Чертова духовность ... Я все время пыталась определить - что это такое. Именно эти изыскания привели меня к формулировке: духовность - это способность переводить несчастье в благодать, а страдание трансформировать в чувство глубокого удовлетворения. Многие цитаты подтверждали мою догадку. Например: “Страдание - есть знак нашей неоставленности Богом”. Или: “Бог не по силам креста не дает”. Однажды по религиозному радио я услышала, что психиатр, посетивший святого, поставил ему диагноз банальной неврастении. Обостренность чувств и душевная ранимость - суть болезнь. Значит способность сопереживать без умения понимать и действовать - тупик...

С.Лазарев противопоставлял любовь человеческую любви Божественной (первая убивает, вторая - спасает). Ничто в мире не должно быть выше и значимее для человека, чем любовь к Богу. Кроме того, по его мнению выигрывает всегда добродушный.
Р.Сингх (канадский доктор индийского происхождения) расписал структуры мозга, которые отвечают за вступление в резонанс с вибрациями всемирного квантового поля. Шишковидная железа (эпифиз) выделяет мелатонин, когда человек испытывает благоговение. Уровень мелатонина определяет состояние здоровья, в частности, будет ли развиваться рак. Отсюда, вероятно, появляется статистика: верующие живут в среднем на 20 лет дольше (Ю. Гущо).

Дальнейшие наработки приводили к следующим выводам:

Духовность - это бесконечное самосовершенствование; - как-то мелковато и слишком индивидуалистично.

Духовность - это достижение понимания Промысла Божия и действия в этом направлении; теософы долго смеялись по поводу промысловиков, которым ведом этот Промысел.
Духовность - это постоянный поиск своего Пути, только того, что соответствует твоему предназначению на этой Земле (это уже почти по Дао). Отсюда вытекает: карма - это сопротивление окружающего мира, препятствующего человеку, отклонившемуся от своего предназначения.

Больше всего мне понравилось у Лао Цзы:
"
Достигая состояния
самопроизвольной естественности,
становишься проводником Высшей воли";
и еще (у него же).

С точки зрения совершенствования очень помогли Лунные узлы Виктора Фирсова

Зима (2002-2003) прошла под флагом Юнга. Многим соционикам и всем остальным рекомендую прочитать не только 10-ю главу в его "Психологических типах". Он был гораздо шире той выжимки, которую сделала Аушра для создания соционики. Отсюда, по-моему, и идут многие проблемы соционики (см. "Техника безопасности в соционике"). Он был в курсе восточных духовных учений, информация о которых прошла мимо западного сознания создателей соционики. Осталась только Ян-составляющая, без ее Инь-дополнения, а именно произошел перекос в сторону сознания (Истины), без учета жизни и материи (Милости). Высушенные мозги перестают понимать, что все схемы и модели, пусть и самые близкие к действительности, всего лишь некоторое приближение к Жизни. А она безмерна и неисчерпаема. Нужно максимально близкое описание Мира дополнять практикой и техникой пребывания с ним в Резонансе. Т.е. жить и понимать, ежесекундно развивая свою модель, а не только верить в какую-либо систему и пытаться впихнуть мир в нее, обижаясь, когда это не получается. Любое знание (как ден.знаки) нужно наполнять любовью (золотым запасом). Без этого - инфляция - лучше оставаться несведущим и жить инстинктами (самопроизвольная естественность) - результат будет ближе к вышеупомянутому Божьему промыслу. Это точно.

Конспект К.Юнга по вопросу общения сознания со своим бессознательным.

Лето (2003) - Феофан Затворник и Шри Ауробиндо. Прекрасное подтверждение того, что параллельные линии в духовной практике обязательно пересекаются. Можно даже свести в одну таблицу рекомендации одного и другого Учителя по одним и тем же вопросам. Разница наблюдается только в терминах, словаре и описаниях частностей.

