Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

Осипов. “Православие”, 20А, 20Б, 21А, 21В “Жизнь после смерти” (г. Таллин)

День поминовения усопших. Впервые после Пасхи свершается поминовение тех, кто живы, конечно, живы, но живут другой жизнью, не той, которой живем мы, но той, к которой придем все мы. Тема эта касается в большей степени нашего сердца, чем ума. Усопшие - хорошее слово. Как оно отлично от тех, слов которые мы слышим вдали от церковных стен.

В разных религиях есть разные представления о “той жизни”. Христианство в этом отношении совершенно уникальная религия. Эсхатологическая участь человека, учение которое доказывает, что христианство происходит не с земли, а с неба.

3 дня, 9 дней, 40 дней, какие это события?

Кто спасается? Что, спасаются только единицы на много тысяч и миллионов?

Что такое геенна, вечные муки, что это? Вечные - бесконечны?

Как это сочетается с любовью Его. Много интересных вопросов в этой теме.

Что происходит. Я то все знаю. Я там бывал не раз (смеется), для профессоров там отдельное есть отделение, они в самой нижней части “того мира”.

Понятно, что нет слов в нашем языке, с помощью которых можно выразить, что там происходит. Никто не может выразить словами. Апостол Павел слышал голоса, которых никто не знает. Нет понятия для выражения той реальности. Один епископ умирал. Перед смертью озирался и говорил: “все не так, совсем не так”. Мы все представляем ту жизнь по образу и подобию жизни этой, мы не можем отрешиться, фантазируем. Современная наука дает полезные вещи: физики-ядерщики говорят, что в нашем мире нет слов, которые выразили бы тот мир микрочастиц. Абсурдные вещи: время течет вспять. Иначе не объяснить. Волны-частицы - тоже трудно понять. Когда что удобнее, тут мы так и мыслим. Это аналогично и нашей теме. Тот мир невыразим. Реальности там совсем другие. Жизнь и бытие преподобной Феодоры - слова ангела “Все, что ты видел здесь - это только слабое подобие того, что есть там”. Как слепому объяснить цвета? У него нет этих понятий. Язык изображений нужно перевести в понятия, ясные для понимания.

Это очень важно для понимания участи многих людей.

Страсти. Это тянет настолько, что человек не может с собой справиться. Для тела уже вредно. Все равно не может справиться. Какое рабство! Что происходит с человеком? Разлучение души с телом. “Страдающий плотью перестает грешить”. А ведь все страсти остались. Корни страстей - в душе, а не в теле. Они остались в ней. Самые гадкие порнографические картинки находили у людей, которые уже рассыпаются.

Если человек культивировал какую-то страсть, то в том мире, отделенная от тела душа страдает от невозможности удовлетворения этой страсти. Ничего невозможно делать. Душа отделена от тела.

Если бы только одна эта мысль была понятна нам, мы бы сразу стали по другому жить. Как страшна смерть моментальная. Человек не успел раскаяться, перемениться, - метания. Неожиданно оказывается перед лицом непреодолимой решетки, за которой видны предметы страсти, но ничего нельзя вкусить. Христиане знают и могут готовиться к этим испытаниям. Люди, перенесшие ленинградскую блокаду, интересно было бы их послушать, что такое голод.

При смерти уже опыт соприкосновения с тем миром. На что его дух устремлен? И к святым приступают при смерти. Но с другими испытаниями.

Душа находится близ тела. Потом она вступает в “тот мир”. Два этапа. Душа водится по обителям райским, затем по адским местам, душа испытывается на все, и на добро, и на зло. Душа начинает созерцать и видеть, т.е. познавать. Познание не есть акт внешнего созерцания, а истинное познание есть акт субъективно-объективный, т.е. охватывающий полноту и переживаний внутренних, и сопричастности с внешним. Происходит испытание личности, души перед лицом добродетели. Например Кротость. Влечет меня это или отталкивает? Целомудрие, хорошо это или смеяться можно над этим. Видим лицом к лицу, так как есть. Красоту видим эту. Сам Бог - это красота. Приобрела ли душа стремление к этой красоте. Душа влечется к целомудрию, насколько душа жаждет этого и жаждала. Видеть красоту добродетели. Бог - есть красота неизреченная. Приобрела ли душа стремление к красоте. Зависть и любовь

Мытарства. Происходит в высшей степени серьезное. Мир духовный, мир святыни. Открывается вся сила страсти. Испытание души. Бог дал человеку свободу, которой он сам-Бог не смеет коснуться.

