Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

“О православии”

Осипов. “Православие”, 7А, 7В(г. Дмитров)

Религиозный плюрализм заставляет нас обратиться к нашей традиционной вере. Почему мы предпочитаем оставаться православными. Интересно это осмыслить. Увидеть суть дела. Легче всего сделать это при сравнении православия с другими религиями. Но можно посмотреть на самые существенные запросы, на которые дает ответ православие. Вопрос о смысле жизни, вопрос о счастье человека. Все христианские конфессии говорят, что центром является Христос, в теле которого, в церкви которого мы входим в единство с Богом. Что значит, что мы верим во Христа как спасителя?

Преимущественный акцент католичества: люди оскорбили Христа, и мы продолжаем делать это каждый день. Божество страдает от грехов своей паствы. Неизменное стало изменяемым, бесстрастное стало оскорбляемым.

Нет: грехами мы раним себя. Каждый грех - это рана на нашей душе. Мы существа Богоподобные, и выступая за грани, которые описаны в заповедях, мы убиваем себя. Совершенно другой смысл.

Католицизм: Христос выкупил нас. Перенес наказание, укротил праведный гнев Божий. Если до этого Бог гневался, то теперь он превратился в любящего и спасающего. Искупление, как выкуп раба. Компенсировал первородный грех.

Протестантизм: оправдание. Бог изменился. Изменения в Боге, а не в человеке. На суде его оправдали.

В Православии мы говорим: Христос - спаситель. Это акт любви, а не юридическая акция выкупа.

Если Христос явился тем, кто отдает долг правосудию, то отсюда очень естественно приходит мысль. Выступает мысль, что я могу сделать? Могу сделать бесконечно большее. У Богоматери столько заслуг. Скоро появится догмат о соискупительнице - Богоматери. Оплачивает долги за грехи.

Я прекрасно понимаю: кое в чем я грешу. Но я делаю больше, чем простой долг.

Католицизм налагает страшную печать на душу человека: гордыня в том, что я делаю гораздо больше, чем должен. Кем я себя чувствую? Гордыня, тщеславие. Ощущение безгрешности своей порождается самим догматизмом католической церкви.

Если рассмотрим психологию величайших святых в Православии: Антоний Великий, Афанасий Великий, Макарий Великий. Как они себя чувствовали? Сесой Великий перед смертью молится, чтобы дал Бог время на покаяние.

Святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Феофан Затворник: “Сам дрянь дрянью, а все твердит несмь яко же прочие человецы”. Ко всему доброму обязательно примешивается тщеславие, расчет. В бочке меда ложка дегтя.

Абсолютный слух не терпит фальши. Чистота звучания в душе человеческой. Ничего общего нет со сверхдолжным в католичестве или супружеством с Христом. Христоc являлся одной католической святой и говорил ей: “Сочетайся со мной браком в вере”.

Протестантизм, лютеранство, адвентисты. Там все еще проще. Христос заплатил не только за первородный грех, но и за все последующие грехи. Значит мы все святые. Примитивизм. Верю в Христа, значит и свят.

Православие понимает иначе. Разве отец любит меньше, чем сын? Ни о каком выкупе речи быть не может. Бог любовь есть. По любви Он соединяется с человеческой природой и исцеляет ее через страдание, через крест, через смерть и воскрешение. Плоть первозданная, плоть независимая, к которой предназначен человек. Он исцелил ту поврежденность, которая возникла в результате первого греха, убрал болезнь, вызванную грехом. После грехопадения произошло в человеке рассечение его существа на ум, тело и сердце. Они обособились. Нет в нас единства. Христос восстановил эту природу. Мы можем духовно рождаться от него в таинстве крещения. Тогда Бог снова входит в крещеного, как в утробу приснодевы, и пребывает в нем, как семя. После этого таинства я могу жить совершенно иначе.