Осень (2003) - второе прочтение Д. Кришнамурти. Когда-то было уже прочитано две книги (вот след). Осталось в памяти призвание жить под девизом "Спонтанность и непосредственность" и отстранение от всех и всяческих авторитетов. Теперь, при более глубоком проникновении в его учение, возникла потребность освоить предлагаемую технику: "наблюдение - осознание - неотлагаемое совершенное действие". Кое-что осталось непонятным, - по его словам все должно происходить само собой, без усилий и контроля. С другой стороны требуется колоссальная интенсивность осознания происходящего "того, что есть", без оценки, без осуждения и восхваления, без воспоминаний и надежд. Только настоящий момент.
Мне представилось, что это возможно, если ось времени развернуть к себе стрелой. Она превращается при этом в точку - и это точка максимального осознания и проживания. Тогда память (суть ушедшее в прошлое = мертвое) и знания (приобретенные "из вторых рук") перестают мешать чистому восприятию. Далее дорогой коллега по "пламенному сотрудничеству" обещает решение всех проблем, так как за осознанием следует действие наилучшим в "предлагаемых обстоятельствах" образом. То есть - по-Божески, для тех, кто все еще (или уже) верит в Него, или единственно верным способом, который может снять проблему, не плодя новые.
Более подробные соображения можно найти здесь. Существует и критика его идей, под названием религиозный нигилизм. Критик доказывает, что ничего нового Кришнамурти не придумал, эти идеи высказывались в Индии много сот лет назад. Что вызывает к нему еще большее доверие.
Судя по развитию самого Кришнамурти, он прошел дорогу от традиционных канонов духовной жизни ("У ног Учителя") до полного отрицания каких бы то ни было Учителей ("Книга жизни" и "Бомбейские беседы", "Вне насилия"). Он сам призывал не брать ничего на веру и не считать его Мессией.

Октябрь, 2003.
# Духовность заразительна! Вести себя духовно: значит в каждый момент времени понимать, с кем имеешь дело. Не метать жемчуга перед свиньями, но бережно делиться истиной с братьями по духу. Остается открытым вопрос: как же тогда свиньям перебраться на правильный берег, как им заразиться духовностью? Выход один: всей своей жизнью создать пример, который был бы привлекателен и вызывал у всех окружающих хорошую зависть, не оставляющую сомнения, что только такой подход к жизни - истинно верный и сам собой и являющийся счастьем.
# Какой-то лама по TV: "Самая большая опасность это не агрессия, которую мы осознаем, а агрессия неосознаваемая нами. Единственная возможность справиться с этой опасностью - это любовь. Это чувство способно защитить нас от всех последствий этой невидимой битвы, и даже предотвратить ее вообще".
# Я не умру, пока смерть сама не придет за мной. Я буду жить так, как будто каждый день в моей жизни - последний. И теперь я счастлива. (из какого-то к/ф)

Декабрь, 2003. С Рождеством! (пока еще католическим)
Мистики-оккультисты предлагают свой вариант понимания принципа Христа. Может быть, людям, которых церковная версия не убеждает и кажется наивно-устаревшей, будет проще понять и принять христианские истины из уст "избранных". Мистическое христианство, Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении, в изложении Йога Рамачараки (конспект).

Январь, 2004. Девятая книга Лазарева оказалась на прилавке, когда мы искали подарки к Новому году. Конечно, и сам С.Н.Лазарев, и отец Кураев, в своем критическом очерке о нем, призывают читать первоисточники (Библию то есть). Это все правильно. Но как переводчик с затемненного иносказательного языка, который наша церковь не утруждает себя растолковывать, на современный, доступный бывшим атеистам язык, Лазарев выполняет свою задачу хорошо. Пусть отец Кураев и называет такую трактовку "традиционным блюдом российской интеллигенции под названием "каша в голове", но при духовном голоде на первых порах и такая каша лучше, чем ничего.
Очень порадовало то, что и Лазарев, и П.Траннуа в книге "Сад и самоисцеление" согласны в том, что в России баланс мужского и женского начал находится в равновесии, в отличии от Запада и Востока. Правда с распределением этих начал по Земле вышла неувязочка. Лазарев мужское (духовное) начало приписывает Востоку, а женское (материальное) - Западу, а Траннуа с точностью "до наоборот": мужское (эгоистическое, левополушарное) начало признает за Западом, а женское (основанное на цельности и любви) - Востоку. С этим еще придется разобраться. Но вывод радует: Россия - сердце Земли, в котором мужское и женское пребывает в единстве.

Февраль, 2004. С древнейших времен дошли до нас простые истины. Учение Герметической философии Древнего Египта и Греции под название "Кибалион". Изложенные Тремя Посвященными из Чикаго в 1908 г., эти Принципы и Аксиомы небезынтересны.