Зависть или любовь. Куда ты человек? Вот в чем мытарства. Каждая страсть выявляется со всей силой. В какой степени человек побеждает каждую страсть. Если он здесь боролся, то эта капелька становится залогом, что Господь дает ему возможность побеждения того зла, которое в данной страсти. Эти страсти предстают взору души человеческой. Падение на той или иной ступени - вот, что происходит. Страшное не в смысле ужаса, а в смысле ответственности, которую человек на себя берет. Христиане знают, что здесь надо бороться. Если есть это произволение, то господь выводит его из мытарства.

Потом человек проходит испытание грехами.

Второе: только свобода. Бог есть не только величайшая любовь, но и величайшее смирение. Царство Божие только свободою человеческой приобретается. Любовью. Кто ответит любовью на любовь, тот и приобретет это Царство. Здесь проявляется свобода человеческая. Здесь мы не видим ни рая, ни ада, ни Бога, ни бесов. Совесть у всех есть. Здесь мы свободны творить добро или зло. Никто нас здесь не принуждает. Земная жизнь очень важна для человека. Здесь осуществляется наша свобода. Плоды этой жизни и обнаруживаются по смерти. Вот где мир тот. Многие хотят спрятаться, чтобы никто нас не видел, что внутри нас. В церкви есть величайший бальзам - покаяние. Метания по гречески. Изменение отношения к тому, что я совершил. Ненависть к тому греху, который я совершил. Раскольников готов был идти на каторгу - вот, что такое раскаяние. Покаяние дается для того, чтобы мы после смерти не страдали.

“Пока не поздно - примись за себя”. Вот что происходит до девятого дня и до сорокового. Это своего рода экзамен. Не Бог человека проверяет, а сам человек оказывается перед лицом этой святыни. Сам человека падает или спасается. Все зависит от его земной жизни. Сороковой день - это подведение итогов.

Что если страсти победили человека. Отпал он перед лицом святыни. Сильней страсть оказалась любви Божьей. Последний суд - страшный суд. До этого времени идут внутренние процессы в самой душе. Нужно молиться и поминать человека. Церковь учит этому. Как правильно это делать? Если кто-то действительно хочет помочь близкому человеку. Люди ограничиваются внешними действиями. Формальное отношение в этом вопросе: люди ходят в храм, подают взносы на храмы.

Мы живущие и умершие не отделены духовно. Мы

Те, за кого мы молимся, они не отъединены от нас. Мы можем реально помочь им. Мы ограничиваемся даяниями и подаяниями. А самое главное - Сей род (бесы) изгоняется только молитвою и постом. Мы принимаем на себя их грехи, нужно пожить от усердия, по христиански, праведно, правильно. Постараться ни на кого не обижаться, не завидовать. Не отвечать на зло злом. Бога подачками не купишь. Ради этого ближнего - изменись сам. Возьми подвиг на себя - хоть немножко пожить по-христиански. Наши молитвы часто бывают бессильными, почему? Записок можно сколько угодно дать, и денег сколько угодно. Этим лицемерием усопшему не поможешь. К сожалению многие этого не знают. Часто мы своих усопших оставляем без помощи. Процессы изменения души происходят и за гробом. Для нас важна идея, что эти процессы происходят. И надо им помочь.

Не православные не спасаются? Ну и Бог, какой же он любовь. У Аллаха больше любви, наверное. Знал, что погибнут - знал. Сотворил - сотворил. Кальвин об этом и рассуждал. Поэтому Он изначально распределил одних к погибели, других к вечной жизни.

