Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

“О свободе”

Осипов. “Православие”, 5А, 5В, 6А, 6В (Св.Данилов)

Человек богоподобен в своей свободе. К ней может прикоснуться сам Бог. Существует три свободы:

1) свобода воли, метафизическая свобода перед лицом добра и зла. Внутри человека, основная природа его.
2) социальные свободы, права человека.
3) свобода в понимании христианства - духовная свобода.

Смешение между нравственностью и духовностью. Нравственность касается отношения к миру, к себе самому, она затрагивает характер отношений. Не убей, не укради.

Есть еще нечто, что выходит за границы нашей обычной жизни: внутренние мотивы могут быть очень и очень различны. Милостыня из жалости, в надежде получить что-то для себя, добро ради добра. Стимулы скрыты. Их никто не знает. Они могут быть глубоко порочны по своей сущности. Не каждый нравственный поступок может быть истинно духовным.

“Всегда окрадывается чем-то другим”. Общая направленность человеческой жизни, то, к чему он стремится. Духовность оправдывается высшей целью человека. Желудок, слава, честь, богатство, истина. Разная и духовность. Цель может быть красота и добро.

Я ничего не могу сделать. Когда я завидую и ничего не могу сделать. Это раб. В других мы видим это гораздо легче. Рабство, связанное не с внешними обстоятельствами, а с внутренним состоянием души. Состояние свободы от страстей.

Серафим Саровский. Его избили мужики. Он заступился за них. Сказал, что уйдет, если их как-нибудь накажут.

“Ну и пусть ругают”. Наша жизненная действительность дает нам рабство. Мучает нас не только здесь, но и после смерти. Вечная жизнь начинается с рождения, со смертью тела продолжаются мучения рабства от страстей. Здесь мы обладаем возможностью очиститься, перемениться. Пока не поздно, надо перемениться. Самое страшное, когда человек рабом идет туда.

Блаженный Августин. Велика свобода быть в состоянии не грешить, но более великая свобода не быть в состоянии грешить.

Душа не позволяет. Умрет от голода, но не украдет. Завидовать это грех. Это вредно для человека. Рана, разная по степени тяжести. Все, что христианство называет грехом, вредит человеку. Все равно, что биться головой об стену, каждый раз, когда совершаешь грех. Нашу душу калечит осуждение, зависть, гнев.

Бог есть любовь. Не вреди себе, умоляю тебя. Все заповеди, предупреждения, не делай это, это и это. Не расстраивай свою душу, это очень вредно для тебя.

Требуется правильная христианская жизнь. Сразу нельзя стать праведником.

Вера ценится именно потому, что мы учимся верить проводнику (Евангелию). Человек, искренне стремящийся к счастью, приходит к нему. Многие готовы отдать жизнь, но только не согрешить.

Бердяев говорил о примате свободы. Эта идея глубоко импонирует западному мышлению. Православие считает, что не она первична. Права человека заслонили для них истину.

Высшей ценностью является приобретение любви. Это цель человеческой жизни.

Единство по существу и троичность по ипостаси. Единую сущность - это любовь. Ветхозаветная религия не знала этого. Единство благодати. Они едины во всем. Отец, сын и святой дух. Божество оказывается не судья мира, а это есть любовь. Все проявления других ипостасей. Чтобы люди, взирая на икону святой троицы, научились побеждать ненавистную рознь мира. Мы все едины по природе своей, но мы совсем не едины по существу. Грех разделяет человека. Единство по существу возможно только тогда, когда люди смогут быть едиными в любви.

Если есть любовь - человек счастлив.

Эгоизм разделяет, любовь объединяет. Верить в идею. Например, коммунизм. Это мысленные конструкции. Христианство предлагает не идею, а реально осуществленный идеал. Которому можно следовать. В образе святой троицы мы видим разрешение одной из труднейшей задачи современной жизни. Как добиться единства при свободе. Государство устанавливает нормы. Как это согласовать. Конфликт между личностью и государством. Не хватает чего-то очень важного.

Русская идея: мысль Полякова. В том, чтобы привести не только наш народ, но и весь мир, чтобы было осуществлено единство в свободе по закону любви.

Иначе или анархия, или тоталитарность.

Любовь соединяет людей. При ней возможна истинная свобода. Она не нарушается.

Протестантизм: сбросили иго папизма. Только священное писание. Каждый понимает его как хочет. Образовалось множество конфессий. Свобода, как горох рассыпается протестантизм. Католицизм един до сих пор. Так и все человечество мечется между этими двумя крайностями: свободой и контролем.

Строить жизнь по законам любви. Как это приобретается. Только православие, его святоотеческий опыт дает свойство дает основу для надлежащего общественного устроения. От чего больше всего страдает человек. Нет любви, нет благожелательности, ничего не будет. Полный контроль это рабство, которого еще не было в истории человечества. К этому мир идет.

Как приобретается любовь.

Заповеди Евангелия. Каждого человека рассматривать как Бога после бога. Помоги мне в этот день жить по твоим заповедям. Великая цепочка. Понуждение себя к исполнению заповедей. Открытие, насколько же я болен. Не раздражаюсь, не осуждаю, не объедаюсь.

Познание себя, видение состояния своей души. Это видение начинает смирять меня. Не потому, что сломлен, а потому, что видит себя в истинном свете.