Серафим Саровский “Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Совершенно другой взгляд на Христа и на духовную жизнь. Никакого выкупа, никаких оправданий. Совершенно другой принцип жизни по сравнению с западным вариантом христианства.

Ответы на вопросы.

Нигилизм, материализм, теизм, атеизм, вот плоды западного вероучения. Вся европейская цивилизация порождена западным вероучением.
1453 г. пала Византийская империя, турки завоевали.
Константин XI с мечом в руках защищал и погиб.

Все исторические процессы обусловлены духовным состоянием человеком. Человек - микрокосм. Рычаг, определяющий состояние окружающего мира, процессы в обществе. Содом и Гоморра, всемирный потоп.

Превращение христианства в форму, приводящее к оскудению духовной жизни. Люди не становятся лучше. Не происходит изменения души в правильном направлении. Приводит к катаклизмам общественного исторического характера.

Живем по язычески, но считаем себя православными. Церковная жизнь идет чин чином, все церемонии совершаются. Внешнее благополучие расслабляет нас. Благоденствие внешнее приводит к падению духа. Люди - слепые орудия в руках премудрого промысла Божия. Убить или не убить человека - не в твоих руках. Одного легко убить, а другого, как ни старайся - не дано.

Авраам просил ангела не уничтожать Содом. Спросил, сколько нужно праведников, чтобы спасти город. Дошел до 10 праведников - некая мера праведности, но не нашлось и 10 праведников в этом городе.

Каждый человек ответит за состояние своей души. Сказано о церкви: “Жена, обличенная в солнце, убежит в пустыню, в человеческом обществе уже не найдется ей места”. В 18 в. Тихон Воронежский писал: “Христианство незаметно удаляется от людей. Остается одно лицемерие”. Феофан Затворник в конце прошлого столетия: “Никто ничего не делает. Еще одно-два поколения, и христианства, православия не останется на Руси”. Прошло полтора поколения и произошла революция.

# Протестантизм отверг священное предание церкви. Совокупное учение, святоотеческое учение. Провозгласил - только писание. Существует много христианских конфессий, имеющих одно писание. Различное понимание писания. Где критерий? На почве субъективного понимания можно прийти к чему угодно. Православие - золотой принцип, мы веруем тому, во что верили всегда, все и повсюду. Священство - таинство или нет? По книге “Деяния” не ясно, о чем идет речь. Кто пресвитер, а кто апостол. Есть простой способ. Что писали ученики апостолов. Мужей апостольских много - Климент Римский, Ермий Пастор, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, ... Из их писаний совершенно отчетливо ясно видно, кто такой епископ, кто такой пресвитер, рукополагать может только епископ. Преемство рукополагания - один из законов существования церкви. Мы выяснили, как понимать слова апостолов. Как судить об истинности или ложности откровений? Это и есть священное предание церкви. В протестантизме нет критерия. В любое время может явиться человек и сказать, что ему было откровение. Все эти люди не знакомы с учением святых отцов.

При правильной христианской жизни, при святой жизни человек сподобляется духа святого. Но кроме первого столетия ни один из святых не заговорил на всех языках. Никто из Великих святых не говорил на иностранных языках. Этот дар святого духа крайне необходим был в первом столетии для становления и утверждения церкви и ее проповедей. Свести дар святого духа к говорению языками - крайне примитивное понимание. Это не есть свидетельство святости.

Дар святого духа. В лукавую душу не войдет святой дух. Святой Павел утверждает что Дары Божие: любовь, радость, долготерпение, мир, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, ни слова о говорении на языках.

Человек убеждается, что он совсем не тот, кто достоин Даров Духа Святого. Скрывали от людей свои способности. Святому принесли умершего ребенка и сказали ему, что он болен. Попросили исцелить. Тот помолился, и ребенок ожил. Даже до обмана доходили, чтобы упросить его проявить свою духовную силу. Святые умоляли отнять дары святого духа, ибо думали, что не достойны иметь его. “Я такой же как все”.