Богословы так и говорят - вне православной жизни спасения нет.

Зачем парашют, если есть случаи, когда падали и не разбивались - один или два. Тогда можно и без парашюта летать. Православие дает правильный путь. Человек спасается изменением своей души. Вот настоящий путь спасения. Весь мир погибнет? 150 миллионов из шести миллиардов православные. А остальные что не спасутся? Христос сказал: всякий грех и хула на сына человеческого простятся, а хула на духа святого не простится. Это единственно непрощаемый грех. Сознательное уклонение от истины - единственный грех. Синедрион повелел убить и воскрешенного Лазаря, как свидетеля чуда, совершенного Христом.

Суть этой хулы исходит из чувства своей праведности. Христос поставил грешников, но они действительно видели, что они грешники. Когда человек оправдывает свои грехи - я не виноват - все вокруг виноваты. Это самый страшный грех. Я хороший человек, и ожидаю от Бога награды. Это чувство праведности становится инструментом противления Богу. Такому человеку чувство Бога не нужно. Спасителя такому человеку не нужно. Медная стена, стоящая между человеком и Богом. Первым в рай вошел разбойник.

Такие люди не знают покаяния. Из этого состояния не может быть раскаяния.

Нет хулы на духа святого - может быть и не у христианина. “Всякий делающий правду приятен Мне”. Иногда можно бороться за мир так, что не оставишь камня на камне. Кто действительно ищет истину, тот и истинно верует. И может быть спасен.

Ветхозаветные праведники - кто такие. Те, кто верили, что придет мессия спаситель. Этого мало. Праведники те, кто чувствовал, что им нужен Бог-спаситель. Тот и верует. Кто праведник - кто стремится к правде, кто осуществляет ее в своей жизни и кто через подвиг понуждения себя видит, насколько он не достоин той правды, и видит, что только через Бога он может приблизиться к ней. Без бога я весь в страстях и весь в погибели. Апостол Павел пишет к Тимофею: “ Христос - спаситель всех человеков, тем паче своих по вере”. Так что же теперь все равно во что верить? Ветхозаветние праведники.

Первое: спасение возможно только Христом. Никто до Христа не спасался. Жертвою Христовым все спасаются.

Второе: можно спастись, но как из огня. Сам спасся и остался ни с чем. Освободить себе путь к Богу там. Чтобы безболезненно достичь этого спасения. Христианская жизнь - это и есть правильная человеческая жизнь. Не зная этого, человек попадает в тот мир, начинается истязание человека страстями его же. Не знал он о праведной жизни. Нехристианам тяжел тот мир. Проходит к Богу, но тяжелейшим путем. Апостолы учили все народы, каждого человека, чтобы он не страдал, предупреждая его о том, что будет. Спасутся многие люди, кто искренне стремился к добру, но жалко нехристиан. Очень много придется им пострадать.

Геенна: давайте разрешим этот вопрос. Одним махом трех побивахом. Вечные муки. Это очень сложный вопрос. Все богословы пытаются решить этот вопрос: бесконечная любовь и вечные муки. Как они соотносятся. Всякие хулы простятся, только хула на Духа Святого не простится. Человеческих мерок здесь нет.

Один сельский учитель спас аристократа зимой. Тот заблудился, а учитель вывел его. Аристократ устроил в честь него великосветский прием. Учитель на знал за столом, чем и как пользоваться. То возьмет не в ту руку, то не знает как кушанье есть. Выпил воду, которой надо было руки обмывать. Он вспотел весь. Потом с ужасом вспоминал всю жизнь этот прием. Так и с Царством Божием.

