Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 8А, 8В “Спасение сегодня”

Тема заявлена сильная "Спасение сегодня". Проходила недавно Всемирная христианская конференция “Спасение сегодня” в Индостане. Митрополит Кирилл и митрополит Антоний ездили на нее. Собрались люди, которые верят во Христа, как Бога, как спасителя, в Библию, как книгу, содержащую сверхъестественный характер, в то, что смысл человеческой жизни не может ограничиться несколькими десятилетиями земной жизни. Верят в вечную жизнь. А говорили о спасении от транснациональных корпораций, от расизма, от эксплуатации, от болезней, от нищеты, от голода, от несправедливости, от войн. Единственно о чем не говорили - о спасении, которое главное для христианства. Спасение от греха. Наши священники спросили: "А когда мы будем говорить о спасении христианском?" На них посмотрели, как на мамонтов доисторических.

Вся суть жизни в этой жизни и больше ни в чем. Два несовместимых понимания смысла жизни. Живи, пока ты живешь, пока не заболеешь, а вдруг заболеешь, а вдруг не заболеешь, а вдруг умрешь, а ... А вдруг не умрешь - уже не скажешь!

Исаак Сирин: “Говоря о мире не как состояния души, а мире как обществе человеческом. Мир есть льстец и обманщик”. Мир льстит нам, что мы что-то получим. Все мы живем сиюминутными проблемами. В каждом конкретном деле ищем смысл, продукцию, результат. А у жизни - какой смысл, что я жду? Об этом - самом главном - не знают. Как в басне Крылова - весь зоопарк обошел. Слона-то я и не приметил.

Что мы продумываем - очень многие вещи, но только не смысл жизни. Что я жду в конечном счете.

Есть два подхода. При атеистическом подходе все ясно - не жди ничего, кроме смерти. Не будем думать.

Как не будешь думать, когда вокруг все напоминает об этом.

Сообщаются факты, что личность человеческая не прекращается с прекращением бытия. Нравственный мир души сохраняется и за гробом.

Христианство говорит об очень важной вещи. Одно слово - спасение. Оно говорит и о земных вещах. Но оно обращает внимание на душу человеческую. Первое и главное, от чего зависит спасение. Все зло происходит из неустройства души. Расстройство души - вот где корень и источник всех бед. Оно заключается в том, что мы не всегда знаем, что такое хорошо, что такое плохо. Христианские нормы дают эталон, и отступление от них приводит к разрушению души человека. Раздражение. Дух творит себе форму. То состояние, которое для нас обычное - оно как раз не нормально. В чем обычность? Человек как правило этого не видит. Состояние греха или страсти действует в человеке, зная и понимая человек не видит это в самом себе. Развал и неустроенность, ненормальность нами не осознается. Мы их не видим. В коллективе, в семье, в обществе как строятся все наши отношения, и что происходит в самой душе. Достоевский говорит, что если бы только открылось, что происходит в моей душе, открылось не только то, что я не могу говорить родным, знакомым, а даже от самого себя скрываю, открылось бы такое зловоние, что нельзя бы ни дышать, ни жить на этом свете.

Если бы открылась вся душа человеческая - как он лукавит перед друзьями, как он поливает человека грязью, как крадет, как изменяет.

Ведь это же реальность. Христианство утверждает, что эти поступки и эти процессы буквально убивают меня, разрушают мою душу, они коробят Это отражается на моем поведении, на моем творчестве. Источник всего того, что мы могли бы назвать злом, происходит из того, что мы называем душой человеческой.

Все вокруг меня виноваты, один я ангел Божий стою.

Достоевский: "Мое “Я”, где я осознаю то, что во мне происходит, это определяет мою вовлеченность в эту жизнь, мое страдание или мою радость".

Настоящие христианские святые, достигшие очищения своей души от этих страстей. Находясь в омуте, сохраняли радость и мир. Кажется, были вовлечены в этот мир и остались вовне его.

В 1833 г. скончался Серафим Саровский. Всю свою жизнь он был наполнен радостью. Не мог других людей встречать иначе, как только радостью. Это не американская улыбка.

К нему шли люди всех уровней. К кому шли? Образование, интеллект особый, философские трактаты написал, архиерей? Да нет.

Из полумрака выйти на солнечный день. Как редко мы это испытываем. Любовь бескорыстная, ничего не ждущая в ответ. Вот что привлекало людей. Они не могли потом забыть этого посещения.