Полтора года посещений собраний теософов в библиотеке №27 (проезд Девичьего поля) постепенно помогли создать довольно выпуклую картину духовных поисков невоцерковленных современников. Их программный труд отражен в лекциях и беседах: Радха Бернье "Духовное возрождение человечества". К сожалению, после прочтения этого труда создалось впечатление, что все усилия теософов сводятся к психологической компенсации при сравнении своей жизни (обеспеченной, если не пресыщенной) с жизнью другой, нищей и обездоленной. Призывы к братству, к борьбе со своим Эго, потуги ощутить себя в единстве со всеми людьми без разделения, обсуждение вопросов кармы и реинкарнации, - все это направлено на устранение дискомфорта от присутствия в жизни рядом с ними чего-то несчастного, несовершенного, мучающегося. Они медитируют на тему всемирного единства, перешивают одежду для бедных детей, съезжаются на конференции. Но совесть все равно не дает покоя. Даже захотелось написать для них брошюрку: "Как богатых сделать счастливыми".

ФРАГМЕНТЫ. 6.02.2004 Накануне в маленькой книжке отмечала карандашом фразы, характеризующие состояние мышления современного человека: "Внешняя проблема - это следствие проблемы внутренней, возникшей в сознании, в душе. ... Решения наших проблем до сих пор не найдены, поскольку все они являются фрагментарными и возникают в недрах фрагментарного ума". На утро после этого первые сообщения по телевизору были также о фрагментах - фрагментах человеческих тел, которые собирали во взорвавшемся вагоне метро. 39 человек погибли, более 100 ранены. Вот так фрагментарное мышление приводит к реальному воплощению разделения между людьми - в уничтожении их друг другом. Уничтожение ведет только к уничтожению. Ничего другого не дано. Только изменение в сознании может что-то исправить в реальной жизни. Дух определяет бытие.

Суфийская мудрость. Есть очень интересные находки вроде этого: "Все, кроме ученых - мертвецы!"

Весна и лето 2004. Калинаускас И.Н. "Наедине с миром", "Хорошо сидим".
Искренность и обаяние исповеди. Человек прожил многое, прочитал еще больше. Просветлел. Что дальше?
"Жить надо". Кстати, очень симпатично было его просветление: человек смеялся 4 часа без остановки. Причиной стало понимание того, что все, что говорит он сам, все, что пишется в большинстве духовных книг (Ошо, Раджниш и т.д.) - одно и то же. После этого, он передал свою Школу ученикам-активистам, а сам занялся бизнесом.

Михаил Деев в своем "Универсаде" по радио с умилением напомнил сколько духовных богатств черпаем мы из наблюдения за произрастанием саженцев на своих сотках. Его изобретение: "Каждый садовод может считать себя духовным олигархом". Браво!

Июль 2004. "Трансцендентальная медитация. Махариши Махеш Йоги". Роберт Рохт. Дружные медитации снижают преступность, болезни и суицид. Проблема одна - как собраться 1% населения города для ежедневной медитации.

Начало августа 2004. Мы вернулись с духовного слета "Жизнеград". Вот некоторые впечатления.

Сентябрь 2004. В Москве открылся Клуб Просветленных (я не шучу). Сначала меня покоробило такое название. Кстати, не только меня. Все немного морщатся, когда слышат столь заносчивое определение. Позже я попривыкла, и мне это стало даже нравиться. Кто может прийти в такой клуб? Только простодушные люди, которые примут название за чистую монету и те, кто обладают хорошим чувством юмора ("Даешь Просветление!"). Вот программа Клуба Просветленных "Открытые Небеса" (пока у них нет своего сайта, они просили меня их представить).