Царство Божие - это не очень простая вещь. Если человек всю жизнь жил ненавистью, злобой, то атмосфера любви для него - ад адский. Для тех, кто не способен быть с Ним Он дает возможность быть вне Себя. Во тьме кромешной - кроме Бога. Происходит уже окончательное самоопределение личности. Способен он быть с Богом или не способен. Лицемер не способен быть с Богом, лгун. Он сам избирает добровольно отказ от Бога. Геенна это не насилие, не Богиня с завязанными глазами, с весами, которая как компьютер взвешивает добрые и злые дела. Любовь Божья всегда присутствует. Она и будет тем пламенем, к которому человек не приучился на земле. Человек всей своей жизнью создает себе жизнь ту. Вне Бога - тьма. Человек сам выбирает себе бытие. Вот и геенна огненная. Никакого насилия над человеком не будет. Окончательное страшное самоопределение личности. Господство страстей: будет гореть яростью, злобой, завистью. Огнь неугасающий, и червь неусыпающий. Никакого насилия быть не может. Большинство людей, наверное, все-таки спасутся. Аминь.

Ответы на вопросы.

# Тьма кромешная - там Бога нет? Мы не знаем, что такое вечность, не знаем что такое Геенна. Ничто не может существовать без Бога.

# У Георгия Флоровского есть мысль, что душа относительно бессмертна.

Мы не знаем, что такое бесконечность, что такое геенна огненная.

Исаак Сирин: “Неразумно думать, что любовь Божия оставляет душу в аду. Эта любовь и является источником мучений грешных душ”.

Наши представления антропоморфные. Ясно одно, там не женятся и не выходят за муж. Там меняется категория отношений. Как там будут вести себя разведенные? Все зависит от отношений. Ожесточенная борьба против истины, против правды, истины, какое вызывает у вас впечатление о человеке?

# Если кто не возненавидит отца, мать, детей своих, не может быть учеником моим. Истину нужно возлюбить больше, чем пристрастия и себялюбие. Любовь к другому чаще переодетый эгоизм.

Оказывается: соединяет людей дух, а не плоть. Если эти духи совершенно разные наступает духовное отторжение. Также как, отрезается гангренозная рука или нога. Раскол, разъединение. Не было бы Царства Божия, если бы были страдания одних за грехи других.

# Есть мысль религиозная: что человек умер на Пасху, значит ему грехи отпущены. Все наоборот - он и умер на Пасху, потому что каялся, исповедовался, жил по-христиански.

# За что человеку даются страдания? Униженная просьба Бога - не прыгай с седьмого этажа. Все заповеди есть предупреждения. Апостол Иаков так и пишет: “Бог никого не искушает, каждый искушается, влекомый своими похотями и страстями”. Вот природа страстей.

Найдите мне человека, который скажет: “Я вижу свою душу и что в ней происходит”. Говорят, что человеческая душа - это айсберг. Одна десятая над водой, остальное не видно. Да, миллионной не видим. В шестом веке произошел переворот: император делал страшные пытки. За что Ты нам послал такое наказание: “Искал худшего, но не нашел”.

Меня не тронь ни с какой стороны. Загляни в души - и содрогнешься.

# Как определить наказание или на исправление? Грехи - это предупреждение нам. Все, что случается - это просьба об исправлении. Мы ищем причину вокруг себя, во всех окружающих, кроме самих себя. Посылаются не в наказание, и не в исправление, а предупреждение. Игумен Никон: “Все наши враги - это наши драгоценные, бесплатные учителя, которым мы должны быть благодарны”.

# “Господи отвори нам, не твоим ли именем мы…” Даже творение чудес не является свидетельством пребывания в Боге. Иуда творил чудеса и сотворил свои дела. Некоторые имеют дарование делать чудес, и часто кончают жизнь самоубийством. После исцеления, после прозрения кончали с собой. Спасение заключается совсем в другом, это состояние мытаря, разбойника, женщины, которая обмывала волосами стопы Спасителя. Это состояние готовности к принятию Бога. Христос говорил: “Стою у дверей и стучу”. Голосом совести, обстоятельством. Он стучится в нашу душу - открой. А у нас тут дел полно, хочешь жить - умей вертеться. Спасается человек, кто приобретает душевное устроение, при котором есть нужда в Боге”.

