Лекции профессора богословия А.И.Осипова:
"Православная
духовность",
"Христос и прогресс",
“О свободе”,
"О Православии",
"Спасение
сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церковных",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".
Осипов. “Православие”, 14А, 14В “Почему именно православие - истинная вера”
Мы не можем отгородиться от мира никакими стенами. Море религиозного плюрализма сегодня требует прояснить некоторые вопросы христианства. Можно рассмотреть вопрос, почему человек должен стать не только христианином, но и православным. Богословие - обосновывает главные религиозные истины. Прежде всего христианские и православные истины.
Ступенчатый ряд: Первая проблема - самая простая, но не самая простая для атеистов и верующих. Бог - кто такой Бог, почему вы считаете, что он есть. Если он есть, почему он не выступит с трибуны ООН, почему не объявит о себе. Это не тонкий вопрос, это толстый вопрос. Не считайте, что по всем вопросам есть объективные точки зрения.
В данном случае, на что можно обратить внимание: о вере в бытие Бога или в небытие Бога. С позиции главной философской мысли - Экзистенциальность - существование человека, смысл его существования. Какой смысл моего дела, если я не смогу воспользоваться результатами своего дела. Смысл не может быть в вечной смерти, как это утверждают атеисты. Какой пессимизм, какое разочарование, душа содрогается. Избавьте меня от такого мировоззрения. Христиане говорят, что вечная жизнь ждет человека, - земная жизнь - подготовка к той вечной жизни.
Пока у человека еще остается искра искания вечной жизни, до тех пор он не может смириться с мыслью, что его и нас всех ожидает вечная смерть. Для каждого человека с живой душой ясно, что только религиозное мышление дает понимание смысла жизни и твердой цели у этой жизни. Сделаем первый вывод: “Я верю в Бога”.
Теперь второй вопрос: в какого Бога верить. Посчитали, что всего религий тысяча на Земле. Разветвлений может быть и столько, но корень общий сохраняется. Можно свести к мусульманству, иудаизму, индуизму (вот здесь разнообразие колоссальное), китайские религии, шаманские или магические религии. Их много. Христианство находится среди них. Кто прав, кто виноват?
Один подход для выбора христианства: объективное соответствие человеческому пониманию и человеческому пониманию смысла жизни. Есть долгий путь богословского исследования, вот есть человек, который прошел этим путем. Серафим Роуз - редчайший человек - из состояния агностицизма (неверия) он пришел к христианству, а затем к православию. Изучал подлинники, это отнимает столько сил, годы и годы.
Человеческий ум лукав, всегда ищет дорожку полегче. Откроешь два тома Рамакришны.
Почешешь в затылке, как же из этого болота выбраться?
Каждая религия обращена к человеку. Существо всех религий заключается в учении о спасении. То, что сейчас есть, меня не устраивает, даже если меня устраивает, то это множество не устраивает. Все ищут чего-то лучшего, большего.
Мы стоим перед лицом религиозной благодати, христианство утверждает нечто, что другие религии просто не знают. Это утверждение заключается в одном понятии - понятии греха. Всюду есть это понятие, но христианство утверждает, что то состояние, в котором мы находимся, учимся, наслаждаемся, делаем открытия, обращаемся к народу и человечеству, мы в этом состоянии - это состояние глубокой болезни, глубокого повреждения. Мы больны. Речь идет не о физическом заболевании, мы глубоко больны по природе человеческой. Это не норма, это глубочайшее отступление от нормы. Произошло расщепление человеческого существа на противоречащие друг другу, противоборствующие ум, сердце и тело. Никто не хочет этому верить. Ощущение своей цельности и здравости, это глубочайшее чувство, присущее каждому человеку. Здесь-то и заключается корень трагедии, как в индивидуальном плане, так и во всечеловеческом плане. Другие религии отвергают это. Они говорят, что человек это семечко, но здоровое. Он может быть хорошим, или плохим, но сам человек по природе то, что и есть. Это нехристианское сознание. У атеистов: “Человек - это звучит гордо”. Только христианство говорит о поврежденности такой, что никто сам не может выйти из этого положения болезни. На этом строится догмат о Христе, как спасителе. Понимание греха и Христос - главный водораздел христианства и всех других религий.