Истинная добродетель всегда глубоко целомудренна. Прячет себя. Христос воскресил дочь Аира и просил: “Никому не рассказывайте”. Нет духовности там, где нет смирения. Сысой Великий умолял Бога дать время на покаяние. Приближение к истинной святыни, человек начинает видеть всю мерзость и недостоинство свое.

Как опасно отрываться от того, что мы именуем церковью, от предания святых отцов. Как велико самомнение. Я - хороший.

# Что есть Бог? Почему он - слово? 34 перевода слова “Логос”.
Бог единосущен, но троичен по ипостасям. Человек есть образ троицы Бога. Ум человеческий (образ отца) имеет свойство всегда рождать мысль (образ сына), это есть слово, и третье - сопричастное мысли - дух. Некая атмосфера, которая присуща уму и слову. Нравственная реальность (образ Святого Духа). Рождаться - это свойство (это образ).

# Христианство, народившись вступило в резкое противоречие со всеми предыдущими религиями. Христианство - единственная религия которая была не позволена, другие боги признавались спокойно в любом количестве.
Мы историю проходим не для того, чтобы знать, когда и что произошло. Как сказал Цицерон: “История - наша лучшая учительница”. К чему приводит такое направление жизни, к чему - такое.

Есть два понимания. Церковь как организация и церковь по существу: существо церкви составляет - вера во Христа. Смысл жизни, истинные принципы жизни, на которых человек может достичь истинного блага. Вот оно где благо, и вот оно как достигается. Спор всех идеологий в этом.

# Может ли преподавать священник или не может. Мы имеем право на убеждение. Вот потому-то и потому-то это убеждение верно. Отделение церкви от государства не запрещает нам говорить о христианстве и показывать, что оно значит для нашего народа.

# Отношения с грузинской церковью канонические. Папу римского пригласили в Грузию на государственном уровне. Патриарх и члены синода не приняли участия в церковных церемониях. И этим патриарх показал свое отношение к этому визиту.

# Задача Православия очевидна.
Мы находимся в труднейших условиях под мощным воздействием языческого менталитета. Цель которую оповестил Христос: “Блаженны чистые сердцем”. Священникам задают вопросы: “Что сделать, чтобы …” дочка в институт поступила, как жениться, как продать, как на работе преуспеть. Все вопросы касаются земных дел. Почти никого не интересует духовная жизнь, как спастись, как победить тщеславие, зависть, жадность, гневливость... Забыли, что главное в Православии. Нет христианства в душе, если нет любви или хотя бы благожелательства к другим людям, не зависимо от того, кто они - протестант, католик, мусульманин, кришнаит… Ибо Бог есть любовь. Вот что главное. Как бы нам не подменить главное формой. Благожелательство. Все внешние формы церковных церемоний не заменяют сути христианства. Я хожу в церковь, заказываю молебны, я соблюдаю посты, ставлю свечку, и съедаю соседа. Вот беда где. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все формы церковной жизни важны, чтобы облегчить истинную духовную жизнь. Иначе легко превратиться в святого сатану.

# Возможно ли православным участвовать в политической жизни? Единство духа Божия в тех верующих, которые своей жизнью стремятся исполнить Евангелие. Каждый на своем месте должен исполнять свой долг, по христиански, по совести и чести, исходя из принципа любви к ближним. Заглянуть мы не можем в души политиков. Нужно голосовать за лучших, иначе пройдут худшие. Итак всех подкупают, уничтожают всем, чем можно. Фальсифицируют факты. Почему монархическая власть лучшая, потому что монарх неподкупен. Выборная власть всегда покупается. Голосуйте за меня - я лучший, а они все дрянь. Серафим Саровский “Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи”. В Православии никаких заслуг нет и быть не может. Каются даже в своих добрых делах. Постепенно наполняются светом.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Сайт создан в системе uCoz