# Могут ли прийти души умерших? Святые предупреждают, что нужно быть очень осторожным. К снам. Лучше не доверять. Иногда это совпадает, человек начинает доверять, а ему потом такое покажут, что человек в петлю лезет. Сейчас беда - 42% американцев имели контакт с умершими, идет повальное увлечение мистикой. Трудно различить, где глас Божий, где нет. Надо жить по Евангелию, и каяться. Святые и те отказывались от различных видений, а нам грешным и подавно то Бог велел.

# Когда Бог посадил деревья в райском саду, не провоцировал ли он то, что случилось с первыми людьми? Первое состояние людей было иным. Господь знал, что творят первые люди. Грехопадение было средством обучения человека. Человек должен был утвердиться в добре перед лицом испытаний. Состояние первого человека было более низким. Это было падательное состояние. Блаженный Августин: “Велика свобода - быть в состоянии не грешить. Но большая свобода - не быть в состоянии грешить. Непадательное состояние”. Человек уже познал, что это такое и отошел от него. Он возвращается на другом уровне развития. Стал нравственно не способным делать зло. Адам не знал, что такое быть без Бога. Он не знал, что теряет.

# Три действующие персонажа: Бог, человеческая свобода, и дар Божий. Четвертый - Сатана. Есть одно важное обстоятельство: Сатана не может коснуться нас ни на йоту. Исаак Сирин: “Без нашего соизволения не может, пока мы руку не протянем”. Макарий Великий: “Бес присидит каждому греху, тогда духовно соединяется с нами”. Сам Бог не может меня спасти, тем более сатана-тварь не может меня погубить. Чем ближе к язычеству, тем больше страхов по поводу сатаны. Не давайте повода к связи с ним.

# Господь попустил телесное беснование. Это болезнь. Господь попускал даже многим святым телесное беснование. Обладание телом, но не душой человека. Бренчанинов: “Это свидетельство об особой милости Господа к человеку. Это самый легкий путь спасения, никакие страсти уже не мешают. Это гораздо лучше, чем человек вроде бы нормальный, а на самом деле: “Меня не тронь, а то пойдет вонь”. Телесное беснование - это ничто, по сравнению с душевным.

# Растление молодежи. Близкие не могут оказать помощи в сложной ситуации. Если есть Бог - то все возможно. А если нет, тогда чего вы меня спрашиваете. Проблема молодежи - это проблема родителей. Как у вас телевидение. Благотворно действуют на детей? Может пока выбросить телевидение, годков на пять… Сразу - нет. В Посаде в 12 часов ночи бродят девчонки. 15 лет - гуляют по улицам, садятся в машины к парням. Куда смотрят родители. Есть дух человека, а есть дух общества. Родители не обращают на себя внимание. Дети показывают в обнаженном виде те страсти, которые родители хотели бы скрыть. До переходного возраста дети воспитываются примерами.

# Самоубийство -страшнейший грех. Как быть, если при жизни человек был праведником. Ложная праведность может привести к самым серьезным аномалиям.

# Фрейд, Юнг, запад по существу безрелигиозный. Хомяков говорил об этом еще в девятнадцатом веке. К нам переходят все эти моды и тенденции.

# Солдат, умирая ненавидел врага. Мы никогда не сможем судить о духовном и душевном состоянии человека. Говорим: “Бог - судья”. Всю историю христианство руководствуется: “Нет большей праведности, как кто-то положит душу свою за друзей своих”. Кротость и смирение - был Христос. А что он сделал? Христос прут сделал, скамьи опрокинул, деньги раскидал. Есть гнев праведный и неправедный. Честь и хвала тому, кто гневается праведно. Но судить не можем.

