Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 22А, 22Б, 23А, 23В “Зачем православие человеку”

Зачем нужно православие современному человеку? Каждый прекрасно знает, чего ему не хватает. Наивен вопрос - особенно, когда погода хорошая. Мы переходим на рельсы просвещенного Запада. Вопрос: а что это мне даст, какая мне от этого выгода?

Что дает мировоззрение человеку. Как важно человеку знать цель, знать направление, и те необходимые средства, которые нужны, чтобы достичь эту цель.

Мы подобны кораблю. И когда утонет этот корабль, я не знаю, но я точно знаю, что он потонет. Это феномен: я знаю, что умру, но я не верю. Это другие умрут, но не я.

Увидеть, зачем я живу, для чего я живу, и зачем мне это нужно?

Какова цель человеческой жизни?

Хочется обратиться к другой реальности. Что мне нужно? Я живу и чего-то жду. Кто испытал полноту счастья, тот ничего не ждет. Он кричит - мгновенье остановись.

Что такое счастье? То состояние, когда человек может сказать: “Мне больше ничего не нужно” - наверно, это цель жизни. Я бы употребил другое слово - присущее христианскому сознанию. Радость. Христос первое, что сказал слушателям - “Радуйтесь”. Ключевое слово в том, к чему стремится человек. Мы обо всем забываем, когда мы радуемся.

Все, что мы имеем, скоро кончается. Муфасаил бы тоже сказал, что все прошло, как один миг, хотя прожил более 900 лет.

Православие показывает человеку, что подлинная радость, которая не может быть отнята у человека и не зависит ни от каких внешних условий, находится внутри человека, в духе его. Секрет, как открыть этот ларчик. Мы все стремимся внутренне, философски, религиозно к цели под названием - благо, счастье, радость.

Истина приносит человеку благо. Как интеллектуальное постижение истина соотносится с благом. Как оно переживается человеческим сердцем.

Первое - православие дает ясное понимание смысла человеческого существования.

Попробуйте приступить к любому делу без цели, без смысла, без средства. Что делаешь? Зачем? Не знаю. А ведь жизнь это такой труд… А мы не думаем о ее цели, о смысле ее.

Смерть не бессмыслица, окончание человеческой жизни не нонсенс. Это определенный этап в человеческом существовании. Бог есть Любовь. Но кто или что Он такое? Он существо на какой-то планете? Это какой-то субъект? Бог в человеке осознает себя?

Бог это не объект. Как думают язычники. Он нигде не находится. Он вне времени и пространства. Все находится в Нем.

Бог это не субъект. Как учат пантеистические учения. Я не есть Бог.

Он все и источник всякого бытия.

Понять мы этого не можем, но поскольку Он есть, он открывает себя в той мере и в той степени, в какой мы уже можем воспринимать Его.

Христианство утверждает, что Бог - является ничто иное как Любовь, и пребывающий в Любви в Боге пребывает. Что это за любовь? Апостол Павел объясняет, о какой любви идет речь и как она приобретается: “Мы проповедуем Христа распятого. Иудеям - соблазн. Эллинам - философам - безумие”. Христос есть Божья сила и Божья премудрость, как дух Он невыразим. Мы ничего сказать о нем не можем. Христос есть образ, доступный нашему пониманию. “Кто видел Меня, тот видел Бога”. Символом христианства является крест. Кто пойдет на жуткие страдания, ради любви к человеку? Ради родственников своих - еще может пойти. Здесь - за кого Он идет. Вокруг Него насмешки, издевательства. Он страдает за них несмотря на все это.

Дать возможность каждому человеку обрести то, сокровище, которое присутствует в каждом человеке, но закрыто как в ларчике, к которому никак мы не можем найти ключа.

Православие является той религией, которая отвечает человеку на вопрос о смысле жизни, о страдании. Ничто, бессмыслица? Каждое деяние человека, все, что случается с человеком случается не напрасно. Это дает ему возможность стать на верный путь жизни, приобщиться к тому благу, которое именуется в христианстве Богом.

В других религиях Бог становится средством для получения рая. Он мне для того и нужен, чтобы обеспечить загробную жизнь. Христианство говорит, что Бог - это и есть то благо, которому предназначен человек. Объясняет человеку важнейшее - смысл жизни, его творчества, его поступков.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Смысла нет. Кончают и бутылкой, и шприцем.