Октябрь 2004. Мысли о новых русских мусульманах. Из передачи по TV: "Люди перестали пить водку и нашли хорошую религию. Там все объясняется, все понятно, ничего не надо принимать на веру. Не пудрят мозги непонятной Троицей. А главное - дисциплина, здоровый образ жизни возведен в ранг религии. Вся жизнь - по предписаниям. Русские засели за арабский язык. Бьют лбами о коврики, надели своим женам и дочерям платки". Налицо тяга к ясности и порядку, о которых за пятнадцатилетие перестройки и дикого капитализма истосковалась русская душа. Хаос в душе преодолевается простыми указаниями Корана. "Делай раз, делай два". Беспроцентные займы в мусульманском банке - вообще чудо какое-то. Партнерские отношения и заинтересованность, чтобы человек смог отдать заем. Ну, ладно, если это выгодно материально, можно воспользоваться такой услугой, но зачем же себя увечить? "Мы хотим создать новую субкультуру внутри России". Что имеем? Смесь желающих выпендриться ("оригиналы") с незрелыми подростками, жаждущими маршировать в колонне мощного "Мы" (бить поклоны), а главное переложить ответственность за себя и свои поступки на писание. Попытка решить свои проблемы, обособившись, отделив себя от не правоверных, т.е. от неверных. Новое разделение способно плодить только дополнительные проблемы (см. Кришнамурти) - очередное дробление внутри страны счастья и покоя не сулит. Даже как этап личного развития (для укрепления своего духа на позиции трезвенности и чистоты) мне этот путь не кажется разумным. Время, необходимое для освоения умения жить своим умом (осознанием), будет потрачено на научение жизни по канонам. Динамичность мира в данный момент требует включенности и адекватности, реакции спонтанной и органичной. Жесткие каноны, выработанные около полутора тысяч лет назад за тысячи километров от нас, вряд ли дадут такую возможность.
Дело, ребята, не в обрезании, а в урезании целостного огромного и жутко изменчивого Мира до мира, вписывающегося в традиционные и далекие от нас каноны. Не жалко?

Ноябрь 2004. Новые определения духовности. Коллекция пополнилась на собрании свободных членов Международного Теософского Общества (Адьяр) в библиотеке N27, что на проезде Девичьего поля (1-й и 3-й четверг месяца, м.Спортивная, Москва). 1) Духовность - это способность поступать альтруистично (Володя). 2) Духовность - это свобода, полная и безоговорочная (Влад - Ри). 3) Духовность - это этика жизни (Саша). 4) Это невозможно выразить никакими словами (Светочка). 5) И вообще, все вокруг - это просто колеблющиеся молекулы (Геннадий Евгеньевич).

А вот принципы духовности, самые простые, сформулированные далее Володей: "1. Не делать больно. 2. Не убивать. 3. Не пить. 4. Не тратить силы на секс". Не такой уж и напряг. Но как-то скучновато.

Информация поступает разными путями. Вот дали посмотреть видеофильмы движения авотара Кальки. Просветленная шведка Аннет и ученики Бхагавана и жены его Аммы рассказывают в духе рекламы новой косметики о своих духовных опытах. Такая ассоциация возникла у меня потому, что одно время я пыталась приобщиться к сетевому маркетингу Neways и смотрела очень похожие ролики про эффект от "лучшей в мире" косметики. Ощущение восторга и счастья от полученного Просветления передается в очень сходных выражениях. Это, конечно, рассчитано на западного потребителя. Вся индийская мудрость сведена к простым и доступным словесным формулам. Но слова все правильные: убедитесь сами. (Кстати, в начале ролика без комментариев присутствует хроника съемок Кришнамурти).

Примерная беседа для тех, кто будет ходить в наш клуб анонимных психов и просветленных.

Декабрь 2004. Обыкновенное маленькое новогоднее чудо. В музыкальной школе устанавливают искусственные елки со световодами в иголочках. Цвета иголок меняются: красный, зеленый, ярко-желтый. Все переливается и переходит из одного цвета в другой. Мы с дочкой полюбовались этой завораживающей картиной, и она пошла на урок. А я открыла книгу, захваченную с собой случайно. "Сад учителя" - О.Б.Обнорской - "Путешествие в миры мечты". И далее я прочитала описание того, что только что видела, хотя текст описывает события 1936 года. Учитель, у которого автор учится в некоей воображаемой реальности, открывает перед ней книгу с рисунком Древа Жизни. Она видит, что оно, "как бы все переливающееся светом. Внутри каждой ветки (как красная ниточка или жилка) шел красный свет, его обволакивал ярко-зеленый, а он замыкался в золотисто-белый. И все это мерцало и струилось." Ну, откуда она в 36 году знала о световодах? И, главное, как Вселенная узнала, что я буду читать это, и смогла проиллюстрировать так точно, вплоть до совпадения цветов: красный, зеленый и бело-золотой? Во истину, в мире духа времени нет.

Шутка Кости (теософа) в библиотеке: "Фрагментарии всего ума соединяйтесь!"

Январь 2005. А вот еще подарок судьбы. Наш родной Гоголь прекрасно все понимал и про братство (Христово), и про нашу национальную особенность - умение любить других не по кровному родству, а по родству духовному. То есть у россиян духовное братство закодировано генетически, а значит никакое западное разложение и распад, хоть и усиленно внедряемые, нам все равно не страшны. Вроде не ко времени сейчас говорить про Пасху, но давайте вспомним про "Светлое воскресенье".