# Игумен Никон: речь о человеке (1894 - 1963), который был из крестьянской семьи, но в училище полностью утерял веру. Поверил в науку. Насколько была сильна идея, что наука сильнее религии. Занимаясь наукой понял, что наука не занимается вопросами мировоззренческими. Тогда он погрузился в философию. Он был человек талантливый. Спал он мало, читал много. Зимой ходил в полуботиночках. Достиг солидных знаний. К нему ходили за консультацией. “Я увидел, что ни философ - то философия, а где же истина?” Был на грани самоубийства от потери смысла жизни. Все умирают и я умру, какой смысл в том, что я живу? Однажды летом в 12 ночи, он не выдержал, воскликнул: Господи, если ты есть, откройся, мне. Я не ради любопытства, я на грани жизненной катастрофы. Здесь произошло то, что перевернуло всю его жизнь. Его охватило такое состояние радости, переживания близости Бога. “Я готов на любые муки и страдания, за то, что Ты мне открыл”. Такое извещение в душе, человек готов на любую смерть. Услышал размеренные удары колокола. Но в 12 часов ночи - не может быть. Звон продолжался. Не психологизм ли это? Потом вспомнил, что у Тургенева в “Живые мощи”, Лукерья перед смертью слышала звон колокольный сверху. Потом в книжке Булгакова Сергея Николаевича “Свет невечерний”. Тоже размеренные удары мощного колокола. Внутренние извещения Бога выражаются в таких внешних церковных феноменах. В революцию срывали прежде всего колокола. Они берут за душу больше всего. Он поступает в московскую духовную академию. Апологетика - нам никто не отвечал на вопросы. В духовных школах часто присутствует схоластика, без ощущения жизни. А она душу способна убить. Гонения в 31 году - принимает монашество. Его через два года арестовывают, отправляют в лагеря. Сажали с самой отъявленной шпаной. Самое жуткое, не холод, не голод, а это совместное пребывание со шпаной. “Один день Ивана Денисовича” - это курорт, по сравнению с условиями, в которых он жил. За несколько дней был освобожден до выстрела в Кирова, это его спасло. Его взяли в Вышнем Волочке прислугой к уважаемому врачу. Был чернорабочим. Другая школа - тяжело было жить в атеистической семье. Насмехались, издевались на ним. Одна из сестер тяжело заболела. Характер у нее был тяжелый, он ухаживал за ней. Она ругалась, оскорбляла его. Вдруг он видит сон: ей являются старцы, которые указали на него, как на священника, который может ее спасти. Он - Никон. Она попросила у него исповеди. Рыдание сплошное. Он так изменилась, что в доме никто понять не мог. Она превратилась в ангела. Умерла как христианка. Вторая сестра приняла монашество. Но никто не знал, что у нее под подушкой лежит монашеское одеяние. Никону дали служение в городе Козельске. Шамординов монастырь. Это были кожа и кости, живой скелет. Монахини питались очень плохо. Жил самой подвижнической жизнью. На глазах Осипова: При нем кошка, которая отказывалась от котят, начала кормить. Гжатск, теперь Гагарин. За лето маленький Осипов вырос выше, чем на голову. Никон отчеркивал каждый день его рост на притолоке. Потом сказал: “Ты что, хочешь быть выше Господа Бога”. Страшные боли у умирающей, дал чайную ложку кагора. Отнесли - она заснула, проснулась как ни в чем не бывало. Все эти чудеса проходили как само собой разумеющееся. Не заметно. “Ну, а вы когда в Сергиев Посад когда переезжаете?” На него смотреть нельзя было, вставал в 5 часов. Молитва продолжалась до литургии, до 9-10 ч утра. Пятисотница - 500 молитв Иисуса особым образом. Завещал изучать учение Бренчанинова. Мы стараемся этому следовать. Ну ладно.

#

Лекции профессора богословия А.И.Осипова:

"Православная духовность",
"Христос и прогресс",
О свободе”,
"О Православии",

"Спасение сегодня",
"О церкви",
"Задачи педагогики",
"Почему именно православие - истинная вера",
"О таинствах церкви",
"Проблемы воспитания",
"Суть Православной веры",
"Жизнь после смерти",
"Зачем православие человеку".

?????? ??????? ?? ??????? ?????? ????????
татуировка руки
Сайт создан в системе uCoz