Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 12А, 12В, 13А, 13В “Задачи педагогики”

“Без труда вынуть рыбку из пруда” - это самая большая мечта и движущая сила человеческих усилий. История грехопадения, описанная в библии об этом. Во внешней жизни еще человек соглашается делать большие усилия, но в духовной жизни - это чрезвычайно трудно. Стать Богом самому по себе даже без Бога, противопоставляя себя ему. Первородный грех в богословии. Это не верное направление - говорит христианство. Задача не в том, чтобы получить результаты любым способом. Результат нужно получить не вне человека, а внутри него. Две тенденции: внехристианские концепции - человек не совершенен, он может развиваться, но по самому своему исходному положению - он вполне нормальный, он может достигать больших вершин. Исходят из самосознания человека. Каждый из нас видит себя хорошим человеком, несмотря на все ошибки и недостатки. Вот где источник естественных представлений о человеке. Иногда, правда, представляют человека чувственной обезьяной, но это маргинальные направления.

Христианство утверждает, что история из Библии вскрывает существо человеческой природы. Разрыв связи человека и Бога, в результате идеи - достичь всех ценностей без бытийного начала, без Бога. Без того, кто есть на самом деле. Эта позиция порочна, и она приводит к бессмысленности жизни.

Ростов: “Человек находится над бездною своего небытия”. Им мы живем, и движемся, и существуем. Суть всего бытия - духовная. Бог - есть Дух. Из него все и к нему все. Эта идея присуща не только христианству, но христианство предполагает, что в самом корне человеческом есть какое-то повреждение. Вывод: каждый человек при рождении уже не нормален. Это очень трудно принять.

Посмотрим на идеалы, которыми живет человечество. Все стремится к благоденствию. Чтобы был мир, справедливость, жизнь без насилия, по правде, по любви. К этому все и стремятся. Всю историю человечества было такое стремление. Все происходит точно наоборот. История - факт непрерывных войн, несправедливости, мошенничества, зависти. Само развитие цивилизации приводит к ужасным результатам. Все изобретения, изначально предназначенные помочь человеку,

Экологический кризис - антропогенный. Человек нарушил жизнь настолько, что выйти из него уже вряд ли возможно. Все. В чем дело. Христианство отвечает, что человек изначально заражен страстями, что разъединение ума и сердца приводит к безумным поступкам в истории. Зависть, желание захватить то, что тебе не принадлежит, вот где источники войн и противостояний народов.

Хомяков: “Умом все управляется, страстью все живет”. Гигантская змея, чем больше растет, тем больше себя пожирает.

Педагогика- вождение детей, воспитание. Куда мы поведем кого? Надо узнать человека. А для того, чтобы вести человека, нужно учитывать, что человек болен. Мы находимся в больнице. Нужно быть особенно осторожным и внимательным. Педагогика связана с пониманием человека. Общая предпосылка всеобщей пораженности - это только общая

Сделать все возможное для исцеления. Различные установки могут быть в зависимости от того, здоров человек или болен. Как себя чувствуют больные в больнице, люди сочувствуют друг другу. Суть педагогики - не накачать знаниями как рождественского гуся. Просто беда в образовании - человека рассматривают как инструмент, вся ценность его в том, что он знаем и что умеет. Человек потерял ценность, он стал винтиком в этой машине цивилизации. Раньше до 16 века жили идеей ценности человека. Макарий Великий “Ни на небе, ни на земле нет большей красоты, чем душа человеческая”. Куда ж я еще могу обратиться от этой красоты. Человек - величайшая ценность. Сейчас компьютер интересует, а не человек. Человек - эта красота, это величайшая ценность. Выявить эту красоту, очистить ее. Это задача педагогики.

Нехристианская педагогики - об этой красоте нет речи. Рокфеллер заявил: “Что американскую розу можно вырастить только беспощадно обрезая все ее слабые ростки”.

Культ силы. Нет человека, есть волчья борьба. Он не считал себя слабым ростком, он-то считал себя самым сильным. Христианство говорит: “Нет большей любви, когда кто-то положит душу свою за людей”. Величайшая истина: суть бытия - что это? Что является сущностью бытия? Если мы будем точно знать, мы будем свою деятельность согласовывать этому закону. Суть не вода, не аперон, не воздух, не огонь Гераклита. Христианство провозгласило: сущностью бытия - является Бог. Бог есть любовь.

Это величайший принцип человеческой жизни. Только на этом пути возможно приобретение тех ценностей, о которых всегда мечтает душа человеческая. Речь идет не о романтических чувствах, сегодня вспыхнула, завтра погасла.

Польза других - вот изначальный принцип бытия. Отступление от этого закона - эгоизм. Вопреки пользе бытия. Я с пятого этажа совершаю прогулку прямо в окно.

К чему приводит нарушение этого закона. Кризис природы - экологический. Нравственный кризис - что

Примерно половина населения развитых стран страдает тоской, унынием, потерей жизненного смысла. Все есть, а что дальше. Эту жизнь не знают как провести, а пытаются ее продлить .Старики играют в гольф. А зачем живут - не знают.

