Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 19А, 19Б “Суть Православной веры” (Св. Данилов)

Суть православия: ортодоксальное христианство. Термин православие - древний. 3-4- век. В римско-византийской империи. Споры возникли уже тогда. Появился термин православие - ортодоксия.

Начну с буддийской притчи: слона ощупывают несколько слепцов: это пальма (ноги), это змея (хвост), это лопух (ухо), это соха (Клык), это бочка (туловище). Каждый из них передает свой реальный опыт, через чувства. Смысл обычно трактуют так, что Божество каждый описывает из своего узкого опыта. А если бы кто-то из них вдруг увидел - настоящего слона. А если этого зрения нет.

Сейчас сотни христианских конфессий. Каждый убежден в истинности своего понимания. Вопрос: по какому критерию можно судить о целостном видении нашего предмета спора.

Как быть. Одна Библия? Столько, сколько конфессий. Каждый из нас имеет свое видение Священного писания. Где критерий правильного понимания?

Чем характеризуется Православие? Оно отвечает. Кто лучше всего мог понять учение апостольское? Наверно, их ученики. Автором Священного писания является Дух божий. Мужи апостольские - это ученики апостолов. Целый ряд писаний. Так складывается нить первоначального понимания Евангелия. Идет линия преемства. Способ простой: читаем апостолов, читаем мужей апостольских, дальше Дух становится менее действенным в людях. “Потому узнают, что вы мои ученики. Что любовь имеете, именем моим бесов будете изгонять, людей исцелять. Даже, если выпьете яд, то не повредит им”.

Нет у нас этих признаков.

Изучение этой нити, идущей через века. Консенсунс патрум - согласие отцов. Епископ Игнатий Бренчанинов: “Академия есть, духовная школа есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия. Право, смех и только. А спроси их, он не только Духа не имеет, он веры не имеет. Доктор богословия, а в Христа не верит”. Вера без деяния выхолащивает дух. Бесы веруют и трепещут, но остаются бесами.

Высота нравственной жизни. Берем не все мнении, а только те, по которым находим согласие у большинства, кого мы называем отцами. Люди самые выдающиеся в церкви.

Не личное мнение, это люди святой жизни, они говорят не просто от себя, а они передают ту традицию Духа Божия, которая действует постоянно и непрерывно в церкви Божией.

Наиболее фундаментальные вопросы христианства. Это база, на котором строится понимание священного писания, основных христианских истин. Понимание принципов основ духовной жизни.

Сущность христианства:

Основатели всех религий были учителями. Открывали истины, которые были забыты, искажены. Пророк напоминает людям эти истины. Нравственная проповедь Христа - ее мог бы сказать любой из пророков. Не в этом суть. Уникальная черта - та жертва, которую совершил Христос. Искупительная жертва касается всего человечества, от начала бывшего. Вся суть сводится к жертве Христовой. Этим христианство отличается от всех религий.

Понимание этой жертвы Христовой: два основных направления. Одно из них - юридическое понимание (католичество). Второе - нравственное понимание (этот термин условный) - православие.

Две большие ветви христианства.

Католичество: Суть жертвы Христовой сводится к удовлетворению и заслуге.

Первый человек бесконечно оскорбил Бога. Христос приносит удовлетворение Богу Отцу. Таким образом человек освобождается от долга первородного греха. Заслуги

Православие: жертва Христова не искупление за оскорбление. Никакая тварь не может оскорбить Бога. Грехопадение не в том, что человек оскорбил Бога. А в том… Картинка: Красное море, водолаза спускают с корабля. Он с удовольствие бродит по дну морскому. Вдруг ему приказ с корабля - возвращаться. Водолаз отказывается. Пересекает шланг ножом и к нему хлынула вода. Что с ним сталось? Связь разорвалась человека с Богом. Начались необратимые процессы в человеке. Это грехопадение - первородный грех. Произошло искажение природы человека, которое самым пагубным образом действует на ум, сердце, тело. Каждый знает, как поступить правильно, но поступают совершенно иначе. Откуда такая слабость, такая подверженность этим страстям. Повреждение на уровне генетическом. От первых людей рождаются уже люди по образу Адама с растроенным умом, душой и телом. Никто не мог исцелить человека. Самого себя исцелил, а что - другие люди. Ну пример, да.

Бог Вождя спасения нашего совершает через страдание. Крещение - великое таинство рождения. Кто веру имеет спасен будет. Ты сам человек можешь, от тебя зависит будешь ты рожден или нет. Здесь мы рассматриваем не юридические отношения, кто кому должен. Каждый из нас получает таинство крещения с верою. Получает зерно нового человека.

3 тысячи лет лежали семена в гробнице. Посеяли их - они взошли. Не было условия все это время. Нужно создавать условия, чтобы взошли полученные семена Духа Святого.

Сколько стоит спасение? Индульгенции. Продажи.

Чистилище откуда появилось? Человек покаялся, а удовлетворения принести не успел. В чистилище он должен принести удовлетворение. Торг раем. Как только монета зазвенит в моем тазу, так душа сразу отправляется в рай.