Опять встреча с Йогом Рамачаракой. Жнани-йога. Объяснение того, что есть Единый Дух.

Февраль 2005. Теософы объявили каникулы. "Нужно вымыть стакан из-под молока, чтобы налить в него воду". В мой вымытый (от теософических посиделок) стакан как из ушата полились: имморталисты (ратующие за бессмертную жизнь, а пока крионику), трансгуманисты (отслеживающие новые технологии, в том числе и нано-), почитатели Федорова (напоминающие первым о родных российских корнях и о том, что нужно еще и умерших воскресить). Кроме того, валом повалили лекции и семинары геронтологов. Самая значимая из них - лекция академика Скулачева в МГУ. Им создается молекула, претендующая на способность прервать программу старения - SkQ. Причем тут духовность? А притом, что никто из них не связывает процессы старения с духовной жизнью человека. Как будто лабораторные мыши, мухи дрозофилы и человек стареют по одним законам, не имеющим принципиального различия. Только у геронтолога Халявкина А.В. прослеживается строгость в этом вопросе: науку, которой он занимается, он обозначил как БИОгеронтология. Вот это честный подход. Без путаницы. А то даже уважаемый академик предположил, что верующие люди достоверно живут дольше потому, что постятся. То есть, опять свел все к биологии (режиму питания). И это наблюдается среди большинства ученых, занимающихся проблемами продолжительности жизни. Например, Л.К. Обухова, когда я пыталась поговорить с ней о человеческой, а не биологической составляющей старения, развела руками и отослала меня к психологам и психиатрам. Судя по литературе, геронтологи, занимающиеся психикой пожилых, ограничиваются отслеживанием отклонений, появляющихся в поведении человека при увядании. Ну, что ж. Тем интереснее остро стоящая задача: проверить гипотезу о влиянии духовной жизни человека на скорость процессов старения. Предлагаю всем проверить эту гипотезу, начиная с себя и своего ближайшего окружения. Результаты исследования присылайте.

Апрель 2005. Вот и до живого православия добрались. Лекции профессора богословия Осипова. Пришли от бывшего дельтапланериста (кстати, отца троих детей), который не смог жить без неба, и завязав с дельтапланами, нашел небо на земле, воцерковившись. И теперь с радостью приобщает к этой новой жизни всех своих знакомых. Итак: Осипов "Православная духовность", "Христос и прогресс", “О свободе”, "О Православии", и другие его лекции.

# Наслушавшись и напечатавшись по православию, я выстроила последовательность духовного развития: идеал жизни - жить в совершенном соответствии с Божьим промыслом. Если понимаешь как - живи. Не понимаешь - живи по-совести. Не понимаешь, как жить по-совести - живи по Заповедям - там все прописано, к этому призывает и церковь. Только церковь хочет ограничить нас Заповедями, не очень-то стремясь учить тому, как распознавать и слышать глас Божий в своей душе. Никто не учит этому в страхе, что человек может расслышать что-нибудь не то или распознать как-нибудь не так. С Заповедями все гораздо проще.

В момент написания этих строк по телевизору в передаче "Апокриф" Саша Никонов утверждает: "Совесть - это неврастеническая реакция на конфликт нашего поведения с программами, вшитыми в наше сознание. Вся русская литература девятнадцатого века - это описание клиники неврозов. Представление о совести - внутреннее представление о внешних законах. При внутреннем конфликте ты начинаешь себя жрать. От неврозов надо лечиться. Психотерапия, душ Шарко. Если нету совести - человек абсолютно здоров! Как говорил Сократ: "Имей разум, и закон внутри будет не нужен". Другие реплики: "Совесть - это сожаление о прошлом". "Часто журналисткие ошибки - результат простой лени, забыли что-то проверить или кого-то переспросить... Совесть просыпается потом, если вообще просыпается". "Свобода совести - это что такое". "Развилка в определении совести (Эфрон и Брокгауз): Глас Божий в человеке или социальный инструмент регуляции общественного поведения". "Нужно выбирать: иди настучи на друга - и все будет о'k". "В психологии понятия совести нет. Есть Фрейд, есть цензура". "Была ли совесть у врачей, работавших в немецких концлагерях? Решили, что нет. Но есть раздвоение личности: в семье они любили своих детей, слушали Генделя, на работе - методично делали свои опыты над заключенными. Может быть не две личности, а больше. Имя им легион". В.Ерофеев:"дьявольщина какая-то!".