Это верно, потому, что:
Все хотят создать рай на земле, справедливость, уважение друг к другу. Без основопологающих нравственных ценностей невозможно достичь этой цели. Но!
История человечества наполнена кровью: войнами, кровопролитием, жестокостью. Двадцатый век - вершина человеческой мысли, и вершина жестокости, несправедливости и обмана. Может вести себя так умное существо? Человечество здраво, если делает такое. История опровергает наш ум, издевается над ним.
Апостол Павел сказал золотые слова: “Бедный я человек. Я делаю не то доброе что хочу, а то злое, что ненавижу”. Каждый из нас, кто соприкоснется с собой, может увидеть, что такое действие страсти. Это же плохо, что же ты делаешь. Какое-то порабощение. В глубине души каждый человек увидит, что с ним происходит. Оказывается не все плохие, а я - плохой.
Святые стяжали Духа Святого. Они видели всех лучше себя. Себя видели худшими всех. Они даже в мыслях боялись согрешить. Что это - лицемерие, смиренничанье? Пимен Великий говорил: “Куда будет ввергнут сатана, туда буду ввергнут и я”. Что может совершаться с человеком?
А мы, переполнены грязью, но всегда довольны собой и обвиняем во всем других. По моим грехам, по моим молитвам, по моим делам, что даже люди другие впадают в согрешенье.
Христианство утверждает, что человек по природе своей глубоко поврежденный. Это невидение своей болезни. Вы мне скажете: “Алексей Ильич, вы же глубоко больны”. “Что вы говорите. Я больной, да вы что. Я здоров, сами идите в больницу”.
Когда человек понял, что болен, он будет искать лечения. Страшнее всего, когда он отказывается видеть свою болезнь.
Об этом говорит только христианство. Искать причину всех проблем внутри себя. В своей собственной душе.
Констатация этого факта христианской природы уже показывает мне, к какой религии я должен обратиться. Она указывает мне мои болезни и средства для их излечения. Оно не замазывает пороки и не говорит, что все хорошо.
Другие в крайнем случае предлагают этику. А это не терапия, а косметика.
Христианство дает истинное лечение, средство.
Православие - 170 млн
Протестантизм - 350 млн.
Католицизм - 1 млрд 45 млн.
Метод сравнительного изучения догматических систем. - учат в богословии. Метод,
заслуживающий внимания и доверия. Но недостаточно прочный. Попробуйте, когда
перед вами сидят католические богословы. Надо обратиться к истории, фактической
истории. То ли это отражение воли церкви, или это есть ложь? Чистилище, непорочное
зачатие, не так то здесь все просто.
Делегация Ватикана принимала участие в таких диспутах. Там используются такие
психологические трудные методы… Пытаются создать такую атмосферу, чтобы уйти
от сложных и хитроумных вопросов. Были случаи, когда люди после таких споров
переходили в католичество.
Владимир Соловьев “Россия - вселенская церковь”. Человек прочитает и не побежит
ли в католичество?
Католицизм - религия заблуждения. Не прав католицизм! О религии суди по святым
ее. Святая Тереза Великая, возведенная в учители церкви - танцует с кастаньетами
и называет Христа супругом. Такая же Катарина Сиенская, в 20 лет, чувствует,
что с ней что-то должно произойти, которая говорит с Иисусом и творит молитву
“Соединись со мною браком в вере”.
Чем они живут. Эти цветы: Тереза Маленькая - учитель церкви. Украшала цветочками
младенца Иисуса. Перлы в ее книге: “Мы посмотрели друг на друга и все поняли”.
У Бренчанинова - требование к подрастающим девицам: “Прекрати играть с Богом
в романы!”
Я пытался на русско-католическом диалоге проделать такие штуки, специально
назвал католических святых сумасшедшими. Думаю, сейчас они возмутятся и набросятся.
Я был поражен. Уходят от вопроса. Видят ложь, понимают заблуждение и уходят
от этого. Это уже беда. Они сознательно уходят.
С протестантизмом еще проще. Достаточно догматики, не переходя к мистике.
Достаточно только одной мысли, чтобы увидеть. “Верующему грех не вменяется в грех, человек спасается только верой”. Но простите, и бесы веруют! Что же вы говорите… Все перепутали на свете. Забыли, какая вера спасает человека.
