судить живых и мертвых". "И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым". Христос заботится не только о живых, но и о мертвых, то есть тех, кто "отошел" за и после Него и перешел в астральный мир. Мистики говорят об Иисусе как о "живущем в мертвых, как и в живых".
"Общение святых" означает духовное понимание тайн озаренными.
"Прощение грехов" есть одоление плотского духа и плотских желаний.
"Воскресение мертвых и вечная жизнь" есть обещание жазни за пределами могилы, а не грубое понятие о физическом воскресении тела, вторгшееся в Апостольский Символ Веры, очевидно вставленное позднее для поддержания любимой теории одной теологической школы.
Следует обратить внимание, что в Никейском Символе Веры говорится просто о "мертвых", а не о "теле".
У мистиков есть соответствующий текст: "И мы признаем истину бессмертной души".

С.98. Тайный догмат. Последняя часть Символа Веры касается Святого Духа.
"Верую в Духа Святого". (Ап-СВ). "И в Духа Святаго, Господа животворящаго". (Ник-СВ). Большинство христиан неясно представляет себе Духа Святого - одного из членов Троицы. Церковь очень неясно высказывается на эту столько важную тему. Понятия священника среднего образования в этом вопросе довольно смутны, противоречивы и неудовлетворительны.
Учение мистического христианства точно выражается на эту тему: по отношению к миру непроявленного Святой Дух, в смысле своих самопроявлений, является Абсолютом; по отношению к существам, еще полного самопроявления не достигшим, Он является всецело проявившейся Сущностью; по отношению к Божеству, не ставшему еще творением, Он представляет Божественное начало, уже успевшее проявить Себя в творческих облаках; наконец, по отношению к Богу, как Единому Абсолюту, Он является Богом в том смысле, в каком мы разумеем Бога под начальным принципом всякой творческой деятельности.
Чтобы понять это, следует помнить, что Абсолют можно себе представить существующим в двух фазах. Запомните: не как две личности или два существа, а в двух фазах. Есть и может быть лишь Одно Существо, но мы можем себе Его представить в двух фазах. Одна из этих фаз Существа Непроявляющегося, другая фаза - Существа Проявляющегося.

Существо Непроявляющееся есть Единый в фазе абсолютного бытия, недифференцированный, непроявляющийся, несотворенный; без определений качества или свойств.
Человеческому разуму невозможно постичь это понятие Проявляющегося Существа, как "Предмет или Нечто" из-за самой основы его. Если б это было нечто, что мы можем себе представить, это не было бы (Абсолютом) Непроявленным.
Представить мы можем себе только нечто относительное, - проявление предмета.
Проявляющийся и Относительный Мир должен был произойти из Основной Действительности, которая должна быть Абсолютной и Непроявленной. И это Существо, бытие Которого допускает наш высший разум, есть Существо Непроявляющееся - Бог Отец - Которого мы не можем воспринять чувствами, существование Которого проявляется нам исключительно через Чистый Разум или посредством действия Духа внутри нас. В вещественном смысле "Бог нам Неведомый", но в высшем смысле Он может проявиться Духу человека, Его существование может быть известно и доказано посредством высших способностей разума.
Непроявляющееся есть Единый в действительном существовании. Если бы весь мир предметной жизни и проявления, до наивысших образов, не подлежал более проявлению, то осталось бы что? Просто и единственно Существо непроявляющееся, Бог Отец. В нем одном все бы вместилось. Вне Его ничего бы не было. Он был бы Сам - Един, существующий в фазе непроявляющегося существа.
Святой Дух есть Абсолют в фазе проявления. Это значит, что это есть Бог, проявляющийся в Духе жизни, присущем всему и очевидной во всей вещественной жизни и во всех феноменах мира или вселенной.
Дух жизни присущ любому жизненному образу и проявляется во всяком из них. Все в мире живет, даже минералы и атомы, составляющие вещества. В мире ничего не может быть мертвого, "жизнь" проявляется во всем, отличаясь лишь степенью проявления. Дух жизни не может быть Богом Нетворящим - Неограниченным в Неограниченной фазе - Существом Непроявляющимся. Дух жизни может быть только Существом Проявляющимся, Богом Творящим, Святым Духом. И в этом есть суть оккультного учения относительно великой тайны христианства. Поэтому более верно передает смысл преданий Ранней Церкви именно Никейский Символ Веры: "И верую в Духа Святого, Господа Животворящего".
В основе всех религий, всех мистических доктрин всех народов, племен и времен лежит учение о неизреченном, незыблемом Боге. Внешнее учение обычно ограничивается просвещением неразвитых разумов народа и скрывает действительную Истину под видом Личного Божества или нескольких божеств - богов, живущих в каком-то отдаленном небесном царстве. Эти божества наделены всеми человеческими пороками и страстями, они благосклонно относятся к тем, кто называет их именами храмы, и наказывают тех, кто смеет ослушаться.
Но тайное учение учит Истине о Существенном Боге, - о Силе, присущей всему, пребывающей в жизни и ее проявлениях. И христианство не составляет исключения из правила: это подтверждается признанием веры в Святого Духа.