А зачем вам столько денег. Миллионер серьезно задумался, ответил: “Сейчас меня деньги не интересуют, меня интересует теперь власть”. Через несколько лет он захочет еще больше власти, потом славы.

Ирод сел на трон, все кричали, это не человек, это Бог. Ангел поразил его, и он был изъеден червями.

Воспитание - научить бороться с собой. Страсть - мучает человека. Пока молчат они - все хорошо. А когда возрастут и начнут терзать человека…

С милым и в шалаше хорошо, а во дворце с немилым будет тюрьма. Сердце человека - вот центр, где достигается благо для человека.

Существует целая наука в христианстве - аскетика. Она учит о правильной человеческой жизни. Учит, как правильно относиться к своему телу, к своим желаниям, к своим мыслям. Ведь можно объективировать себя. Йоги говорили: “Мыслью можно убить слона”.

Мы сами мучаем себя необузданностью своих желаний. Надо научить человека бороться с этим. Сколько мы вредим своему телу - мыслями, желаниями. Все болезни от наших необузданных желаний, расстройств, ненависти, зависти. Благо исходит от Бога.

Первичность духовного - не есть философский абстрактный тезис. Это глубоко жизненный тезис. Отсюда все исходит. Здесь порождается вся моя жизнь. Как важно этот источник сделать чистым.

В каждом человеке присутствует это подполье (подсознание), где крыса издохла и смердит. Наши чувства, наши желания, наши терзания - все это надо очистить и освободить красоту души, открыть благоуханных цветок.

К сожалению все силы уходят в это подполье. Человек не находит себе места. Вроде все у него хорошо, а человек страдает и мучается.

Если есть вечная жизнь, надо все оценивать с этой точки зрения. Самым главным в педагогике является показать человеку, что он есть человек. Открыть смысл жизни. Даже школьники понимают это: а зачем, а для чего. Важно дать правильное мировоззрение, правильное понимание смысла жизни.

Закон жизни - любовь, искренность, не расчет, а благожелательность.

Ответы на вопросы.

# Бренчанинов: имел возможность стать человеком с государственным положением, все бросает и уходит в монахи. Удивительное явление. Изучал святоотеческое наследие православия. Он сумел выразить в самой его сути в нескольких томах своих сочинений. Патрологический свод, изложенный непосредственно человеку. О законах духовной жизни, о

# Философия декарта - разделил человеческую душу и тело. Он утверждал, что никакого взаимодействия между ними быть не может. Это совершенно раздельные вещи. Дуалист в крайне выраженной форме. Епископ Феофан утверждал, что душа - это абсолютно духовная субстанция. Бренчанинов подходил тем методом, каким живет наука. Только факт - приводит святоотеческий материал, мысли отцов, что душа и ангел, как тварные существа обладают эфирным телом, тонкой материальностью. Духом является только Бог. Все остальное не может быть названо духом. Субстанция души не духовна, а имеет подобие тела, она занимает пространство или нет (пока не известно). Сила логики и фактов подтверждает это.

# Делать что-то смертным или бессмертным - это дело Бога. Душа смертна или нет? Само тело - не смертно. Это процесс временный. Ясно, что тот мир - другой. Мы мыслим тот мир трехмерным или четырехмерным. Христос проходил через закрытые двери, являлся и исчезал. Там все свойства совсем другие. Очевидно, что мы не можем утверждать, что тот мир также трехмерен, как этот. Пространства больше не будет. Времени больше не будет. Время - категория временная. Не объективная данность. А устроение нашего ума.

# Гегель говорил, что у него нет идей, каких он бы не почерпнул из древней философии. Епископ Феофан - неоплатонические идеи находили свое отражение. Святой - это не значит, что он был святым во всю свою жизнь. К сочинениям нужно относиться соответствующим образом. Почему святые ошибаются? Многое они приняли от своих учителей, не проверив. Они повторяли это. А потом Бог их наставил.

# Хула на Духа Святого не прощается. Хула - это отрицание, окрашенное в отрицательные эмоции. Люди часто отрицают то, чего не знают. Именно потому, что они не знают. Вера ложная, потому что мы знаем, кто такие англичане. Индусам Христос не нужен, потому что англичане принесли им порабощение и угнетение. Хула на духа святого - есть неприятие истины. Горе тем, которые сладкое называют горьким, черное белым. Сознательно человек идет против истины. Сознательное противление истине не прощается. Удивительные обращения происходят там, где было заблуждение.

# Мы ищем только материальных благ. Мы попираем отношения между нами самими.

# Каждая эпоха имеет свои особенности. В древние времена появление женщины в качестве учителя - было нонсенсом. Богословское обоснование не требуется. Каждая мать - это педагог своих детей. Наверное, она может быть педагогом и других детей. Нет противодействий педагогической деятельности женщины. Душа - сердце. Женщина больше выражение души, сердца человеческого. Она может способствовать развитию сердца. Нужна совместная педагогическая деятельность. Чтобы были развиты и ум, и сердце.