История христианства насчитывает 2 тысячелетия. Есть возможность увидеть опыт людей, которые становились на христианский путь. Человек просто правильно живущий - он действительно начинает приобщаться к этой радости, становится существом, переживающим уже здесь эту радость. Пишут об этом очень и очень многие. Не только восторженные и фанатичные. А люди потрясающей глубины ума. Исаак Сирин оставил одно из замечательных описаний: “Что есть возгорение сердца - о всякой твари”, он не может без слез смотреть на страдания других существ. Даже врагов своих.

7 век: Генрих Джеймс написал о нем, как о

мы носим величайшее сокровище в своей душе, оно есть это сокровище, человек открой, приобщись к этому сокровищу. Поверь! Надо же поверить. Множество людей разных народов, разных эпох, ставших на путь праведной христианской жизни открывали этот ларчик, и никакие страдания не были страшны им. Какова эта радость. Ее не выразишь словами. Чувство любви, которое приобретается в человеке. Не рассудочным путем мы приходим к цели жизни.

Человек может быть исполнен этой радости, он воздействует на других своей радостью. Как много значит такой человек для других Он сам становится солнышком, этой любовью. Он чувствует не слова, а искреннюю любовь. Серафим Саровский - был малообразованный человек. Но у него находили утешение люди самых разных уровней и сословий. Утешение на всю остальную жизнь.

Православие заключает Бога не в формы, не в образы. Оно призывает к соединению человека с Богом. В Иисусе.

Как должен вести себя христианин в этом мире?

Человеческая жизнь не является обособленным организмом. Все мы являемся единым телом. Этого не знал никто и никогда. Мы являемся не горохом, рассыпанным на поверхности земли. Мы являемся единым телом. Как я должен относиться к ним?

Буду ли я завидовать, буду ли я вредить? Буду ли я рубить свою собственную ногу? Нет тех, кого мы можем ненавидеть. Любая ненависть, это тот грех, который я приношу самому себе. Себя я разрушаю, себя я гублю. Мы все одно тело. Это и есть понятие церкви. Христиане - прежде всего.

Христианство сделало открытие, равного которому нет в истории. Бог есть Любовь.

Когда в человеке окончательно засыхает душа, тогда человек становится против всего тела, он сам по себе. Любовь оказывается единственным принципом.

Ненавидеть - грех, завидовать - грех, тщеславиться - грех. Я на 100 % врежу себе. Себя я раню.

Если бы мы христиане действительно любили друг друга, к нам бы хлынули во все ворота. Если бы действительно на самом деле любили. Не улыбочки или фальшивые признания в любви. А настоящая любовь.

“В один день все бы стали христианами”. Язычники так и говорили: “Посмотрите как они любят друг друга, даже врагов своих любят”. Это дает величайшее благо самому человеку.

Из Бурдильена в переводе Полонского. “Ночь смотрит тысячами глаз, а день одним. Но солнца нет - и по земле мгла стелится, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним. Но нет любви, и гаснет жизнь, и дни плывут как дым”. Это отражает самую суть человеческого существования. Вся суть заключается в этом.

Как ее приобрести - эту любовь. У католиков - романтика, Христос это жених. Только православие открывает самое главное - найти свой путь в этой жизни. Как я должен жить, каким я должен быть, чтобы получить то, что уже есть в моей душе.

Православие дает ключик к этому ларчику. Дает конкретный путь, и дает средство. Духовная жизнь только там, где есть смирение. Это основополагающий момент. Нет любви и быть не может там, где нет настоящего истинного смирения.

Исаак Сирин пишет: “Не может быть любви к людям у того, кто имеет любовь к миру этому”. Речь идет о страстях. Тот, кто не возненавидел то, что мы именуем страстями, там только эгоизм. Мы жертвуем всем и вся ради эгоизма. Открываются двери царства Божия, не пассивность, не забитость, ни никчемность. Смирение- души человеческой, которая начинает видеть, что я ничто без Бога, и все с Богом. К этому надо прийти.

Основной христианской истиной является - синергия. Совместная деятельность. Сотрудничество. С Богом. Соработничество. Человек сам без Бога не может приобрести Царство Божие - только с Богом.