Май (26.05).2005. В Москве в 3-м гуманитарном корпусе МГУ проходил круглый стол по вопросам бессмертия. О моем свежем открытии в области иммортологии: помирить технократов, уповающих на изобретения и клонирование, с гуманитариями, которые напоминают о духовном развитии в первую очередь, оказалось вполне реально. Ключевое слово "Загрузка" решает все. Имеется ввиду перенос всей психики человека в новое (например, клонированное) тело. Когда появится техническая возможность такого переноса, то этот процесс будет тем более успешен, чем целостнее будет переносимое, т.е. не раздираемо разными страстями и грехами. Это и понятно - целое перенести легче, чем разрозненные, воюющие друг с другом куски, разделенные "пространством смерти" (по Лао Цзы). Короче, праведникам это удастся, а личностям противоречивым навряд ли. А как выработать эту самую целостность и единство с окружающим миром - это тема всех духовных практик и религий. Подробнее об этом. Know how (!!!) - ссылка при цитировании обязательна.

Июнь 2005 - на моем родном факультете (МБФ) обнаружился офис основателя Су-Джок - корейца Пак Дже Ву. Профессор стал развивать теорию оздоровления с помощью биоэнергетических меридианов в духовном направлении. Теперь это УлыбкаМедитация и твист-терапия. Там же проходила " Конференция Су-Джок Академии, посвященная летним Международным Дням Улыбки, с участием основоположника Улыбкамедитации профессора Пак Чжэ Ву" (20-23 июня 2005 г.). Прямо скажем, не дешевое удовольствие - обучение умению улыбаться оценивалось в 500 руб. утром и 500 руб. вечером. Поскольку скидок бюджетникам сделать не захотели, я конспектировала лекцию профессора из-за двери аудитории. Прямо как в лучшие студенческие годы. Там же можно было купить всякие прибамбасы с улыбками, но больше всего меня повергла в изумление пластинка (!), поддерживающая улыбку рта. Ну, это просто "Финиш!" Что примечательно, зал был переполнен. Столько людей желало научиться улыбаться... Что же они делали всю предыдущую жизнь?

Ноябрь 2005. После ухода теософов в подполье (то есть переноса их семинаров за 50 км от Москвы) совершенно естественно на горизонте появилось другое духовное сообщество. м.Таганская. Лыщиков пер. от Николо-Ямской ул. Храм Покрова Богородицы. Благословил нас батюшка, и мы с дочкой пошли в воскресную школу. Дочке говорили, как радуются родители, когда у них дети послушные. А нас посвящали в сложности церковной службы по старинной книге. Все было обыкновенно, пока наш лектор не произнес одну фразу: "Когда человек правильно стоит на службе, он отсутствует в этом мире. Он находится между миром горним и дольним, вне времени". И я поняла, зачем мы сюда пришли.

Декабрь 2005. В передаче Александра Архангельского по каналу "Культура" больше часа маститые писатели, редакторы всяческих журналов и газет и даже Батюшка выясняли смысл слова "Духовность". Они пытались опровергать мифы о русской духовности и западной бездуховности, сравнивали русские иконы и черный квадрат Малевича. Вот что было произнесено (вкратце):
духовность - это:
- культура и цивилизация (человек культурный и образованный безусловно духовен (???));
- присутствие Духа Святого (Дух ходит, где хочет);
- рыцарство, стремление спасать и жертвовать собой (западные люди отдают просто так деньги, а русские этому не верят),
- практичность и деловая смекалка (в XVI-XVIII вв. всплеск русской мастеровитости и технологий);
- правильное отражение реальности в искусстве (русские авангардисты во время революции);
- любовь и душевное отношение друг к другу;
- совершенная гармония в оркестре (подчинение единой воле для создания целостного звучания);
- религиозность (чем больше верующих, тем духовнее народ (???); в России на Пасху ходит 3% населения, а в Украине - 27%).
Было еще что-то, да не запомнилось. В общем, сколько людей, столько определений - этой загадочной "духовности".
А как Вы сами определяете её? И так ли это важно? Мне определение духовности, найденное не сразу, помогло жить (см.Леммы духовной жизни). Может быть, это не так уж и лишне - создать свое определение.

А вот вам найденная мною недавно общероссийская идея - "Радей за Россию - в мире" (а потом уже обогащайся, тащи в семью и побеждай в конкурентной борьбе).

 

azfor
Сайт создан в системе uCoz