Православие: исцеление поврежденной природы во Христе через страдание. Это исцеление может быть усвоено человеком: кто веру имеет, Признак верующего. Царство Божие нудится, и тот, кто понуждает себя восхищает Его.

Духовная жизнь христианина.

Почему Адам пал? В учебниках пишется так, что диву даешься. Как будто Господь и не знал, что там в саду происходит. Все было прекрасно создано, Адам был вершиной славы, давал имена тварям. Он не имел и не мог иметь одного. Он не имел опытного познания того, кто он есть без Бога. Сытый голодному не товарищ. Он был в изобилии всех благ. Но не знал, что в Боге он так славен, а без Бога он - ничто.

Филарет Дроздов: “Человек висит над бездною своего небытия”. Адам лукаво предположил, что он - как Бог.

Если спасение - это возвращение к состоянию первобытного Адама. То нет ли опасности, сказать, что мы - как Боги. Первые люди не были еще непадательными. Не было того, что заградило бы в нем путь к греху, путь к мысли, что он как Бог. Возможно ли это и что оно значит.

Жертва Христова говорит: смирение до предела при воплощении. Апостол Павел: “Мы проповедуем Христа распятого. Иудеям соблазн, римлянам - мыслителям, ученым - безумие”. Что значит это смирение в приложении к человеку. Забитость, покорность, пассивность?

Кто я есть в духовном плане? Вот образ Христа. Стыдно, карикатура. Люби. Врагов - люби, друзей-то не любим. Кто я есть? Великий критерий - заповеди Евангелия. Понуждение себя к тщательному исполнению Заповедей. Оказывается, что я нищ и наг. И ничего не могу. Один раз воздержался за столом, а другой - опять нажрался как свинья. Это и есть реальная картина.

За каждое праздное слово получите наказание. Лукавство, лицемерие. Не забирайся только в свою душу. Истинное видение себя - что дает это состояние. Человек начинает обращаться ко Христу. Я вижу помощь Божию. Молитва к нему становится воплем тонущего. Вот здесь начинается христианство для человека. Христос есть спаситель. Тому, кто наконец-то понял, что погибает.

Я вижу, что страсти - это болезни. Погибающему нужен спаситель, а не тому, кто валяется на пляже и загорает.

Видение всей своей неполноты дает возможность искренней молитвы. “Вот стою и стучу. Кто откроет мне, к тому и войду”. Начинается процесс христианской жизни.

1. Фундамент священного писания Библия.

2. Учение о спасении.

3. Христианское понимание спасения: Жертва Христова.

4. Два направления понимания жертвы Христовой: юридическое и нравственное.

5. Как это понимание может проявиться в жизни каждого из нас.

Ответы на вопросы.

# Христианство деградирует всюду и везде. Православие совсем не то, которого хотелось бы видеть. Состояние монастырей, духовное состояние - слезы льются. Нет духа, нет горения, нет ревности и чистоты, которых хотелось бы видеть.

# Христианство называется по имени Христа. Мы веруем во Христа. Для чего он пришел. Всякое дело определяется целью. Через цель мы понимаем существо цели. Сущность дела Христова в его жертве, через которую мы получаем спасение.

# Атмосфера ветхозаветного времени: искупление, оправдание, усыновление, спасение, целый ряд терминов. Речь не о купле-продаже, не о выкупе. Кого выкупать? Кому принесена жертва? Дьяволу? Отцу? Неужели Отец любит меньше Сына.

# Вперед к отцам! О чем идет речь? Ради спасения: пришел Иисус, ради чего создал он церковь, для чего создано богословие? Показать, как нужно веровать, как нужно жить. Вот цель богословия. Теологами называют всех, кто писал о Богах. “Доктор богословия, а в Христа не верует. Что проку от этого богослова”.

# Мытарства смешивают с чистилищем. То состояние души, когда она ставится перед конкретными страстями. Великое борение души. Если она здесь стала рабой какой-то страсти, то там перед лицом Бога открывается страдание, в котором мечется душа.

# Все возвращается на круги своя. В мире - третья часть не верит, что Иисус Христос есть Бог. Третья часть не верит, что Он воскрес. Целый ряд новых проблем.

# Православие уводит из жизни. Есть люди с разными талантами. Есть стремление к анахоретству, есть люди деятельные. Далеко не каждый способен разобраться в своем предназначению. Часто человек, не имеющий данных для монашества, превращается в карикатуру монаха, и тогда Беда.

# Адам не обладал непадательным состоянием. Человек видит, что он без помощи Бога не может сделать ничего. Поэтому приобретает непадательное состояние. Просят прощения даже за добрые дела.

# Почему заслуг христа только за первородный грех? Тогда уж и все остальные грехи тоже искуплены. Грех верующему не вменяется в грех. Лютер пишет: “Был человек в страхе и трепете. Но отныне он - радующееся дитя!”

# Свобода человека в деле спасения человека. Лютеране с большой настойчивостью говорят о том, что человек не имеет никакой свободы в деле спасения. Если человек не имеет никакой свободы, а все совершает Бог. Тогда Бог виновен в погибели всех, кто не наследовал жизни вечной? Отложили эту тему до следующей встречи, а она будет через 3 года.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

 

Сайт создан в системе uCoz