Христианство утверждает, что когда человек начинает вести праведную жизнь, правильную человеческую жизнь, то постепенно освобождаясь от болезней, страстей, грехов, человек приобретает то качество, которое является первичным для человека. То, что делает человека совершенно особым существом в этом мире, - человек приобретает любовь. Христианство говорит, что это качество не вспышка эмоций, не наигранность чувство, не артистизм, а свойство человеческой натуры. Блаженный и преблаженный счастливейший человек. “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Я не могу не раздражаться, я не могу не завидовать, я не могу. Кто не может? Я.

Сократ утверждал, что люди делают злое только потому, что они не знают. Если они узнают, что это зло, то перестанут его делать.

Даешь себе зарок. Буду есть только так, чтобы сев за стол, выходить слегка голодным. Но сел и опять объелся. И во всем так.

Заповеди: не лгать, не лицемерить, не завидовать... Они не меняются. Они как таблица умножения.

Традиции наших деревень. Русская душа. Аксаков. Обломовку вспомните. Какая была жизнь деревенская. Сейчас с одним ребенком не знают, что делать. В деревнях было детей и 10, и 12, и 15. Как же воспитывали? Воспитывала вся община. Каждый взрослый человек был ответственен за любого ребенка общины. Это наше, это мы. Было восприятие человечности как единого целостного организма. Праздники - нужно сходить в церковь. Побыть в храме, почитать что-то святое. Какое уважение было к старшим. К целомудрию. Даже перегибы бывали в этом плане. Какое уважение к чистоте. Были изумительные по своей красоте хороводы, пели они - а не магнитофоны, танцевали они - а не телевизор.

Сегодня разрушено все. В первую очередь разрушили дух христианской общины. Что творится с газетами, телевидением. В наше время неизмеримо труднее сохранить нравственную целостность.

Американский дух бизнеса, дух доллара обрушился на нас, как стена водопада. 42 издания "Только доведя до кипения страсть к деньгам, ты можешь стать богатым". Последняя цель в жизни, а дальше что? Дальше все, стена. До какого уродства можно дойти. И мы живем в этой атмосфере. Это последняя точка отсчета в нашей жизни. Церковь - столп и утверждение истины. Что-то непоколебимое. Хочешь удержаться - держись! Совокупность нравственных истин, ориентируясь на которые, делая их принципом своей жизни, человек может и сегодня остаться неприкосновенным. Нужно убедиться, что христианство - не придаток нашей жизни, а сама жизнь.

Чем руководствоваться, где добро, а где зло. Не воздавай злом за зло. Ибо ты в себе поднимаешь зло. Злом мы называем то, что вредит. В духовной сфере: чем сильнее стукнешься о стену, тем больнее голове. Не завидуй - себе вредишь, не обманывай - себе вредишь.

Что такое заповедь? Это не приказ Бога. Это предупреждение любвеобильного существа - не делай так, тебе же будет плохо.

Грех - это не выдумка Господа Бога. Это то, что вредит человеку. Заповеди - это предупреждение человеку.

Какой человек хочет себе вредить? Тогда давайте начнем это не делать. Как?! Необходимо важное условие - познакомиться или читать ежедневно Новый завет. Там дан идеальный образ человечности во Христе. Если рассматривать как литературный источник, то в истории нет равных образов. Зная, на что идет и идти не это. Умоляет отца своего "Да минует меня чаша сия", но добавляет " да будет воля Твоя".

Спасение сегодня: без изучения Евангелия мы ничего сделать не можем. Литература - это пища. Чистота этой пищи определяет духовное состояние, а затем самосознание человека. Надо читать толкования на те места, которые не понятны. Без этого речи о спасении не может быть.

Имеет огромнейшее значение, что мы читаем. Важно знать, что читать. Правильная человеческая жизнь - нужны концентрированные истины и идеи, которые способствовали нашему спасению. Несколько авторов или книг: легко читаемая и простая - Авва Дорофей "Душеполезные поучения". Иоанн Златоуст - объяснения на Новый завет.

Из новой литературы: глубокое объяснение христианства епископа Игнатия Бренчанинова (скончался в 1867 г., аристократ, знал древние языки, пошел по стези монашеской). Отец аристократ отрекся от него. Было глубокое возмущение. Язык чуть ли не восемнадцатого века.

Из новейших писателей: "Письма валаамского старца". "Письма современным людям" Игумена Никона. Он скончался в 1963 г. Это наш современник, его корреспонденты еще живы: студенты, миряне, монахи. Очень актуальные письма, отвечают на многие вопросы нашей жизни. Игуменья Арсения "Письма". Эта женщина - просто гений, настолько глубокий ум, глубокое понимание, редкостное явление в истории человеческой мысли.

При идеи спасении сегодня без литературы нам не обойтись! Это книги чисты от каких-то мнений, заблуждений.