Но самое интересное, что и Бог не может спасти человека без самого человека. Богу нужны не рабы, а сыны и дщери.

Такого высокого учения о человеке не найти нигде.

В индуизме человек растворяется как кукла соляная в океане.

В мусульманстве человек падает ниц перед всемогущим божеством, и оно дает ему райские наслаждения.

Христианство говорит, что ты - как бог. И свобода, которая тебе дана неприкосновенна, к ней сам Бог не может прикоснуться.

Смирение не раболепство, это есть познание человеком той истины, что без Бога я не могу приобрести Царства Божия. Когда я увижу, что я сам просто не могу. Когда человек правильно обращается к Богу, с Богом живет, тогда он все может. Достигает преподобия, а не только подобия. Видение того, что я с Богом составляю цельность и достоинство.

Человек - это существо, с Богом соединенное и без Бога не могущее существовать. Синергия позволяет приобрести высшее состояние, именуемое любовью. Сам Бог является величайшим смирением. Иудеям - это соблазн, эллинам - безумие. Крест и для тех, и для других неприемлем.

Если Бог есть то благо, в котором он существует. Христос воссел одесную Бога, как второй царь.

Правильный путь человеческой жизни. Православие дает этот путь.

Ответы на вопросы:

# После грехопадения человек оказался в состоянии ниже естественного. Призван человек быть в состоянии выше естественного. При создании он был естественным. Создан был как семя. Грехопадение ввергло это семя в почву. Оно стало в состоянии раскрытия этого семени - состоянии общения с Богом. Первый человек не мог понять, кто он есть без Бога. Грехопадение позволило познать всю смертность и бессмысленность существования человека без Бога. Оно делает нас способными быть в непадательном состоянии.

# В 9 веке фактически разделились православие и католичество. В 11-м - официально.

# Статьи и журналы есть. Книг я писать не могу. Держать ручку надо. “Путь разума в поисках жизни” - это единственная книжка.
# Брак всегда есть брак. Во всех религиях. Двое объявляют, что они будут мужем и женой, будут вести совместное хозяйство. Приносится клятва верности. “Брак честен и ложе нескверно”. Венчание - бог верующим людям дает особый дар благодати, вспомоществующий им в их совместном труде воспитания детей.

# Догмат, о котором говорят православные парижские богословы, как о самом серьезном противоречии между католиками и православными. Вы пропели символ веры без Фелиоклы. “Не беспокойтесь, мы его про себя сказали”. Суть всех догматов без исключения - нет слов, нет понятий, с помощью которых мы могли бы выразить божественные вещи. Это ограда - ори - оросы - догматические определения вселенских соборов. В ограде могут быть разные мысли, разные понимания. Но переступать за ограду - нельзя! Назначение догматов -

Любой бесенок в преисподней знает больше, чем сотня профессоров богословов, и остается паршивейшим бесенком.

Христос не имел никакой власти ни над учениками, ни над теми, кого он исцелял.

Вся власть Христа была нравственная. Моральная власть, моральный авторитет. В Риме что произошло. Он не просто человек, он непогрешим. Человек всегда может ошибаться. Говоря “экс кафедра” - он обладает полнотой власти над каждой точкой, где есть католическая церковь. У нас в своей епархии никто не даст собой командовать. Глубочайшее заблуждение - Тереза берет Христа в супруги. Это дичь. Иисус толкует Катарине псалтирь. Обнимает ее, вынимает ее сердце и дает ей другое.

Франциск Ассизский чувствует себя преображенным в Иисуса. Говорит: “Не сознаю за собой ни единого прегрешения”.

Духовная жизнь, ее направление там прямо противоположно тому, о котором говорит тысячелетнее существование единой церкви до разделения и вторая тысяча существования православной церкви. Это отступления, которые хуже всякого догматизма. Они готовы чтить всех наших святых. Романы со Христом, прямая прелесть. Мнение о себе, это уже тяжелейшая беда. Нельзя соединиться!

# В христианстве основание простое: “Вот я стою при дверях и стучу. И кто откроет мне дверь, с тем я буду пировать”. Человек пребывает в непадательном состоянии. Он может понять, что мое благо в Боге. После смерти весь опыт человеческий остается.

# Человек вступает в вечность. Проповедуйте этот верный путь. Пока времени осталось не так уже много.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Сайт создан в системе uCoz