Православие решительно заявляет, что спасает человека не вера умовая, в то, что было или что будет. А то состояние, которое приобретается только правильной христианской жизнью. Когда человек убеждается, что ни одну страсть не может человек победить в себе, без помощи Бога. Синергия - нормальное состояние человека - это соБожество. С Богом я все могу сделать, без Бога - ничего. Вот это и есть спасительная вера. Только если я тону, мне нужна помощь. Видя себя тонущим, он обращается ко Христу. Христос приходит и спасает его. Так начинается христианство.
Ответы на вопросы.
# Святитель Игнатий Бренчанинов: бесценное сокровище нашего времени.
# Житие Дмитрия Ростовского. Брал католический материал и некритически использовал его. Жил в засилии католического влияния. Конец 17 в. - наши духовные заведения жили под сильнейшим влиянием умовой деятельности католицизма и даже протестантизма. Мы от этих вещей открещиваемся, а вы открещиваетесь от Терезы? Для нас истина дороже всего, а там - нет. Все источники после 11 столетия крайне повреждены. Но мы их и называем сумасшедшими, а католики их называют Учителями Церкви.
# Понятие о грехе: в веданте приходит учитель к ученику и говорит “Ты брахман”. Тот слышит, несколько лет ходит. А потом приходит к учителю и говорит: “Я брахман”. Культ гордыни, культ самого себя. Учитесь от меня, говорит Будда. Я сам все познал. Я - Он. Бесстрастно можно сказать о его духовном состоянии.
# В русском человеке генетически заложена православная вера? Наиболее соответствует
своей природе православие. Своя специфика, свои особенности. Можно сказать шире
- у славян наиболее глубокое восприятие христианства.
Христос рождается среди еврейского народа. Кто он - спаситель, величайший врач.
Куда приходит врач? Чем сложнее болезнь, тем к более глубокому специалисту приходится
обращаться. Христос пришел в наиболее больное место.
Значимость мысли Бренчанинова - “Антихрист должен родиться в России”. Значит здесь наиболее правильный народ, наиболее восприимчивый к правильному отношению к Богу. Антихрист должен делать прямо противоположное тому, что делал Христос. Здесь он разрушит самое святое. Будем ждать царя в России. Только берегитесь, будьте осторожны, чтобы не ошибиться.
# Богословие и теология освобождения, и теология революция. Хилиазм - тысячелетие. Верование среди христиан, что Христос придет и устроит тысячелетнее Царство благоденствия на Земле. Идея царства Божия на Земле. Это будут праведники. В этом нашем бренном теле. В русском богословии - Владимир Соловьев, протоиерей Павел. В Латинской Америке ориентированы на эту жизнь. Народ горячий и охваченный земными интересами. Кротость, любовь, молчание - это непостижимые для них вещи. Богословы - искусные люди. Слон произошел из гвоздя, если нужно - докажут. Можно создать общество справедливости на земле. Источник несправедливости - в моей душе. Тирана сменяет тот, кто сам хочет быть тираном. Шафаревич - материал, иллюстрирующий данную мысль. Из зависти, из ненависти, из желания самому стать таким же богатым, получить власть. Не понимают, что сердце, не очищенное от страсти, не может изменить мир.
# Все заповеди даны для всех, а не только для монахов. Монашество отличается тем, что там особые условия жизни. Освобождают себе больше времени для более правильного заповедей Евангелия. Столько забот у мирского человека. Лучшие условия позволяют человеку достигать большего очищения души - для достижения христианского совершенства, христианского бесстрастия. Монашество - это оранжерея. Потому и преподобные. А кто выше? К кому был посла Великий Макарий - к двум женщинам, замужним - поучиться. К кому был послан Антоний Великий - к сапожнику - поучиться. Оба ушли с великим назиданием. Мерою смирения измеряется благодать. Потому что у них была тайная мысль, что мы - подвижники. А там в миру… Это полное искажение христианства, думать, что молиться должны только монахи.
#
Лекции профессора богословия А.И.Осипова:
"Православная
духовность",
"Христос и прогресс",
“О свободе”,
"О Православии",
"Спасение
сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная
вера",
"О таинствах церковных",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".