С.101. Тайный догмат христианства не был основан Иисусом: Он Сам был одним из посвященных в тайны, которые были известны и распространяемы за многие века до Его рождения. По словам св. Августина: "То, что называется христианской религией, существовало уже среди древних народов, и не было времени, когда оно не существовало с начала рода человеческого до прихода Христа во плоти; лишь тогда уже существующая, истая религия стала называться христианством".
"Христианство позабыло многое из основных учений и довольствуется теперь лишь частью, даже очень маленькой частью прежних познаний.
Что хочет сказать св.Павел словами: "Мы распространяем мудрость среди тех, кто совершенен" - хорошо известное техническое определение людей, достигших известной степени посвящения?
Сейчас церковь старается сделать людей только хорошими и указывает на святых, как на высшее достижение. А в древние времена ее труд с момента достижения святости только начинался, потому что только тогда человек мог воспринять то, что она могла ему дать. Тогда ее обучение делилось на три определенные стадии: Очищение, Озарение и Совершенство. Теперь она удовлетворяется первоначальным Очищением и не дает Озарения.
По словам Климентия: "Нравственная чистота, как таковая, имеет значение лишь пассивного свойства; однако, соблюдение ее весьма существенно, потому что она является необходимейшим условием для развития так называемого "внутреннего зрения". Тот, кто был очищен Крещением и затем посвящен в Малые Тайны (т.е. привык владеть собой и созерцать) становится зрелым для постижения Высших Тайн, прогноза, научного познания Бога". "Познание превышает веру. Вера есть сокращенное познание необходимых истин, подходящих для людей, которые в спешке, а познание есть научная вера". Ученик его, Ориген, пишет о народной, неразумной вере, ведущей к тому, что он называет физическим христианством, основанным на Евангельских записях, в противоположность духовному христианству, приписываемое прогнозу Мудрости. Для мудрых он признает высшее ученье, давая его лишь тому, кто доказал, что достоин воспринять его. Это учение не пропало: церковь выкинула его, когда выставила великих гностиков-ученых, но все же оно сохранилось, и именно эту мудрость мы изучаем - именно она отвечает на все жизненные проблемы, дает нам разумные правила для жизни и служит нам истинным евангелием вестей свыше.
Иисус сказал: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас". (Матф. VII, 6).
Слова св.Марка: "Окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах. Так что они своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют". "Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все."
Еписком Антиохийский Игнатий говорит: "Смею ли я писать вам о тайнах? Я боюсь это делать, чтобы не нанести вреда вам, еще младенцам. Простите меня, в случае вы не выдержите их веское значение и будете подавлены ими."
Св. Климентий Александрийский: "Господь разрешил нам распространять эти святые тайны и этот святой луч среди тех, кто способен воспринять их. Он не раскрыл толпе то, что не принадлежит толпе, но лишь некоторым, про которых Он знал, что они способны воспринять и соответственно преобразоваться. ... Но тайны можно передать словами, а не письменно, и так сделал Господь.
Писано: "Нет ничего тайного, что не будет раскрыто, нет ничего скрытого, что не обнаружится". Мистики говорят: "Тому, кто слышит тайну, даже самое тайное проявится. Тому, кто способен тайно соблюдать все поведанное ему, скрытое проявится истиной; то, что скрыто от большинства, проявится некоторым. Тайны передаются таинственно; высказываемое находится в устах говорящего; не столько в его голосе, как в его разумении".
Это может послужить образцом тому, кто был ударен Тирзусом (мистический жезл посвященных, которых сначала ударяли им при посвящении).
Климентий: "Мы не объясняем тайны полностью, мы лишь напоминаем о них. Некоторое забыто нами. Некоторое, оставшееся долго не записанным, теперь пропало для нас. ...Многое не записывается из опасения, что читатели могут ложно понять смысл: "Не следует давать меч ребенку". ... Я стараюсь говорить незаметно, проявлять тайно и доказать молча" (Строматы Св. Климентия).