Когда человек видит, насколько он слаб сам, он относится с сочувствием к другим людям. Это первый шаг на пути к тому, что называется христианской жизнью. Жить по заповедям и искренне каяться в своих слабостях. Любовь там, где есть истинное смирение. Трезвое, здоровое “Я есмь”.

Бог не владыка, не тиран, а идеал этого смирения. К богу нужно стучаться как нищий за дверью к богатому за подаянием. Путь достижения подлинной любви, возникшей из смирения. Здесь и есть подлинная свобода от страстей. Становится богоподобным существом.

Золотой клад лежит в нас самих. Открыть его нужно законным путем. Не справа или слева, как предлагают различные секты. А законно.

Вторая половина четырнадцатого века - золотой период православия. 787 г последний 7 вселенский собор. Соборное сознание церкви - много свидетельств того, что католицизм это глубокая ересь.

Пост это воздержание, а не только мысли о пище. Постимся духовно. Разумное воздержание всех своих чувств, а не одного только желудка. Лучше бы ты съел молочка, но не съел бы ближнего.

Социальные свободы. Каково их место. Освободить из рабства человека, это вторичное явление. Нельзя менять местами первое и второе: духовную и социальную свободу. В чем твоя свобода, с малейшей страстишкой не можешь справиться. Я свободный человек. Дух должен быть свободен от порабощения.

Не искушен, не искусен. Нельзя поделиться опытом с другим, если сам не победил своих страстей. Герой тот, кто борется с действительными врагами. Сам падает, потом встает и все-таки побеждает. Испытание самим человеком своей веры. Укрепление веры на пути, или истинном, или там, где легче.

Как узнать промысел божий? Из внешних обстоятельств жизни попытайтесь понять. У каждого человека свое состояние души. Господь есть врач. Он действует не просто так, а в соответствии с нашим здоровьем. Промысел божий обусловлен нашим нравственным состоянием. Цель - спасение. Поставить человека перед выбором. Добро или зло. Что ты выбираешь. Становление личности делает человека гражданином нового мира, царствия Божия.

Обличение врага. В высшей степени осторожно. Только когда некуда деваться. Когда человек успокоится. Где нет любви, там нет истины. Обличение - это благожелательность, предостережение.

Основная истина: мы проповедуем Христа распятого. Не судья, не веродержитель, а величайшая любовь Божия. Величайшее смирение и любовь Христа. Желание исправиться. Первым в рай вошел разбойник, а не праведник.

Набор основных истин нужно выбирать индивидуально.

Часто свобода церкви обращается на сторону материальную. Сейчас батюшки порой прорабы больше, чем пастыри. Когда есть человек, монашество развивается плодотворно. Как при Сергии Радонежском. Большое внимание обращается на внешнюю сторону жизни церкви. Может быть, мы успокоимся.

Спешка подчас очень вредит. Мы слишком спешим. Цель - чтобы люди поняли, что же такое христианство. Зачем же так.

Должно быть единое царство. Мы от этого никуда не уйдем. Вопрос только в том, как к этому относиться. Иначе антихрист не придет, и Христос не появится.

В рамках закона надо противостоять. Скоро будут контролировать жизнь каждого человека. Но от глобализации мы никуда не уйдем. Это предвестник наступающего конца света. Людей надо готовить. Это не просто подготовить священника. Раньше на уроках слова Божия батюшка кричал "Не сметь спрашивать". Урок острот и кощунств. Мы убедились, что религия это чепуха.

Образование духовное, богословское.

Суть воспитания - научить ребенка бороться с собой. В противном случае сбудется пророчество: “И восстанут дети на родителей, и убьют их”. Первая задача - воспитание себя. Тот, кто не умеет играть на скрипке, и других научить не может. Научитесь бороться с собой, и ребенок научится, глядя на вас.

Может ли католик спастись. Это религии не истинные.

Утреннее и вечернее правило. Читать, а не молиться. Каждому нужно свое. Вся суть не в том, сколько, а в том - как. Пять минут, но помолиться. Молитва должна совершаться неспешно, с сокрушением сердца. Лучше не все прочитать, но помолиться. Смысл в молитве, а не в вычитывании.

Становление личности. Каждый умирает тогда, когда это осуществляется. Страдания, скорбь, смерть. Все это следствия неправильной жизни. Бог не мстит, а создает оптимальные условия, в которых человек может осуществить свою личность.

Конец света. Все сгорит мгновенно.

Дух божий был изгнан из людей. Результат - смерть. Монашество это особые условия жизни. Идеальные примеры мы находим среди монашествующих. Гораздо труднее найти тех, кто живет в миру, в семейной жизни. Они скрываются в широкой массе.

Толстой говорил: “Посмотрите, как мужики-то умирают”. Они праведно жили. Филарет Милостивый. Макарий Египетский был послан к двум женщинам, которые жили мирно, ведя хозяйство. Он ушел от них глубоко наставленный.

Кодекс строителя коммунизма - это нравственные нормы христианства. Гордость - человек, это звучит гордо. Это принципиальная разница между нами.

При внимательной христианской жизни не заметно для человека открываются решения вопросов, которые ему не давались ранее.

Правильная христианская жизнь - разумное воздержание. Открывание ума.

Достоинство должно присутствовать. "За что ты бьешь меня. Если я виноват, скажи мне. Если не виноват, за что ты бьешь меня", - Христос сказал воину.

Мы боимся гордости, боясь гордыни.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

 

Сайт создан в системе uCoz