Увы, не стало тех людей, которых называют Духовными старцами, которые видят душу человека. На определенном этапе человек начинает видеть чужие души. Нам этого нельзя этого делать. Самое большее, если удастся найти человека искреннего, хорошо знающего писания святых отцов.

Религия нового века - нью эйдж. "Прямо в рай, только ножки поднимай". Ничего делать не надо, никакого аскетизма, веруй, как тебе хочется. Только будь религиозным человеком.

Невозможно без труда вынуть рыбку из пруда. Необходимо волевое, сознательное участие человека в своей жизни. Кто меня может избавиться от зависти, ничего не делая. Есть жесткая связь между грехами. Не победив первого, ты во веки веков не победишь второго. Здесь требуется знание святых отцов. Требуется правильный ход мысли, и правильный ход дела. Бороться и побеждать - это разные вещи. Невозможно искоренить что-то, не разобравшись в причинах этого.

Противоречие души и тела. Протестантизм - главное, ты веруй. А тело не при чем. Ты душой веруешь. Никаких постов, ничего. Какая наивность, или какая глупость. Сытое брюхо к учению глухо. Какова зависимость души от тела. Все знают. Вся христианская традиция утверждает, без разумного воздержания тела, невозможно приобрести никаких духовных плодов. Поэтому в церкви все время посты.

Работающие люди могут пост выдерживать разумно, например, воздержаться от мяса. Для некоторых - это больший подвиг, чем монаху не есть рыбу. Без волевого акта внутри себя, невозможно никаких духовных подвигов. Нужно доказать: "Я - господин над желудком, а не он - надо мной".

В пост мы должны наложить на себя нечто.

Важный момент Спасения сегодня - как молиться.

Молитва - это связь человека с Богом.

О чем молиться: если бы смог, то человек не молился бы ни о чем земном. Ты видишь, Господи, чего я хочу.

Дневники Иоанна Кронштадского, предсмертные записи. Он исповедуется перед господом во всех мелочах. Накричал на кухарку, помилуй меня Господи. Тут же кается. Молитва только тогда действенна, когда она - моление, прошение мыслью и словом, и тут же прощение и очищение. Христианство дает возможность человеку очистить грязь. Не может быть празднословной молитва. Молитвы в книжках - это эталоны характера, какой может быть молитва. Утром найти несколько минут для общения с Богом. Днем еще несколько минут. Вечером еще. Эти минуты могут быть дороже всей жизни.

Молитва обладает тем положительным качеством, что она отвлекает нас от суеты, успокаивает душу. Любой психолог подтвердит, что нужна нашей душе остановка для передышки. Молитва - великое благо. Без которого никто никогда ничего не достигал.

Спасение - есть акт Богочеловеческий. Исцеление, например, лица, солнечными лучами. Я могу повернуть лицо к этим лучам, а лучи уже исцеляют. Сам я не могу очиститься. Очистить может только Бог. Нужна искренность покаяния.

Смирение есть величайшее благо для человека. Я вижу, что сам я не могу исцелиться.

Бог исцеляет только тогда, когда я позволю ему это сделать. Он ни на одну йоту не может коснуться свободы человека. Бог есть Любовь, и он готов каждому человеку помочь в его делании.

Ответы на вопросы.

Нищий духом понимает, что никаких духовных ценностей у него нет. Ни одного доброго дела не могу сделать так, как следует. Подал милостыню - возгордился, расчет, лицемерие. Макарий Великий, 4 столетие, его называли земным Богом. “Боже очисти мя грешного, яко неколиже сотворил благое пред тобою”. Он внимательно наблюдал за собой. Кается за добрые дела. Бог - любовь до конца, до предела, до креста, смиреннейшее существо. В Апокалипсисе написано: “Се стою при дверях и стучу. Кто подойдет ко мне и откроет, с тем я буду пировать”.

Подавать на стол нужно то, что вам приказывают. Дети еще не знают точно. К ним родители должны предъявлять разумные требования. Насильно заставляя есть, мы портим душу ребенка. Нужно приучать ребенка воздержанию. Нужно научить ребенка бороться со своими желаниями.

Сухоедение: Невареная пища может быть очень разная. Сухарики с чаем, яблоко. На юге финики.

# Христианские храмы строились на местах языческих капищей. Храм Христа Спасителя воссоздан и дай бог, чтобы там звучали молитвы. Не стоит смущаться тем, что происходит вокруг. Строили люди светские, увы. Но слава Богу, что есть хоть так.