# Один верующий, но необразованный, а другой - неверующий, но образованный. В чем различие образования и веры? Какова задача богословия, это инструмент церкви. Задача церкви - в одном и единственном - спасении человека. Задача богословия - изучение пути, цели и средств, на котором возможно достичь спасения. Необразованный верующий живет теми знаниями, которые он усвоил. Эти знания для него лично могут быть и достаточны. Другое дело, когда его вопрошают, почему ты верующий. Каждому нужно дать ответ с соответствующей кротостью. Духовная жизнь человека состоит в исполнении заповедей и покаянии. В разговоре с другим нужна аргументация, образование, знания. Спросите атеиста: каков же смысл вашей жизни? Кредо атеиста: верь человек - что тебя ожидает вечная смерть. Тогда какой смысл в этой деятельности. Все умрут, зачем же заниматься, подкидывать дрова в костер.
# Различие восприятия и отношения к Богу в католичестве, протестантизме и православии. Патриарх Сергий: Книга о спасении. В католичестве - спасение основано на идее заслуг. Правовое отношение с богом. Сверхдолжные заслуги. Принуждение себя к исполнению заповедей, показывает себе, что он есть на самом деле. На каждом шагу я могу видеть, на cколько я хороший. Чувство реального видения себя. Достижение бесстрастия. Человека ругают, а он благодарит. Совершенство - это очищение от страстей. Пример на кристе. Господи, помяни меня во царствие твоем. Раскаянный разбойник получил спасение. В темной комнате мы все чистые, а дай свет, оказывается мы все забрызганы и в грязи. Какая может быть сверхдолжная заслуга. В протестантизме
вообще люди безгрешны, Христос уже заплатил за всех своими страданиями. “Прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай”.

# Откровение блаженной Анжелы. Каков же характер носит эта святость? Переживания святой такого характера, что нужно спросить: Святость - по какому критерию будем оценивать. Мы берем не отдельные случаи. Летчики иногда не разбивались, падая без парашюта. Это не значит, что всем надо прыгать без парашюта. Мысль о сверхдолжных заслугах вы нигде не найдет у святых отцов. Это мнение о себе. Отчего рождается прелесть: от мечтательности и от естественного сладострастия. Тереза “Исполните волю Божию и мою”. “Ответьте на волю святого духа” пишет папе, “Сочетайся со мной браком в вере”, “изнемогает душа моя от желания” - это ли не эротика.

# О мытарствах: есть ли разница между чистилищем и мытарствами. Идея чистилища исходит из католического понимания покаяния. Если человек покаялся, но не принес соответствующего удовлетворения, милостыни или взноса. Куда его поместить? В ад - нет, он покаялся, в рай - нет он удовлетворения не принес. Тогда в чистилище. У нас в православии идея мытарства - каждый человек ставится перед лицом конкретных страстей. Что победит у человека - если он раб страсти, то даже перед лицом самого Бога, происходит падение человека. В лоно этой страсти. Поставление человека перед каждой из страстей. 40 дней происходит тяжелейшее испытание. Особое внимание нужно обратить на молитву за усопшего в эти 40 дней. Страсть в подлинной силе является человеку. Все решится в это время. Что ты есть?
# Что такое молитва, природа ее и каково ее действие. Можно ли одному человеку за другого молиться? Помочь ему. Бессмысленно было бы, если бы не было помощи. Наши молитвы болтаются, а не молятся. Она не сопряжена с постом. Молитва действенна тогда, когда она сопряжена с подвигом, с христианской жизнью. Она исходит не просто от головы, а от сердца. Как происходит молитва? Состояние каждой нашей клеточки влияет на все окружающие клетки, а также на весь организм в целом. На мытарствах человек побеждается страстью. Здесь-то молитва близких может помочь человеку справиться с этой напастью. Никакого законничества, никакого сверхдолжного выслуживания. Молитва - это кровь, отдай кровь свою за ближнего. Наши молитвы за человека бездейственны без нас, записочки в храме не помогут.
# Лучшая власть та, которая создает инструмент, при котором наверх могут заходить лучшие люди. Аристрократизм. При какой структуре этот принцип будет работать. Какая власть по названию, не имеет значения. При всех властях беззакония
и несправедливость творятся.

# Владимир Соловьев говорит, что это произойдет перед лицом в Антихриста. Соединение церквей - мы даже не представляем себе, что это значит. Рим не может отказаться от папства. Католическая модель одна - все должны прийти к папе. Протестансткая модель - все модели надо признать за церкви, со всеми учениями и лжеучениями. Задача - открыто заявить о нашем сущностном единстве всех. Каково значение евхаристии? Текстолог - Христос конечно не воскрес. Человек верит неизвестно во что, но считает себя верующим. Бог - ну и хорошо, не Бог - ну и ладно. Личного бога нет. Одно из личных богословских мнений - что бога нет. Как хотите. Это ваше мнение. Объединение с протестантами - такой Ковчег, что вообще ничего не разобрать. Это может случиться. В западном мире становится достоянием всего христианском мире. Потеряна идея истины. Ни разу не было произнесено слово “ересь”. Только при рассмотрении вопроса об аппартеиде в Южной Африке. Идея истины выброшена буквально. Нет истины - есть мнение. Нонсенс полный, ниспровержение всего того ценного, что мы пока еще имеем.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Сайт создан в системе uCoz