Истинные, чистые и прозрачные слова, предъявленные свинским и невежественным слушателям, покажутся смешными, в то время как для благородных людей нет ничего прекраснее и возвышеннее. Следует сеять зерна истины редко, чтобы их не заметили люди, клюющие зерна подобно галкам, но если найдется хороший землепашец, то зерно взойдет и превратится в хлеб.

"Те, которые еще слепы и немы, не обладая разумением или же ослепительным, проницательным взором созерцающей души, должны оставаться вне божественного хора.
Истинно святое слово, исто божественное и для нас необходимое Египтянами обозначалось словом "адита", а Иудеями "покрывало". Платон тоже считал незаконным, "чтобы порочные прикасались к непорочным".
Нежелательно, чтобы блага мудрости распространялись на тех, которые и не думают об очищении души своей, потому что непозволительно передавать каждому случайному встречному то, что было достигнуто такими усилиями.

"Тайны слова не должны быть обнаружены профаном. Тайна была установлена, так как считалось выгоднее соблюдать святое созерцание действительности. Так что с одной стороны тайны, скрытые в Ветхом Завете и обнаруженные святым, были скрыты до времени Апостолов, которые сообщали их дальше в том виде, как они им были переданы Господом. С другой стороны богатства и слава тайн благородных, состояли в вере и надежде во Христа. Обучение, обнаруживающее то, что скрыто, называется озарением, так как лишь учитель приподнимает крышку кивота".(Строматы Св. Климентия). "Не следует обнажать тайну, а лишь указать стремящимся к познанию на то, что требуется, чтобы помнить о ней".
Все выше сказанное доказывает, что первоначальная христианская церковь была организацией, имевшей мистический центр для немногих и обычный внешний центр для большинства.
Так было и в других религиях и философских системах. Тайные Познания преподаются лишь после восприятия явного учения. Некоторые слушатели Пифагора удовлетворялись его "и так есть", а другие тайно обучались догматам, которые не считалось нужным сообщать профанам и людям неподготовленным.

С.107. Глубокое объяснение притч, которые Иисус рассказывал народу, сохранялось только для тех, которые перешли предел явного учения и которые тайно приходили к Нему. Теперь понятно определение, что некоторые считаются "вне дома", а другие "дома". (Ориген против Цельзуса).
Тайно Иисус все открывал своим ученикам, считая желающих познать Его мудрость стоящими выше народной толпы. ... Люди способные сами выработают все, относящееся к теме.
Во всей церкви единое мнение, что весь закон действительно духовен, но что духовный смысл, выражаемый законом, не всем известен, но лишь тем, которых милость Святого Духа коснулась разумом и познанием" (Де Принципиис).

"В христианстве случилось великое горе. Измена Тайнам со стороны ложных гностиков (гностики, те, кто знают, были посвященными первоначального христианства) повлекла за собой отвержение гнозиса и отчудила церковь от высших истин каббалы, содержащих все тайны возвышенной теологии... Дайте самой совершенной науке, высшему разуму снова стать родовым правом народных начальников, дайте священническому и царскому сану забрать двойной скипетр древних посвящений, и социальный мир вновь выйдет из хаоса. Не сжигайте более святые образа, не разрушайте более храмы; образа и храмы нужны людям, но выгоните наемников из церквей, не допускайте слепых к руководству слепыми, постройте вновь иерархию разума и благочестия и признавайте лишь тех, кто знает учителями тех, кто верует". (Элифас Леви "Тайны Магии", перевод Вейта).

Далее можно ознакомиться с Древней мудростью, позволяющей понять Назидание Учителя (Нагорную проповедь),

На Главную

 

 

 

 


 

На Главную

Сайт создан в системе uCoz