# Убийство. Если человек этим занимается, то на этом поприще сам и найдет свой конец - кувшин пошел по воду ходить, там ему и голову сломили. У бесов тоже есть смирение. Более слабый подчиняется силе более сильного. Христианское смирение - это призыв к разумности. Обращение в какие-то органы, соответствующие. Христианин проявляет твердость только, когда его заставляют отречься от Христа. Не будем на себя брать функции Бога и функции государства.
# Молитвы на русском языке - что Господь их не услышит? Всю историю православия шел процесс адаптации языка. В двадцатом веке сделали переводы. Славянский язык исполнен красоты. Современный язык не имеет этой глубины. Нужно не на русский язык переводить. А адаптировать применительно к сознанию современного человека. Требуется талант на уровне Пушкина. Стихира - поэтическое произведение в прозе. Метафоры, сравнения. Перевод в высшей степени сложен. Это мог бы сделать тот, у кого есть чувство красоты. Такая работа не ведется и мы от этого много теряем.

# Обновленцы стали переводить на русский язык - получилось вместо стиля “барокко” - стиль “барак”.

# Рассказать от христианстве. Можно привести к церкви, а членом церкви не стать. Бесы тоже верят, но остаются при этом бесами. Главное - правильный путь. В католичестве - это просто пародия. Их святые - романы с богом у женщин-святых католических. Им является Христос, они объявляют его своим супругом. Компассио: у всяких Францисков и Игнатиев образуются язвы на месте гвоздей, которыми прибивали руки Его.

# Важно указать правильный путь христианской жизни. У католиков есть кое-что хорошее. Они с достоинством подходят к причастию, никто не бежит, не расталкивает других, как у нас. Я даже предлагал в духовной академии, чтобы у нас так же было.

Они обладают колоссальными средствами для подготовки миссионеров.

# Женское священство - такой либерализм и плюрализм. В конце концов церковь - это организм, или расплывчатая медуза.

# Свобода: мы все друг друга сковываем. Где два человека, там уже полной свободы нет. Свобода воли - это мое намерение, желание, убеждение. Свобода действий - совсем другое. Именно свобода воли характеризует нравственную ориентацию. Христианство говорит - смотри не обманывай себя в мыслях.

# Почему Христос не родился императором. Он даже не родился первосвященником, монахом-фарисеем, книжником. Он проповедовал истину. И хотел, чтобы воспринимали именно ее. Чтобы его положение никак не воздействовало на умы слушающих. Любая истинная добродетель всегда прячет себя. Целомудрие прячет себя.

# Как не принять печать Антихриста. Тот, кто не живет по христиански, тот все равно примет печать Антихриста. Дьявол - это же клеветник. Христос говорит: “Не терзайтесь. Не отдавайте всю душу на то, что есть, что пить, и во что одеваться”. Внешние символы - это до-детскости, наивный обман. Все внимание обращено на символы, только бы шестерки чтобы где-нибудь бы не появились. Я могу быть свободным христианином, закованным по рукам и ногам. Кто мешает истинному христианину жить правильно, хоть обклей его с ног до головы шестерками. ИНН - это социальный контроль. Скоро мы все будем подконтрольны. Но никуда мы от этого не денемся. Так же как не можем деться от денег, от паспортов. Но они не затрагивают христианской веры. Кто мешает человеку жить по евангельскому. Можно и без номера, а жить как антихрист. Фанатики боятся шестерок вместо того, чтобы бояться возненавидеть ближнего. Будет одно государство, никаких армий не будет. Людей будет мало, один миллиард останется. Господа и их рабы. Этих современных штучек, чипов всяких можно вшить уже новорожденным. Вот к чему стремится Антихрист. Но не долго это будет. 3 с половиной года. Это будет рабство, которого еще не видело человечество. Приятно это? Нет. Но никакого отношения к спасению это не имеет.

# Господь - любовь и только любовь. При извращенном понимании любви, это приведет только к гибели. Человек не клади свою руку на раскаленную сковороду, а ему интересно. Он кладет - что он получает. Кто наказал? Каждый грех влечет в себе самом наказание. Святые отцы говорили об этом. Бог никого не искушает, а каждый искушается, влекомый своими похотями. Но даже тому, кто оступился, Бог готов помочь человек, стоит близ него. Человек - центральное существо в мире, он духовное существо, и все стихии, все животные, растения, и сама земля - продолжение самого человека. Грехами своими мы искажаем саму природу. Наводнения, землетрясения, ураганы - Бог наказал за грехи наши. Это инсульты, только не в мозгу, а под землей или в атмосфере. Да Бог - любовь, но он предупреждает. Не совершай греха, не губи себя. Духовные законы первичны. Им подчинены все прочие: физические, биологические и др. Ни одна религия до христианства не говорила, что Бог есть любовь. Католическая религия вся стоит на наказаниях и наградах. Сгорел дом у соседа, так ему и надо, значит он - грешник.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

 

Сайт создан в системе uCoz